Поиск блогов по метке "география"

  • Александр Григорьевич

    удаленное видео

    Видео было удалено. По неизвестным причинам.  

  • Александр Григорьевич

    Поселок Октябрьский Камчатка

    Видео ролик о рыбацком поселке на западном побережии Камчатки.

  • Александр Григорьевич
  • Александр Григорьевич
  • Александр Григорьевич

    Загадочный остров Матуа на Курилах.

    Загадочный остров Матуа на Курилах.



    Средние и северные Курилы можно смело называть необитаемыми. Эти туманные, вулканические острова абсолютно безлюдны. Ни души сегодня нет на Харимкотане,Чиринкотане, Экарме, Шиашкотане, Матуа и Расшуа. А по рассказам местных, нет никого и далее к югу - на островах Ушишир, Кетой и вот этого уникального острова Симушир. Сотни километров побережий русских островов совершенно не обжиты, хотя мы владеем Курилами с 1945 года. Здесь нет рыболовных баз, поэтому в прилегающих акваториях не ловят рыбу.

    Здесь нет населения, поэтому нет охотников, геологов, горняков, нет даже туристов. Даже в эфире - полный покой. А между тем, Курильские острова кишат живностью - как водной, так и сухопутной. Черпать бы и черпать. Богаты Курилы и историей. Условно ее можно разделить на 3 этапа: раннюю, японскую и советскую (российскую).

    Советскую и раннюю мы более-менее знаем. А вот о японской - до невозможности мало.

    Поэтому самым загадочным и неизведанным островом Курильской гряды до сих пор остаётся небольшой о. Матуа




     
    Остров Матуа относительно небольшой – 11 километров в длину, 6,5 километра в ширину. Высота наивысшей точки, пика Сарычева (вулкан Фуё), – 1485 метров. Находится остров в центральной части Курильской гряды, поэтому значительно удалён от населённых районов Сахалина и Камчатки. Никакой связи с внешним миром нет. Да, собственно, и незачем – остров необитаем.

    Первое упоминание об острове Матуа найдено у Ивана Козыревского, который был на самых северных островах Шумшу и Парамушире в 1711-м и 1713-м годах и собрал много сведений о всей гряде. Матуа он называл островом Мотого. Казачий сотник Иван Черный, доходивший в 1766–1769 годах до Итурупа, называл Матуа островом Мутова.

    В своем отчете он писал о нем:
    "Мутова — на нем сопка, коя по объявлению курильцев в недавних годах преужасно горела, причем по всему острову разметало каменья так, что и летающих птиц во многом числе оными поубивало. Коренье все выгорело и заметано камнем".

     

     До начала XX века здесь существовало постоянное поселение айнов. Накануне Второй мировой войны японцы превратили Матуа – кстати, сами японцы произносят его название как Мацуа-то – в мощнейшую крепость, в непотопляемый авианосец, контролировавший северо-запад Тихого океана. Здесь располагался крупный аэродром с тремя длинными взлётными полосами, позволяющими поднимать самолёты практически при любом направлении ветра. Полосы подогревались термальными водами, а потому могли использоваться круглогодично. Есть достаточно оснований полагать, что на Матуа находились какие-то секретные японские объекты. Вполне вероятно, что это были лаборатории по разработке химического или бактериологического оружия. Сюда приходили, совершив почти кругосветный поход, подводные лодки Третьего рейха. Американцы неоднократно пытались уничтожить аэродромы и островные объекты, потеряв в боях с десяток самолётов и как минимум две подводные лодки.

  • Александр Григорьевич

    Загадочный остров Матуа на Курилах. Продолжение.

    Мало того, что остров был надежно защищен неприступными скалами и высокими берегами, на нем еще дополнительно построили целую сеть различных военных укреплений. Много пришлось потрудиться над их возведением как самим японцам, так и военнопленным из Китая. Опасаясь бомбардировок и обстрелов с моря, японцы все глубже зарывались в землю, и к лету 1945 года на Матуа не было свободного места от всевозможных оборонительных фортификаций в виде рвов, траншей, окопов, блиндажей, дотов и дзотов, люнетов, подземных убежищ и целых галерей. К этому времени остров Матуа, как и многие другие Курильские острова, превратился в настоящую крепость посреди океана, взять которую было проблематично. Но русским посчастливилось штурмовать только один остров, самый северный на Курилах, — Шумшу, остальные были взяты меньшей кровью, а то и вовсе без боя. В этом ряду и остров-крепость Матуа. Его гарнизон сложил оружие перед нашими войсками 26–27 августа 1945 года. С тех пор остров стал русским, но до настоящего времени продолжает хранить в себе много японских тайн.



