Проектирование учебного занятия на компетентностной основе

Проектирование учебного занятия на компетентностной основе

Определите внешнеполитическое значения принятия христианства

Комментарии преподавателя

Технологии критического мышления.

  Технологии критического мышления.

 Цель технологии критического мышления – научить работе с текстом, в котором информация понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом учащихся, на её основе формировалось бы собственное аналитическое суждение. В структуре урока выделяется три стадии: стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии. На стадии вызова из памяти учеников актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом (сочетается индивидуальная работа и работа в парах; роль учеников в образовательном процессе активизируется, формируется личный интерес). На стадии осмысления учащийся изучает и систематизирует новую информацию, получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации; происходит формирование собственной позиции. На стадии рефлексии (размышления) школьники закрепляют новые знания, пересматривают первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия (анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа).

       В ходе изучения новой темы, следуя инструкциям учителя, учащиеся заполняют таблицу « Знаю- хочу узнать -узнал», а также составляют кластер, восстанавливают перепутанную логическую цепочку. Предлагаемые методические приёмы определены с учётом возрастных особенностей обучаемых и слабым владением данной технологии.

Технология развития критического мышления – стадии и методические приёмы.

 Стадия (фаза) Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приёмы и методы

Вызов   Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик « вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задаёт вопросы, на которые хочет получить ответы Составление списка « известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала  ( графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах.

Осмысление содержания Направлено на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания « старого» к « новому».    

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации Методы активного чтения: маркировка с использование значков « V», « +», « - «, « ?» ( по мере чтения их ставят на полях справа); ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией  ( текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально и в парах.

Рефлексия Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. 

Учащиеся соотносят « новую» информацию со « старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ. Исследование по отдельным вопросам темы и т.д. 

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах.

Функции трёх стадий технологии развития критического мышления.

Стадия

Функция

 Вызов

Мотивационная  (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме). Информационная  (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме). Коммуникационная (бесконтрольный обмен мнениями).

Осмысление содержания

Информационная  (получение новой информации по теме). Систематизационная  (классификация полученной информации по категориям знания). Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме).

Рефлексия

Коммуникационная  (обмен мнениями о новой информации). Информационная

(приобретение нового знания). Мотивационная (побуждение к дальнейшему к расширению информационного поля).  Оценочная  (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

 

Файлы