2 класс. Русский язык. Проверка парных согласных звуков в корне слова

2 класс. Русский язык. Проверка парных согласных звуков в корне слова

Комментарии преподавателя

Оглу­ше­ние пар­ных со­глас­ных на конце и в се­ре­дине слова

Мы уже знаем, что в рус­ском языке есть пар­ные со­глас­ные:

Б-П, Д-Т, Г-К, З-С, В-Ф, Ж-Ш.

Парные согласные 

Рис. 1. Пар­ные со­глас­ные (Ис­точ­ник)

По­на­блю­да­ем за тем, что про­ис­хо­дит с пар­ны­ми со­глас­ны­ми на конце и в се­ре­дине слова.

На­зо­вём пред­ме­ты. Вы­де­лим по­след­ние звуки.

Поезд. Слы­шим звук Т – пишем букву Д.

Таз. Слы­шим звук С – пишем букву З.

Поезд

Таз

Рис. 2. Поезд (Ис­точ­ник)

Рис. 3. Таз (Ис­точ­ник)

Про­ве­рим, как зву­чит пар­ный со­глас­ный в се­ре­дине слова перед глу­хи­ми со­глас­ны­ми.

Лодка. Слы­шим звук Т – пишем букву Д.

Ложка. Слы­шим звук Ш – пишем букву Ж.

Лодка

Ложка

Рис. 4. Лодка (Ис­точ­ник)

Рис. 5. Ложка (Ис­точ­ник)

Де­ла­ем вывод: звон­кие пар­ные на конце слова и в се­ре­дине перед глу­хи­ми со­глас­ны­ми оглу­ша­ют­ся, зна­чит, на­пи­са­ние пар­ных со­глас­ных надо про­ве­рять.

 

Три спо­со­ба про­вер­ки пар­ных со­глас­ных

Это ор­фо­грам­ма встре­ча­ет­ся в корне слова, по­это­му по­лу­чи­ла на­зва­ние «Пра­во­пи­са­ние пар­ных со­глас­ных в корне слова». А какие слова будут про­ве­роч­ны­ми?

Рас­смот­рим при­ме­ры.

Пер­вый спо­соб про­вер­ки пра­во­пи­са­ния пар­ных со­глас­ных: из­ме­нить форму слова, чтобы после пар­но­го со­глас­но­го по­яви­лась глас­ная.

На­при­мер: груз – грузы, су­гроб – су­гро­бы, плод – плоды.

Вто­рой спо­соб: мыс­лен­но под­ста­вить слово «нет».

На­при­мер: флаг – нет флага, мороз – нет мо­ро­за, клюв – нет клюва.

Тре­тий спо­соб: по­до­брать од­но­ко­рен­ное слово так, чтобы после пар­но­го со­глас­но­го шла глас­ная.

На­при­мер: ножка – но­жень­ка, лапка – ла­поч­ка, трав­ка – тра­вуш­ка.

Слова с парными согласными

Рис. 6. Слова с пар­ны­ми со­глас­ны­ми (Ис­точ­ник)

Пар­ные со­глас­ные

Самые опас­ные.

Пар­ный в слове про­ве­ряй,

Рядом глас­ный под­став­ляй.

А ещё, чтобы про­ве­рить пар­ный со­глас­ный, надо из­ме­нить слово так, чтобы после про­ве­ря­е­мо­го со­глас­но­го звука слы­шал­ся звон­кий со­глас­ный звук Н.

На­при­мер: рыбка – рыб­ный, книж­ка – книж­ный.

 

За­креп­ле­ние зна­ний на прак­ти­ке

А те­перь за­кре­пим по­лу­чен­ные зна­ния, вы­пол­нив за­да­ния.

Вста­вим про­пу­щен­ные буквы, на­зо­вём про­ве­роч­ное слово.

Юбка, дудка, блуз­ка, холод, вы­став­ка, глаз­ки, снеж­ки, грязь, ко­ров­ка, круж­ка, зво­нок, морж.

Про­ве­рим, что по­лу­чи­лось: юбка – юбоч­ка, дудка – ду­доч­ка, блуз­ка – блу­зоч­ка, холод – хо­лод­ный, вы­став­ка – вы­ста­вить, глаз­ки – глаза, снеж­ки – снеж­ный, грязь – гряз­ный, ко­ров­ка – ко­ро­вуш­ка, круж­ка – кру­жеч­ка, зво­нок – звон­ки, морж – моржи.

 

Вы­де­лим ко­рень в род­ствен­ных сло­вах, вста­вим пар­ную со­глас­ную.

Тра…ка – тра…а, тра…ушка, тра…инка.

Ду…ки – ду…ок, ду…очек, ду…овый.

Моро… – моро…ы, моро…ный, моро…ить.

 

Травка – трава, травушка, травинка – ко­рень трав. Вста­ви­ли букву В.

Дубки – дубок, дубочек, дубовый – ко­рень дуб. Вста­ви­ли букву Б.

Мороз – морозы, морозный, морозить – ко­рень мороз. Вста­ви­ли букву З.

 

На­зо­вём пред­ме­ты. В каких сло­вах на­пи­са­ние рас­хо­дит­ся с про­из­но­ше­ни­ем? Под­бе­ри­те к ним про­ве­роч­ные слова. Вы­де­лим корни.

Хлеб, гвоздь, шапка, торт, го­лубь.

Про­ве­рим. Про­из­но­ше­ние рас­хо­дит­ся с на­пи­са­ни­ем у слов:

Хлеб, гвоздь, го­лубь.

Про­ве­роч­ные слова:

Хлеб – хлеба, хлебушек, хлебный. Ко­рень хлеб.

Гвоздь – гвозди, гвоздик. Ко­рень гвоздь.

Голубь – голуби, голубок, голубиный. Ко­рень голубь.

 

Впи­шем под­хо­дя­щие по смыс­лу слова с пар­ной со­глас­ной на конце. Все слова на­чи­на­ют­ся с буквы С.

…… цве­тёт вес­ной.

Мама сде­ла­ла …… из огур­цов.

Зимой идёт……

…… на­ме­ло во время пурги.

После драки под гла­зом……

…… сена убра­ли в поле.

 

Про­ве­рим, что по­лу­чи­лось (один из ва­ри­ан­тов).

Сад цве­тёт вес­ной.

Мама сде­ла­ла салат из огур­цов.

Зимой идёт снег.

Су­гроб на­ме­ло во время пурги.

После драки под гла­зом синяк.

Стог сена убра­ли в поле.

На сле­ду­ю­щем уроке мы узна­ем пра­ви­ла на­пи­са­ния слов с раз­де­ли­тель­ным мяг­ким зна­ком и за­кре­пим эти зна­ния на прак­ти­ке, вы­пол­нив мно­же­ство ин­те­рес­ных за­да­ний.

Источники:

http://interneturok.ru/ru/school/russian/2-klass/pismo-orfografiya/proverka-parnyh-soglasnyh-zvukov-v-korne-slova

 https://www.youtube.com/watch?v=qhEzS1HbzzQ

https://www.youtube.com/watch?v=FL2BGB25y0w

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.