Поиск блогов по метке "география"

  • Александр Григорьевич

    Загадочный остров Матуа на Курилах. Продолжение.

    Все доты располагаются в определенной последовательности для эффективного использования перекрестного огня. Все ДОТы находятся в прекрасном состоянии, со стеклами в бронедверях и прекрасно сохранившейся отделкой на стенах и потолке (что-то наподобие ДВП, только из смеси морской капусты с цементом).




     Тайн здесь очень много, и одна из них — возможная работа японцев на Курилах над химическим и бактериологическим оружием. Подводные лодки и рейдеры вермахта приходили на Курилы, косвенно это могут подтвердить даже пустые немецкие бочки тех лет, которые находят на Матуа.


    Аэродром расположен таким образом, что ветра, которые господствуют на Матуа (восточный, либо юго-западный) не могли помешать ни взлету, ни посадке самолетов. Если ветер вдруг изменится - есть третья полоса, отходящая от первых под 145 градусов. Две параллельные полосы длиной по 1570 метров и шириной по 35 метров - бетонированы. Причем качество бетона и сегодня впечатляет: на нем практически нет трещин. Надо отметить одну очень интересную деталь, которая сразу бросается в глаза: взлетные поля подогревались местной термальной водой. Она подводилась по специальной забетонированной канаве (желобу) от месторождения, располагавшегося, видимо, где-то на склоне вулкана Сарычева. Канавка идет между двумя параллельными взлетными полосами, а под каждой из этих полос проложены трубы — по ним вода и циркулировала. И так — на всю длину, после чего вода уходила под третью полосу, а затем разворачивалась в обратку. Таким образом, зимой с уборкой снега на взлетно-посадочных полосах у японцев проблем не было — они всегда были чистыми.
    По фундаментам казармы, сохранившегося возле аэродрома, можно судить, что здесь жили офицеры. У каждого — своя маленькая комнатка, коридорчик узенький. Над фундаментом возвышается сохранившаяся печная труба и сама печка, которой нагревали баню. Японская баня — это общий бассейн с каменными сиденьями по бокам. Заходили в него, садились и полоскались в свое удовольствие.

    Аэродром был настоящей гордостью командующего островным гарнизоном полковника Уэда и всех старших офицеров, хотя именно он, являясь стратегическим для Курил, словно мух, привлекал к себе американских бомбардировщиков. Они почти не бомбили другие объекты на Матуа, но взлетные полосы перепахивали настолько основательно, что их ремонт занимал много времени.
    Это видно на фото по многочисленным заплаткам в бетоне. Но какое качество заплаток!
    (Бочки – от нашего времени.)

    Бомбили Курильские острова летчики 28 группы дальних бомбардировщиков, которая располагалась на Аляске. Происходило это с апреля 1944 до августа 1945 года, пока СССР не объявил Японии войну. Использовались в основном самолеты Б-24 и Б-25. Главной целью бомбардировок было оттянуть часть японских сил, в том числе авиации, от основных ударов американцев. Надо сказать, что это американцам удалось: если в 1943 году Япония держала на Хоккайдо и Курилах в общей сложности 262 самолета, то летом 1944 года их было уже около 500. Правда, к весне 1945 года японцы забрали с Курильских островов практически всю авиацию, оставив лишь 18 истребителей на Парамушире и 12 морских бомбардировщиков на Шумшу.

    То же и с людьми. Если до 1943 года на Курилах находились в общей сложности 14-15 тысяч человек, то в конце года их стало уже 41 тысяча, а в 1945 году осталось 27 тысяч. При налетах на Курилы, в том числе остров Матуа, американцы сильно рисковали из-за большой дальности. Есть разные мнения об использовании ими баз "подскока", но я не об этом. Только над Матуа было сбито 50 американских самолетов с экипажами в несколько человек. Это говорит о том, что японцы дрались очень умело и были готовы к обороне. И всё же американцы бомбили остров выборочно. Бомбы падали в основном на взлетно-посадочные полосы и такие объекты, как ГСМ, другие же сооружения щадились.


