Информатика по новым стандартам
Информатика по новым стандартам
Комментарии преподавателя
Введение
Я преподаю информатику в школе более 15 лет и за время работы, накопил некоторый опыт, с которым спешу поделиться с вами. Курс, под названием информатика по новым стандартам, будет полезен преподавателям и студентам.
Небольшие прелюдии
Представим такую картину. Вы тщательно подготовились к уроку, скачали видеуроки, презентации, собрали интересный материал. Звенит звонок, дети рассаживаются по местам и любопытными глазенками смотрят на вас, предвкушая с большим желанием получить новые, интересные знания. Вы начинаете объяснять, показывать, задаете вопросы, умные ребята отвечают, остальные внимательно слушают. Потом дети рассаживаются за компьютеры и начинают выполнять задания по электронным рабочим тетрадям. Урок приходит к концу, дети благодарят учителя за прекрасный урок и довольные уходят, а учитель, переживая положительные эмоции, чувством огромного удовлетворения их провожает…
Да, бывали у меня такие уроки, но редко. В основном уроки проходят чуть иначе. На пятый урок в субботу заваливается 10-ый класс. Первое что они говорят, это - Наиль Рашитович, давайте просто посидим, или хуже, отправьте нас домой. Бедные, уставшие, голодные дети(их только после 5-го урока кормят), со стеклянными, безразличными глазами смотрят на учителя, который в сотый раз объясняет им почему в двоичной системе 1+1 =10? Ещё хуже если урок стоит по расписанию после физкультуры, тогда приходится пол-урока их успокаивать, а бывают такие шебутные дети ой-ой-ой! Все ваши ФГОСЫ и УУНы полетят к черту и накроются медным тазом, тут главное до конца урока продержаться. Учитель в такой ситуации может сильно расстроиться и сорваться, накричит, понаставит двоек, он же не стальной, столько готовился к уроку, а они неблагодарные оболтусы…. В результате школьники уйдут с вашего урока со словами «шоп ты сдох», а вы вместо того чтобы жизни радоваться, пойдете пить валерианку. Знакомая картина? Но вы учитель, и урок должны провести на высоте. Как?
Что мы будем изучать? Уважаемые коллеги, я буду с вами разбирать уроки информатики, которые построены по новым требованиям ФГОС. Я не буду навязывать вам какие-то методики обучения, моя задача объяснить и показать, как сделать урок так, чтобы он был интересным, продуктивным и отвечал новым стандартам. Курс состоит из 10 занятий. Возможно что, количество и названия тем будут корректироваться.
Итак, начнем. Давайте разберемся с понятиями ФГОС, УУН, УУД и т. д. Я не собираюсь вам читать лекцию, просто остановлюсь на ключевых моментах.
ФГОС, волшебное слово из 4-х букв, базируется на подходе, который называется системно-деятельностным подходом, сокращенно - СДП.
Все нововведения ФГОС, это уже давно применялось в школах отдельными учителями новаторами.
Вместо ЗУН - УУН. В традиционно школе основной задачей обучения было получение школьниками Знаний, Умений и Навыков, сокращенно ЗУН. То есть на выходе мы получаем продукт, который обладает суммой каких-то знаний, умений и навыков. Казалось бы все правильно. Но, современный человек должен обладать универсальными навыками, не быть ходящей энциклопедией, а уметь быстро и легко перестраиваться, быть обучаемым, иметь гибкое мышление, другими словами он должен обладать Универсальными Учебными Навыками, сокращенно УУН. Чтобы овладеть этими навыками ученик должен выполнять универсальные учебные действия, сокращенно УУД. Требования к результатам обучения сформулированы теперь в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Главной парадигмой нового подхода является - Учить учиться.
Нужно ещё иметь ввиду, что разные люди обучаются с разной скоростью. Есть холерики и флегматики, до второго долго доходит, но он делает меньше ошибок. Первый может решить 10 задач за урок, второй только одну, но основательно. Поэтому учебу не нужно превращать в спорт, у каждого свой темп и способности. Поэтому современный учитель применяет дифференцированный подход.
