Информатика по новым стандартам
Информатика по новым стандартам
Комментарии преподавателя
Занятие № 2 Цели и задачи предмета информатика в рамках ФГОС. Рабочая программа.
Слайд 1 Добрый день уважаемые коллеги, с вами снова я, Наиль Загидуллин. Мы продолжаем курс информатика по новым стандартам. Сегодня у нас занятие № 2, где я буду говорить о целях и задачах предмета информатика и о рабочей программе в свете новых стандартов. На прошлом занятии я рассказывал о ключевых моментах нового стандарта образования. Создавая данный видеоурок, попутно освоил сервис Prezi, который буду демонстрировать.
Слайд 2. Давайте вначале поговорим о рабочей программе(РП), что это такое и нужен ли этот документ учителю или он нужен только проверяющим?
Я не понимаю смысла рабочих программ в том виде, в котором их у нас требуют. Много писанины, а пользы никакой - ну не могу я за полгода написать точные цели и задачи урока, оборудование и материалы, которые буду использовать, какие конкретно УУД соберусь к тому времени формировать, так как ситуация много раз может измениться, найду что-то новое, западет что-то - опять переписывай, переделывай… Проще написать формально, а делать по-своему.
Вот что написала участница форума на сайте pedsovet.su
Использовать авторские рабочие программы не получается, так как учебники к ним не закупают. А то, что навязывают - проще взять готовое и переделать, чем мучиться и создавать - сколько не делаем, все равно находятся недостатки и переделываем снова - уже 4 года во всех параллелях работаем по одному УМК и каждый год переделываем КТП и рабочие программы, но не под свои нужды, а под требования комиссий. Вроде как, рабочая программа на то и придумана, чтобы под свой класс делать, вроде плана под конкретные нужды конкретного учителя и класса, а оказывается - под комиссии... А для комиссии и сочинять свое не хочется, все равно все формально. Конец цитаты
Да, большинство работников образования формально относятся к составлению РП, пишут их для отмазки. Хочу возразить, РП учителю никакая комиссия не может навязать, это гарантировано законом.
Как правило, редко какой учитель составляет РП сам от начала до конца. Он берёт готовую рыбу и переделывает, что греха таить, сам так делал. Порою, учитель даже и не заглядывает толком внутрь документа, состоящий из 100 страниц, ограничивается заменой названия школы и фамилии. Иногда даже смешные казусы встречаются, например, у учителя в рабочей программе написано посещение во время урока областного историко-художественного музея, а музей этот находится в г. Калининграде в 5000 км от школы. И каким нужно быть дотошным директором, чтобы это заметить. Вы даже можете провести такой эксперимент – напишите на 58 странице РП текст: главной целью изучения информатики является написание и распространение компьютерных вирусов, в 99% случаях документ пройдет цензуру. Составить самому РП по ФГОС с нуля не просто, там 100 страниц, это как дипломная работа и когда учителю её писать? Отвечаю: Летом, да, да во время летнего отпуска в перерывах между походами на пляж и солением огурцов, в день по 2 страницы.
Некоторые педагоги вообще читают, что РП не нужна, обходились ведь раньше учителя как-то без этой макулатуры и бумажная промышленность от этого не развалилась, начнешь распечатывать, и краски не хватит, а потом оказывается РП на сайт школы ещё нужно выкладывать, а файл куда-то запропастился. И вот, бедный учитель три часа мучает сканер, следующие три часа он загружает 300 мегабайтную инфу на сервер.
В этом году основная школа начнет работать по ФГОС с пятиклассниками. Насколько готовы учителя к новшествам? Вроде бы и на курсах побывали и времени на подготовку было навалом. Но, мне кажется, будет полный бардак, в августе учителя придут с отпуска и начнут заниматься ремонтом, оставшее время они будут проводить в учительской, делясь с накопившими за лето новостями. В конце сентября все начнут лихорадочно скачивать, печатать и сшивать РП с датой рассмотрено 30 августа, а учебники и рабочие тетради завезут только в октябре, не все классы укомплектованы современными ТСО. Уроки учителя будут проводить по старинке, а в отчетах сочинять небылицы.
