Информатика по новым стандартам
Информатика по новым стандартам
Комментарии преподавателя
Занятие № 3 Технологическая карта урока
Добрый день уважаемые коллеги, с вами снова я, Наиль Загидуллин. Мы продолжаем курс информатика по новым стандартам. Сегодня у нас занятие № 3, где речь пойдет о технологической карте. Поговорим о том, как построить урок по новым стандартам, о целях и задачах урока и т. д., а на следующем занятии рассмотрим конкретный урок.
Я не буду подробно описывать, структуру технологической карты, вы можете скачать приложенные к данному курсу файлы и посмотреть.
Как вы думаете, уважаемые коллеги, какая главная задача должна быть у учителя, который начинает урок в классе? Я считаю, что главной задачей является создание положительной мотивации к изучению вашего предмета, другими словами, пробуждение интереса. Как это сделать? Можно, конечно прийти на урок в сомбреро или с баяном и вызвать бурный интерес школьников, но это самый дешёвый способ привлечения внимания, в таком случае вам придется на каждом уроке переоблачаться в кого-нибудь чтобы поддерживать интерес. Подобную задачу, наверное, не ставят перед собой учителя-репетиторы, так как к ним, в основном, ходят те ребята, кому нужны знания. В обычном классе не все так идеально. У одного неприятности дома, у второго болит живот, третий, подложив на колени учебник литературы, учит стихи Пушкина, четвертому папа классный смартфон подарил, теперь не до учебы. Пятое, десятое… Особенно трудно поддерживать интерес в старших классах, если твой предмет не входит в перечень сдаваемых экзаменов.
Учеба без интереса превращается для детей в пытку, одни будут просто спать на уроке с открытыми глазами, другие - нарушать дисциплину, а учителю то и дело приходится отходить от педагогических правил. Профессия учителя — это больше искусство, чем технологический процесс. Главное привить желание учиться. Если ученик заинтересован — его не нужно будет заставлять, он сам будет учится, а учитель только помогать.
Я рекомендую педагогам почитать роман замечательного педагога Соловейчика С. Л. «Учение с увлечением», который без труда можно найти в интернете. Вот некоторые выдержки:
…Учение с увлечением — это вовсе не учение с развлечением. Школа не цирк, она не может развлекать, не должна этого делать. Школа — труд, серьезный, долгий, иногда и тяжелый умственный труд.
Учеба — это труд, а труд — это преодоление чего-то. Преодолеть что-то можно только приложив усилие физическое или умственное. Там, где нет преодоления, там нет развития. Но преодолевать будет легче, если есть интерес, мотив. Например, играть в футбол интереснее, чем пробежать 3 км, но результат будет одинаковым.
А как быть, если учёба не интересна?
Например, чтобы научиться играть на фортепиано, нужно 100 раз в день играть скучные арпеджио и гаммы.
Путь один: приучить себя везде работать с интересом, никогда не теряя чувства полноты жизни.
На следующем занятии я покажу на конкретном примере как заинтересовать школьников на уроке.
Цели и задачи урока. Рассмотрим конкретные примеры
Предметные:
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
Метапредметные:
1. Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Познавательные УУД:
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
3. Коммуникативные УУД:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Педагоги решают не только задачу обучения, но и воспитания, цель которого: формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Можно воспитать дохлого ботаника или тупого здоровяка, который умеет метать гранаты и забивать гвозди, но не может отличить комету от метеорита. Всесторонне и гармонично развитую личность можно воспитать, только обучая универсальным знаниям. Технари должны быть гуманными, а лирики не мракобесами.
Осознание и принятие учебной цели
Иногда полезно поставить себя на место ученика.
Представим, что какой-нибудь злой дядя или злая тётя заставляет вас в течении 45 минут выполнять не интересную для вас работу.
Например, вам нужно перевести огромной текст из корейского языка на вьетнамский. Перед вами словарь, таблица с правилами, примеры переводов.