    Церемония сдачи в плен военнослужащих 41-го отдельного пехотного полка, входившего в гарнизон острова Матуа. Японский офицер — командир полка, полковник Уэда.
    После капитуляции Японии 14 августа и до захвата острова советским десантом 27 августа 1945 года у японцев было достаточно времени, чтобы скрыть и законсервировать все наиболее важные и ценные островные объекты. Удивительно, но, судя по описи захваченного на острове оружия и снаряжения, десантники не нашли на Матуа ни одного самолёта, танка или орудия. На 3811 сдавшихся японских солдат и офицеров оказалось в наличие всего-то 2127 винтовок. При этом лётчики, моряки и артиллеристы куда-то исчезли, а в плен попали лишь стройбатовцы да вспомогательный персонал. Сравните это с трофеями, взятыми на внезапно атакованном 18 августа острове Шумшу, где одних только танков оказалось более 60 штук.

    Уже после того, как японцы были эвакуированы с Матуа, а на их месте обосновались советские военные, на острове стали происходить весьма странные события: пропадали люди, ночами на склонах вулкана мелькал свет, а невесть откуда у наших военных появлялись редкие трофеи. Например, коллекционный французский коньяк…

    После войны США очень хотели заполучить Матуа себе, но лукавое предложение Сталина поменять его на один из Алеутских островов Трумэн не принял. Почему? Это станет понятно, если найти цитаты из переписки Сталина и Трумэна по вопросам капитуляции Японии. По предварительной договоренности, японцы обязательно должны были капитулировать на Курилах и северной части Хоккайдо перед советскими войсками. Но Трумэн "забыл" об этом и в своем приказе для генерала Макартура оговорил всю капитуляцию японцев только перед американскими войсками. Сталин тут же напомнил об этом, но Трумэн стал ломаться и в конце концов выразил желание "располагать правами на авиационные базы для наземных и морских самолетов на одном из Курильских островов, предпочтительно в центральной группе". Таким островом с готовым, прекрасным аэродромом был только Матуа. Сталин в ответ попросил для своей базы один из островов Алеутской гряды. С тех пор вопросов подобного рода не возникало. Так что, в 1944-45 годах американцы, сдается, положили на Матуа глаз и по большому счету щадили его уникальные оборонительные сооружения.

  • Александр Григорьевич

    Загадочный остров Матуа на Курилах. Продолжение.

    О том, что происходило на Матуа в советские времена, известно мало. Гражданские сюда не добирались и не допускались, а военные свои секреты хранят. По всей видимости, на острове располагалась воинская часть, обслуживающая радары. Разломанные установки и свалки электронного оборудования 60–70-х годов разбросаны по всему острову.

    Примерно до 2001 года на Матуа сохранялась погранзастава. Потом она сгорела, а лишившиеся крова погранцы были эвакуированы на большую землю. Сейчас на острове никого.

    Закрытых бухт на Матуа нет. Если рассматривать остров на картах или аэрокосмической съёмке, то может показаться, что хорошего укрытия для судна вблизи острова не существует совсем. На практике же удобное и относительно безопасное место – это пролив в юго-западной части острова, прикрытый с запада небольшим островком Иваки (Топорковый). Именно здесь находился японский рейд, располагались причалы. О японцах напоминают двухэтажный дот на берегу, заваленный обломками судов и техники пляж, остатки пирса и остов потопленного в проливе транспорта «Ройё-мару». Где-то на дне пролива лежат и другие японские транспорты – «Иваки-мару» и «Хибури-мару», торпедированные американской подводной лодкой SS-233 «Херринг».

    Недалеко от места стоянки «Котоярви» на отливе появляется из воды огромный дизель, заросший водорослями и ракушками. Сердцем какого из судов, нашедших свой конец в проливе, он был, установить уже невозможно.