Слайд 3. В РП мало кто заглядывает, в основном учителя пользуются КТП. Когда будете планировать сетку уроков, оставьте как можно больше часов на резерв, особенно если классы выпускные. Например, в 11 классе детей частенько забирают, то на репетицию, то на медосмотр, то на встречу с преподавателями ВУЗов или пробные ЕГЭ проводят. Как ты должен пройти программу, если класс видишь раз в месяц? В институте нас учили, что количество резервных часов должно составлять 20% от общего объема. Если у вас 64 часа, значит, на резерв нужно оставить 12-13 часов.
Слайд 4 Я постараюсь убедить вас, что РП нужна и уделять ей, все-таки, нужно больше внимания. Представим такую картину. Директор или завуч школы считают, что вы учите детей неправильно, а вы утверждаете обратное. И тут вы им показываете РП, где черным по белому написано, что дети будут обучаться по такой-то методике, а там и подпись директора и завуча, стало быть, когда они принимали программу, были согласны с вами, если что-то не устраивает придется подождать до начала следующего учебного года, все подшито и опечатано, документ уже не переделаешь. Ещё пример, родители или ученики не согласны с отметкой, которую вы поставили, а вы им РП, где описаны все критерии оценивания, все, заверено, согласовано и утверждено руководством.
Вы можете использовать как готовую РП, так и свою авторскую разработку, ещё РП может быть частично модифицированной на базе другого автора. Но, по моему мнению, чужая абстрактная РП вряд ли вам подойдет, так же и прошлогодняя РП уже будет не актуальна, её нужно будет обновлять и корректировать, так как каждый год в класс приходят другие дети. Можно написать одну РП для всей ступени, скажем 5-6 кл, внутри описать детали, применительно для отдельных классов.
Слайд 5 Теперь давайте поговорим о РП. Я не буду рассказывать о том, как составлять РП, из чего она должна состоять. Все это не трудно найти в интернете. Рассмотрим отдельные детали.
Выбор учебника. РП базируется на учебнике, по которому школьники будут изучать информатику. Учебники, во-первых должны быть допущены минобром с грифом ФГОС, во-вторых ими должна быть укомплектована школа. Учебник может вам нравиться или не нравиться, это не важно. Новые учебники по ФГОС содержат минимум информации, потому что главное теперь(вспомним первое занятие)это не набивание голов детей знаниями, а формирование навыков. Учебник это инструмент для работы на уроках, а не книга для зубрежки. Дети, основываясь на информации, которая там есть, могут выполнять различные задания, подготовленные учителем. К примеру, в новых учебниках Угриновича для 9 класса настолько мало информации, что я его закончил за полгода. Это и хорошо, теперь не нужно галопом по европам учить по 2-3 параграфов за урок, остается много времени на развитие УУН
Учебники, как правило, в школьной библиотеке обновляются раз в 5 лет, поэтому учебники информатики быстро стареют, если они связаны с изучением ИКТ и устройства ПК. Еще в прошлом году в нашей школе ученикам 11 класса выдали учебники Угриновича, где предлагались практические задания на форматирование дискеты, дети уже не знают что это такое, и гнезда такого в новых компьютерах нет.
Наиболее популярны в школах учебники следующих авторов: вышеупомянутый Угринович Н. Д., Босова Л. Л. и Семакин И. Г. В последнее время становятся популярными учебники Полякова К. Ю. у последнего автора, очень великолепная методическая поддержка. Если для вас важен язык программирования, то нужно иметь в виду, что у Угриновича в основе лежит язык Visual Basic, у Босовой - Паскаль, У Полякова – Паскаль и школьный алгоритмический язык.
По новым стандартам к учебникам предлагаются рабочие тетради, они также могут быть электронными. У каждого автора учебника в интернете есть своя методическая библиотека, где вы можете найти нужный вам дидактический и раздаточный материал.