  • Александр Григорьевич

    Загадочный остров Матуа на Курилах. Продолжение.


    Зато с тех пор на острове полным-полно останков раритетной военной техники, которая, к счастью, оказалась недоступной для любителей чёрных металлов.





    Была у коменданта на острове и другая гордость — это огромная сопка с правильными округлыми очертаниями, возвышавшаяся над окрестностью и уступавшая лишь хозяину — вулкану Фуе. Но об этом объекте Уэда предпочитал не говорить, гордясь им молча, про себя, — ведь в сопке располагался целый подземный город со складами, жильем, госпиталем, штабом. Это высота 124,8 метров, по предварительной информации, искусственно созданная руками японцев — проще говоря насыпная. Сейчас все входы в сопку взорваны, и лишь дороги и тщательная отделка из камня говорит о том, что здесь был важный объект. Причем камни подтесаны и тщательно пригнаны друг к другу. Цемент между ними блестел, как стекло.



    Что интересно.
    На острове сдались в плен 3795 японских солдат и офицеров. Трофеи составили 2127 винтовок, 81 легкий пулемет, 464 тяжелых пулеметов и 98 гранатометов. Странно, но среди перечисленных трофеев, взятых на Матуа, отсутствовали артиллерийские орудия. Почему? Вообще, вопросов в истории высадки наших десантников на Матуа много.

    У японского гарнизона на острове Матуа, после объявления капитуляции Японии было предостаточно времени, чтобы решить все вопросы либо с уничтожением всего имеющегося там военного имущества, либо очень профессионально спрятать его на всякий случай. Единственное, что могли сделать японцы, это утопить технику и секретное оборудование в море, либо спрятать под землей, взорвав пути подходов к подземным складам. До сих пор на острове встречаются замаскированные узлы и агрегаты военной техники, странные номерные стержни с резьбой, о предназначении которых можно только догадываться.Исследуя остров, можно найти много вещей и предметов, принадлежащих японским солдатам.


    имперская ваза


    жетон солдата


    мотнета Хирохито в 10 сэн


    полоскательница для бритвы
    …В конце 1970-х годов здесь пропали трое пограничников. Сержант и двое рядовых бойцов из любопытства спустились в японские сооружения, и больше никто их не видел. Потом вычислили, что спускались они в одну из вентиляционных шахт сопки круглой. Тогда вышел приказ, строго запрещающий всякое лазание по японским выработкам. Кстати, из-за этого запрета многие пограничники, проходившие срочную на островах, за всю службу не покидали расположения части.
     

    Лаз, в котором пропали погранцы
    Ещё на Матуа находятся искусственно вырубленные японцами бухточки для укрытия катеров и подводных мини-лодок. Выше некоторых бухточек имеются подземные укрытия в виде штолен. Туда могли уходить экипажи кораблей в случае тревоги. Сами же корабли стояли в бухточках под маскировочными сетками.
    После вывода японской армии на острове осталось очень много боеприпасов. Их вывозили в район аэродрома, складывали в штабеля и взрывали.


    Этот дот — самый известный на Матуа. Говорят, это единственный дот, не связанный подземным переходом с общей подземной системой острова. У него вообще нет подземного выхода. Поэтому наши пограничники называли его дотом смертников.
    ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ СТАТЬИ ЧИТАЙТЕ на Инфоглазе.рф - http://infoglaz.ru/?p=38201
    Разгадка острова Матуа ждёт своих исследователей. То, что там всё сохранилось, как оставили японцы – редкость. Но, опять же, ситуация с охраной морских границ России при правлении Ельцина была такова, что иностранцам можно было легко проникать и годами нелегально жить на островах, и никто обнаружить их не смог бы. А при обнаружении достать их было невозможно — у наших кораблей отсутствовало топливо, на котором в те годы кучка прохиндеев делала свои баснословные состояния, а корабли не могли выходить в море. Пограничники только зубами скрипели от бессилия. В те постыдные, проклятые годы с туманных Курил все можно было вывезти, все. А может быть, и вывезли.  Кто знает…