    На Матуа мы простояли несколько дней, и каждый поход на остров сопровождался удивительными находками и открытиями. Отлично сохранились взлётные полосы аэродрома. Бетон на них и сейчас лучше того, что лежит в Шереметьеве. Вокруг аэродрома сотни ржавых бочек из-под горючего. В основном наших, но попадаются и немецкие с маркировкой Kraftstoff Wehrmaght 200 Ltr. («Горючее вермахта, 200 литров»). На бочках чётко читаются даты с 1939 до 1945 года. Удивительно, но среди немецких бочек есть и полные.

    В открытом доступе многочисленные оборонительные сооружения: бункеры, доты, капониры, оборудованные артиллерийские позиции, десятки километров траншей и рвов. В зарослях ольховника полно железного хлама, иногда самого удивительного. Можно, например, наткнуться на чугунную паровую установку, очень напоминающую небольшой паровоз. Во рвах и на береговых осыпях торчат из-под земли чугунные и керамические трубы. Что это? Водопровод, канализация или части системы обогрева аэродрома?

    Прошёл по берегу – наткнулся на замаскированную водонапорную станцию с огромными чугунными механизмами внутри казематов. Всё в относительной сохранности. В задней стене другого развалившегося строения обнаружил маленькую дверь. Открыл, за ней тропинка, через 200 метров в лесу скала, присмотрелся – а это искусная кладка, за которой вход в каменный тоннель, уходящий в гору. К сожалению, заваленный взрывом уже в самом начале. Неподалёку свалка. Из земли торчит чугунная японская «буржуйка», рядом осколки керамики, на которых читается маркировка японской армии, бутылки и пузырьки с иероглифами, гильзы, кожаная обувь…

  • Александр Григорьевич

    Загадочный остров Матуа на Курилах. Продолжение.

    Даже если не слишком стараться, на острове легко найти множество сооружений, назначение которых нелегко объяснить. Какую, например, нагрузку могли нести бетонные бункеры с метровыми стенами, толстенными стальными дверями и такими же ставнями? Казарма, командный пункт, склад, бомбоубежище? Но зачем тогда столько окон со сложной системой стальных ставень и запоров, зачем мудрёная сеть воздуховодов? Может быть, лаборатории? На острове не раз находили какие-то сложные приборы с датчиками, манометрами, центрифугами… Правда, эти приборы были сломаны и выброшены ещё самими японцами. А где же всё остальное? Техника, оборудование, снаряжение, личные вещи гарнизона? Что сюда привозили или увозили немецкие подлодки? Что пытались уничтожить или захватить американцы, что нашли уже наши?

    Вот что пишет  Команда катамарана «Котоярви» несколько дней исследовала этот клочок курильской суши

    Вопросов множество. На часть из них мы смогли получить ответы в Петропавловске-Камчатском, встретившись с Евгением Михайловичем Верещагой – бессменным руководителем камчатско-курильской экспедиции.

    С Верещагой мы связались ещё из Москвы, рассказали о планах. Опытный камчадал посмотрел фотографии катамарана и высказал вежливое недоумение: по Охотскому морю и Тихому океану на таком не ходят. Но в помощи не отказал – на Матуа нас ждали 120 литров 92-го бензина, без которого пришлось бы туго. Могли мы встретиться и в море. Примерно в то время, когда «Котоярви» продвигался на север, камчатско-курильская экспедиция с пограничниками устанавливала на Курилах православные кресты. У острова Ушишир мы вышли на связь с пограничным вельботом, но подойти к нему не смогли из-за бурного моря и густого тумана. Встретились уже в Петропавловске – в музее, который Евгений Верещага, Ирина Витер и их соратники создали в результате исследования Курильских островов и в первую очередь Матуа.

    – Почему именно Матуа, ведь совсем рядом с Камчаткой есть Шумшу и Парамушир, большие по размеру и лучше известные острова, отбитые у японцев в том же 1945-м?

    – Очень долго Матуа был абсолютно недоступен. Возможность туда попасть появилась лишь в 2001 году, когда сгорела застава и ушли пограничники. В этом году у нас прошла уже 14-я экспедиция, но даже сейчас остров показывает нам лишь одну сотую своих тайн. Хотя вывод однозначный: остров был законсервирован японским гарнизоном перед сдачей советским войскам.