У вас абсолютно нет желания этим заниматься, потому что корейский язык, тем более вьетнамский вам нафиг не нужен. Вы мечтаете стать дизайнером или адвокатом, а тут ерунда какая-то. Вы с другом вчера начали сетевую игру и обдумываете, как его обыграть или вам хочется познакомиться с красивой девчонкой, но не знаете, как к ней подкатить, не будете же вы с ней объясняться на корейском языке!
От скуки вам хочется спать и в животе урчит, потому что сутра не поевши. Можно конечно плюнуть на это дело, встать и уйти, но завтра будет разговор с директором или родителей вызовут, тогда вместо обещанного Айфона тебя ждет отцовский ремень.
Время тянется долго, вы все время смотрите на часы и вздыхаете, нужно как-то его разнообразить. Например, пока учитель стоит спиной или пишет что-то в журнал, можно подремать. Можно поднять настроение, положив кнопку на стул товарища, пока тот вытирает доску. Еще можно рисовать на парте, открыть учебник физики и пририсовать усы Ньютону или высунуть язык у Эйнштейна.
И тут подходит к вам учитель и начинает вас обсчитывать, что вы лоботряс, бездельник, что ничего путного в жизни от вас не получится, у вас ещё больше прибавляется отвращения к уроку.
А теперь представьте такую ситуацию. Вы участвуете в международной компьютерной игре, ваш партнер по игре милая девушка из Южной Кореи, а соперник – хитрый Вьетнамец. Ваша задача победить соперника и завоевать сердце девушки. Вы будете осваивать языки народов тихоокеанского побережья с невероятной скоростью - у вас есть мотив и осознанная цель.
Дифференцированный подход
Допустим, у вас появился способный ребенок, что дальше?
Нужно с ним заниматься индивидуально, т.е. составить индивидуальный план, подбирать для него задачи повышенной трудности. Но все ли учителя готовы к такой дифференциации? Педагог, работающий на 1,5 — 2 ставки в переполненных классах физически с этим не справится.
Если у меня в классе есть 2-3 ученика, которые будут сдавать ЕГЭ по информатике, то я их сажаю за компьютер и они самостоятельно изучают логику и программирование, а с остальными я беседую, например о Линуксе или об истории ВТ.
Рефлексия
Рефлексию можно проводить не только в конце урока, но и на различных его этапах. Рефлексия ведёт к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости, критичности. Частенько дети, даже и не глупые, решая задачи, получают парадоксальные результаты, например, скорость катера 500 м/с. Им и в голову не приходит, что катер не может летать как пуля. Нужно детей учить анализировать результаты решенных задач. Рефлексию можно также использовать для обратной связи. Это как опросник: Понравился ли тебе урок? Что именно не получилось? Чему научился? и т. д.
Домашнее задание
Правильно дозируйте Д, З. Занятия в школах длятся 6-7 часов, После уроков, детям нужно бежать в музыкальную или художественную школу, на тренировку или репетицию, а потом сидеть 2-4 часа над домашним заданием. В итоге рабочий день ученика составляет 10-12 часов. Ещё удивляемся, почему у них такое плохое здоровье – нарушение зрения, осанки. К тому же переутомление приводит к снижению иммунитета и психофизическим расстройствам.
Необходимость домашних заданий доказана педагогами. ДЗ воспитывает такие качества, как самостоятельность, ответственность, с точки зрения дидактики помогает переосмыслить и закрепить пройденную тему. Домашние задания НЕ должны быть сложными и объемными и носить больше репродуктивный характер. Творческие задания можно задавать по желанию. Но, сегодняшний школьник вынужден заниматься профанацией, он списывает ДЗ из интернета. Есть уже ГДЗ к рабочим тетрадям по ФГОС, ушлые дети обязательно воспользуются. Можно конечно, самому придумать уникальные Д. З. для каждого ученика, но где время? Опять летом в промежутках между купанием в речке и закатыванием в банку огурцов.
Здоровье школьника
По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения, то есть уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья переходят в хронические. Не пренебрегайте Физминутками. Я, например, разрешаю некоторым детям просто постоять за партой, иногда включаю медитирующую музыку и даю расслабиться.