УУД базируются на трех основных навыках, это Коммуникативные, Познавательные и Регулятивные.
Давайте рассмотрим отличительные черты традиционной и современной школы.
1 Ученик не сосуд, который нужно наполнить… В традиционной школе учитель пережёвывает, отфильтровывает информацию и преподносит его ученику в готовом виде. В современной же школе ученик открывает знания сам с помощью учителя. Учитель из источника информации превращается в помощника. Если ученик, находясь в зоне ближайшего развития, добудет эти знания самостоятельно(например, откроет закон физики, докажет теорему), то он их никогда не забудет. КПД обучения возрастает. Задача учителя, подвести его к этим открытиям, задавая вопросы и подбирая проблемы, для решения которых нужно приложить немного усилий. Ученик должен получить удовлетворение от решения задач, таким образом, создается ситуации успеха.
Но здесь возникает противоречие между ФГОС и ЕГЭ
Чтобы ученики успешно сдали ЕГЭ или ГИА, Учитель должен дать определенный объем знаний(некоторое количество параграфов учебника) и подготовить школьников к экзамену. Таким образом, на инновационные уроки у учителя не остается времени и он вынужден натаскивать детей на решение однотипных задач(тестов). Да и дети могут возразить: «Зачем целый урок возиться с какой-то нестандартной задачей, если можно решить 5 ЕГЭшных примеров?». Допустим, учитель начинает работать по методике Шаталова(при помощи опорных конспектов Шаталов проходит годовую программу за неделю), и тут родители начнут возмущаться и жаловаться директору, по поводу того что учитель вместо того, чтобы готовить детей к ЕГЭ, какие то дурацкие схемы рисует. В итоге учителя, скорее всего, поменяют. Как разрешить это противоречие? Вопрос остается открытым.
2 Ученик - факел, который нужно зажечь! Учитель должен прививать интерес к своему предмету. Именно с этого должно начинаться любое занятие в школе. Но это не значит, чтобы учитель был клоуном и развлекал детей как в цирке. Играючи научить решать задачи по генетике в 11-м классе или задачи на принцип суперпозиции полей в 10-м, невозможно. Это сложная задача, но я буду делиться секретами. Если вы заметили, то я курс начал с проблемы, чтобы заинтересовать вас.
3 Учебная цель не должна навязываться ученику. Прежде чем начинать объяснять тему урока, нужно попытаться объяснить ученику, зачем это нужно. Традиционные вопросы школьников на уроке информатики, типа - зачем мне нужен этот Паскаль, где мне это пригодится? Хорошо если ещё спрашивают, но ведь большинство и не спрашивает, а тупо это проглатывают и с безразличием учатся, но потом, поступив в ВУЗ, сильно об этом жалеют. Если вы сумеете убедить в необходимости изучить данную тему, то дети будут её воспринимать с большей мотивацией. В идеале учитель и ученик вместе должны прийти к цели, тогда вообще будет замечательно.
4 Оценка не инструмент наказания, а самоконтроля. В российской школе существует трехбалльная система оценок: «5», «4» и «3». Так как двойки и единицы не ставятся в выпускных документах, то следует признать, что «2» – не оценка, а некое пугало, которым учитель стращает нерадивого ученика. Основная цель оценивания – развитие познавательной активности и мотивации к изучению предмета, научить рефлексировать, анализировать свои ошибки. Нужно на каждом уроке убеждать детей в том, что учиться нужно не для мариванны, а для себя!
5 Необходимость в мышлении наступает тогда, когда перед человеком возникает проблема. Искать ответы на вопросы – естественный способ получения знаний. Но, в традиционной школе все происходит наоборот, телега ставится перед конём. Учитель рассказывает, например, о Законе Ома, а потом предлагает решить задачу, а ученик уже забыл про этот закон или вообще прослушал.