    – А у них было на это время?

    – 18 августа началась Курильская десантная операция. Информация об этом прошла по всем Курилам, естественно, на Матуа узнали о начале военных действий со стороны СССР. 23 августа капитулировал японский гарнизон на Шумшу и Парамушире. А 25 августа сдался гарнизон Матуа во главе с командующим полковником Ледо. Однако из японских источников мы знаем, что с февраля 1945 года в Японии реализовался план Кэцу, согласно которому было необходимо вывезти с Курильских островов всё, что возможно, а что нельзя вывезти, то законсервировать, то есть спрятать. Оборудование, технику, сырьё… Руководство страны и предприняло такие действия в связи с тем, что был прогноз о скорой капитуляции фашистской Германии, основного союзника Японии. В феврале-марте 1945 года план Кэцу был введён в действие и на Матуа. Всё, что нельзя было вывезти, пряталось. А что нельзя было спрятать – уничтожалось. Мы нашли большое количество сожжённого оборудования, причём не просто сожжённого, а сожжённого и закопанного на 2 метра. Мелкие детали сжигались в бочках при огромной температуре. Там всё спеклось и расплавилось. Очень тщательно всё уничтожали. Но мы предполагаем, что особо ценные вещи были хорошо спрятаны. Ведь известно же, как в подобных случаях японцы поступали на южных островах, на тех же Филиппинах, например. По нашим предположениям перед капитуляцией остров покинули порядка 10–15 тыс. человек. А те, кто сдался, – это была так называемая похоронная бригада, которая консервировала остров и всё прятала.

     

  • Александр Григорьевич

    Загадочный остров Матуа на Курилах. Продолжение.


     







     Похоже, что остров был своеобразной перевалочной, тыловой базой между островами Курильской гряды и Японией. На острове располагались резервные запасы топлива, продуктов питания, техники.




    </div>
    – Я видел какие-то химические колбы, другие выдутые из стекла сосуды…

    – Разумеется, мы их тоже находили. Но специальных раскопок мы не производили. Везде в мире есть нормы безопасности. Если склады опасной химии или бактерий должны быть укрыты на глубине 20 метров, естественно, что они там и находятся. В этом смысле Матуа безопасен. 55 лет здесь находились наши гарнизоны, и ничего плохого не произошло.

    – Какие есть доказательства того, что внутри острова скрыты законсервированные объекты?

    – Мы нашли подземные коммуникации, 100–200–300 метров коридоров, вырубленных в базальте, отделанных деревом, внутри много разных помещений, печки для приготовления пищи и отопления... Это так называемый объект подземный город. И это только та часть его, которую мы открыли случайно. Произошла осыпь, образовался вход, и мы туда смогли пролезть. После землетрясений, цунами и извержений вулкана случайно открываются всё новые и новые объекты. Но мы находим только то, что не очень-то и маскировалось.

    Можно взять для примера остров Иводзима, о котором все наверняка слышали. Его гарнизон составляли 22 тыс. человек. Американцы штурмовали его три месяца. В операции участвовали около 200 тыс. солдат, сотни кораблей, его только бомбили целый месяц... Так вот, Иводзима в три раза меньше Матуа. А на Матуа, когда наши туда пришли, ни одного самолёта, ни одного танка, ни одного орудия. И огромный интерес США к этому острову. Всё это говорит о том, что основные объекты были законсервированы ресурсом государства. Я имею в виду план Кэцу или какой-то аналогичный. Делалось всё специалистами, всё целенаправленно маскировалось, укладывалось на хранение, чтобы потом забрать, закупоривалось, взрывалось. Имеющимся у нас ресурсом открыть то, что пряталось ресурсом целого государства, очень сложно.

    Вы видели на острове круглую сопку, мы называем её «объект холм». Точно такая же есть на Иводзиме. Такой же потухший вулканчик. Так вот на Иводзиме в ней 45 этажей коммуникаций. Мы предполагаем, что и на Матуа в сопке не менее 45 этажей коммуникаций и галерей. Наши попытки проникнуть в технические помещения пока не увенчались успехом. Если на нашу работу обратят внимание какие-то государственные структуры, действующие в интересах государства и его безопасности, мы всегда готовы поделиться информацией, которую, скажем так, не афишируем...