Слайд 6 Цели и задачи. Цели и задачи должны быть конкретными, осмысленными, проверяемыми и реально достижимыми, а не просто магия слов. Цель, как правило, триединая: развивать, обучать и воспитать. Заранее все предвидеть, конечно, трудно. Излишняя конкретизация – это тоже крайность. Как вы можете заранее знать какое д.з. вы дадите на 120-м уроке и какие именно УУН будете формировать? Ответ: В КТП должен быть столбик - примечания, вот там и пишите все свои корректировки. У меня бывали ситуации, когда я рабочий план менял в середине учебного года, убедившись, что дети её не тянут, но в журнале все писал как надо. Так что не переживайте, если что-то пойдет не так, все в ваших руках. Профессия учителя это творческая профессия он не может работать строго по плану. Допустим, у вас по плану сегодня к.р., но оказалось вдруг, что половину класса забрали на медосмотр, вы на ходу принимаете решение провести ещё один урок на закрепление темы. Можно заниматься очковтирательством и записать в журнале, что вы как бы провели контрольную работу а можно отметить в примечаниях, что по таким то вот причинам к. р. перенесен на другой урок.
РП я подстраиваю под конкретный класс. Если в классе дети сильные, мотивированные к учебе, то я из них выжимаю все что могу выжать, они и в конференциях участвуют и проекты делают, нестандартные задачи решают. Если же наоборот, то ноги протягиваю по одеялу, не ставлю заоблачные цели и задачи.
Слайд 7 Методы и формы.
Какие же бывают типы и формы уроков? В чем разница?
Самый традиционный и прокатанный урок у рядового учителя это комбинированный тип урока. 90% уроков проходят комбинированно, проверка д.з, актуализация, новая тема, закрепление, д.з. Я, например, д.з. всегда задаю вначале урока, потому что, часто мы это делаем, когда уже прозвенел звонок, и кричим вдогонку, выбегающим в коридор детям: дома решаем номера такие-то и читаем то-то. А так ученики хотя бы посмотрят что за д.з. им учитель задает и могут спросить, если что не понятно.
Пример:
Тип урока: применение знаний на практике
Основные формы уроков данного типа:
· ролевые и деловые игры;
· практикумы;
· уроки защиты проектов;
· путешествие;
· экспедиция и т.д.
2) Формы и методы работы. Например, это может метод опорных конспектов, Опорные конспекты широко применяются в методике Виктора Фёдоровича Шаталова. Воспитанники Шаталова осваивают курс средней школы с опережением на 2 года. Годовой курс дети изучают за несколько недель. Необучаемых детей не бывает, бывают непрофессиональные педагоги. Идти от целого к части, опираться не на зубрёжку, а на понимание — вот основа методики Шаталова.
Учёбу можно сравнить с разглядыванием картины. Если разбить полотно на кусочки и брать их по отдельности, то неизвестно, сложится ли целостное восприятие изображения. Но именно так обычно преподают в школе. А если вначале дать представление о целом, то кусочки легко встанут на свои места, и мозаика сложится.
Шаталов дает прочные знания благодаря умелому структурированию материала, наращиванию информации в оптимальном темпе и её многократному повторению. Пренебрежение мерой в дозировании учебного материала ведёт к тому, что «в одно ухо влетает, а из другого вылетает».
Ученики Шаталова способны за 15 минут повторить, пробежав глазами опорные сигналы, годовой курс по любому предмету.
Подсчитано, что ученик в среднем за весь учебный день говорит 3-4 минуты. Эта проблема решается методикой Михаила Щетинина - обучение детьми друг друга. В Школе Щетинина обычные дети бывшего Союза осваивают программу 11-летней школы за один год, затем за 1-3 года заканчивают 2 - 4 ВУЗА, при отличном здоровье, прекрасном владении рядом распространенных специальностей.
Слайд 8 Образовательные результаты.
Образовательные результаты лежат трех китах это: Предметные, метапредметные и личностные. О них подробнее мы поговорим на следующем занятии.