    Cеверную часть острова Матуа занимает горный массив, венчает который пик Сарычева (вулкан Фуё). Подступы и склоны густо заросли малопроходимым ольховым стлаником, выше начинаются свежие шлаковые осыпи крутизной в 60–70 градусов. Вулкан жив: последнее извержение произошло всего два года назад.

  • Александр Григорьевич

    Загадочный остров Матуа на Курилах. Продолжение.

    Мы продолжаем разговор с Евгением Верещагой, руководителем камчатско-курильской экспедиции, почти 10 лет пытающимся проникнуть в тайны острова.

    – В чём уникальность сооружений на Матуа, в частности аэродрома? То, что мы видели, поражает. Спустя 70 лет покрытие абсолютно пригодное для использования. А каким был аэродром при японцах?

    – Было три полосы с асфальтобетонным покрытием. Одна – 400 метров, на ней стояли четыре металлических ангара и шла рулёжка на большую полосу длиной около 2 километров. Ещё одна полоса – 1,5 километра. Ширина полос – 70 метров, по краям – желоба для стока воды. Под покрытием – уложенные трубы. Те, кто здесь служил, рассказывают, что до 1985 года аэродром отапливался термальными водами.

    – Получается противоречие: с одной стороны, аэродром, а с другой – лаборатории. Но само наличие огромного аэродрома демаскировало бы секретные объекты. Что же всё-таки первично? Аэродром обслуживал какую-то важную инфраструктуру или все эти сооружения были построены для обслуживания аэродрома?

    – Японцы начали осваивать остров давно. В 1923 году здесь уже был посёлок Мацуа-мура. Если представить, что строительство началось в 30-е годы, то тогда это была внутренняя территория Японии и вряд ли имелась необходимость скрывать работы. А потом началась война и ситуация изменилась. На американских фотографиях времён войны аэродрома с воздуха практически не видно. Всё было покрыто маскировочными сетями. Остатки этой маскировки сохранились до сих пор. Мы считаем, что помимо аэродрома здесь находилось какое-то производство. Заводы, запасы сырья…

    – Известно, что японские подлодки доходили до Германии. Бочки с немецким горючим, найденные на острове, могут свидетельствовать о том, что и немцы приходили сюда. После мая 1945 года многие немецкие подлодки просто исчезли. Исчезли и материальные ценности, сокровища, документы. Позднее члены команд этих подлодок объявлялись в разных частях света. Вы нашли подводные причальные стенки, тоннели. Могли ли немцы что-то доставить своим союзникам на Матуа?

    – Мы считаем такую возможность вполне реальной. Почему, например, ту же Янтарную комнату было не вывезти на один из далёких и труднодоступных островов, да ещё к союзникам? Фантастическая версия, конечно. Но имеет право на существование. В коммуникационном плане остров настолько развит, что на нём можно спрятать всё, что угодно. Утечка информации полностью отсутствовала. Любой груз, который завозился, сохранялся здесь в полной тайне, информация не могла уйти. Японцы молчат до сих пор. Начальник гарнизона полковник Ледо умер в 1985 году, не оставив никаких мемуаров. До 2000 года в Японии официально существовало общество ветеранов Матуа. На острове Иводзима из 20-тысячного гарнизона в плен попали всего 200 человек, да и те ранеными. Их японское общество не воспринимает, считает изгоями, потому что они сдались, вместо того чтобы погибнуть за императора. А на Матуа 3811 человек сдались, и общество их извиняет. Почему? Значит, их миссия состояла в этом.

    – После того как Россия сняла свою заставу с Матуа, остров остался без присмотра. Могли ли в это время побывать здесь, скажем, те же японцы, чтобы что-то с острова забрать? Это в принципе возможно?

    – Если перед японцами стояла такая задача, то возможности для этого были. По крайней мере японские самолёты в районе Матуа зесекали не раз.



     

     





     

     Практически все наземные военные объекты имеют единую соединяющую подземную галерею. Почти везде по верхней линии обороны идет узкоколейка, по которой ходили вагонетки для централизованной подачи боеприпасов. Также на острове есть противотанковые рвы, береговая полоса на всем протяжении — в окопах и противопехотных заграждениях.