6 класс. Обществознание. Человек.
6 класс. Обществознание. Человек.
Комментарии преподавателя
Мы познакомимся с тем, в чем заключается феномен человека. Раскроем основные особенности человеческой жизни. Этот урок открывает важнейшую тему гуманитарного цикла, поскольку проблема человека – центральная для всех общественных наук.
Тема: Человек
Урок: Человек
1. Кто такой человек
На вводном уроке к курсу лекций по Обществознанию мы рассмотрим такую важную, объемную и вместе с тем интересную тему как «человек».
Каждый из нас когда-нибудь задавался вопросами: а кто такой «человек»? Почему человек так похож на некоторых живых существ, населяющих нашу планету, и в то же время так не похож на них? С давних времен человек искал ответы на эти вопросы, а также на вопросы: каково предназначение человека? Почему он так отличается от остальных живых форм на планете Земля? И отличается ли вообще? Мы попытаемся разобраться в них.
2. Отличия эмоциональной сферы животных
Может быть, впервые вы зададитесь вопросом: а кто мы? Первым, что приходит в голову, является ответ: мы – люди. Ведь мы способны общаться, обмениваться информацией, радоваться и страдать, смеяться и грустить – все это составляющие человеческой жизни. Казалось бы, все просто, но на самом деле, если вдуматься, человеческие эмоции – очень сложный механизм. Например, когда человеку плохо, он огорчается, переживает, плачет, страдает; в подобной ситуации животные могут скулить, как-то по-своему страдать, но эти проявления нельзя сравнить с той гаммой эмоций, которые присущи человеку.
3. Великие о сущности человека
Мудрыми людьми многое сказано о человеке. Вы, наверняка, слышали интересные изречения о людях. Вот некоторые из них:
Рис. 1. Антуан де Сент-Экзюпери (Источник)
Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека.
Быть человеком – значит буквально то же самое, что и нести ответственность. Это значит – испытывать стыд при виде того, что кажется незаслуженным счастьем.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Что же милее всего для человека? Жизнь: потому что с нею только связаны наши радости, все наше счастье, все наши надежды.
Николай Гаврилович Чернышевский.
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
А.П. Чехов
Если верить нашим философам, человек отличается от других живых существ умением смеяться.
Аддисон Джозеф
Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает; под всякой могильной плитой лежит всемирная история.
Генрих Гейне
4. Влияние человеческой деятельности на природу
Каждый из приведенных афоризмов указывает на
что-то самобытное в человеке, на уникальность каждой личности в
сравнении со всем, что его окружает. Отличаясь от всего мира, человек в
то же время старается улучшить его, изменить в хорошую сторону. Иногда
мы, люди, ошибаемся и творим не только добро. Результатом человеческой
деятельности является загрязнение окружающей среды, исчезновение редких
видов животных и растений.
Рис. 2. Загрязнение побережья мирового океана (Источник)
Рис. 3. Рабочий собирает мертвую рыбу из озера в Ухане, Китай (Источник)
Рис. 4. Птица, пострадавшая от крушения танкера с мазутом (Источник)
И все же мы стараемся заботиться о нашей планете, ведь это наш дом.
Помимо социальной связи с природой, человек также имеет с ней и биологическую связь.
5. Человек как биосоциальное существо
Человек – существо биосоциальное.
Это значит, что условно мы состоим из двух структур: биологической – наша физиология, психические реакции, эмоции, данные изначально; и социальной – наши связи с обществом, положение в социуме, жизнь в коллективе.
6. Биологическая составляющая человека
Ведя разговор о биологической составляющей, мы предлагаем вам вспомнить, на кого вы похожи. Кто-то похож на маму, кто-то на папу, кто-то на бабушку или дедушку, а кто-то не похож ни на кого.
Рис. 5. Часто дети очень похожи на родителей (Источник)
7. Наследственность
Это нормально, поскольку мы наследуем определенные признаки от наших предков. При рождении мы получаем определенные признаки биологического вида Человек: прямохождение, определенное строение верхних и нижних конечностей, определенное расположение органов зрения и слуха. Так же происходит и в животном мире: голубь производит на свет голубя, не бывает ситуаций, чтобы голубка снесла яйцо, из которого вылупился бы орел.
Исключением можно назвать только кукушку: она подбрасывает свои яйца в кладку к другим птицам. Птица выращивает кукушонка, который иногда бывает больше своих приемных родителей, как собственного птенца.
Рис. 6. Кормление кукушонка (Источник)
Хотя он, по сути, не является настоящим потомком этой птицы. Кукушонок не похож внешне на выкормившего его родителя, и поведение его будет совершенно другим – таким же, как у других кукушек. Точно так же и человек перенимает у родителей определенную генетическую информацию, как-то: цвет волос, форма носа, разрез глаз, рост, голос, строение черепа и пр. Эти и другие признаки являются частью наследственности.
Наследственность – свойства организмов повторять от поколения к поколению сходные природные признаки.
С этим термином вы могли познакомиться на уроках биологии. У животных, как и у людей, происходит передача определенной генетической информации от родителей к потомству, т.е. информация касательно строения тела. У животных наследственность проявляется в передаче инстинктов.
8. Инстинкты у животных и у человека
Инстинкты – совокупность врожденных компонентов поведения и психики.
Инстинкты проявляются в действиях и психических реакциях присущих организму изначально, не требующих специального обучения.
Например, хамелеон при рождении получает способность менять цвет: естественным образом при приближении опасности окрас хамелеона адаптируется к окружающей среде.
Рис. 7. Хамелеон (Источник)
Многие животные практически с момента рождения умеют прыгать, бегать, защищаться.
Например, жеребенок уже через несколько часов после рождения может самостоятельно ходить. В то время, когда ребенку требуется не менее 10-ти месяцев для того, чтобы начать ходить, как люди (человек – homo erectus – человек прямоходящий). Прямохождение – сложный механизм, для формирования опорно-двигательной системы (достаточной стойкости позвоночника, силы мышц) человеку требуется не менее 10 месяцев после рождения, в отличие от жеребенка, который очень быстро обретает способность передвигаться. Такая способность жеребенка является инстинктом.
Рис. 8. Новорожденный жеребенок (Источник)
Также животные, в отличие от человека, от рождения чувствуют, что представляет для них опасность. Вы можете понаблюдать за маленькими детьми, если таковые есть в вашей семье, или попросить рассказать родителей, как они вели себя в младенчестве, и увидеть, что взрослые стараются не оставлять ребенка без присмотра ни на минуту. А все потому, что маленькие дети очень любопытны и все пытаются попробовать на вкус. Рот человека является одним из наиболее чувствительных органов, именно поэтому ребенок, пока еще не зная других способов познания окружающего мира, инстинктивно пробует все на вкус, т.к. на данный момент этот орган чувств развит у него наиболее сильно. Данный пример иллюстрирует человеческие инстинкты.
Рис. 9. Семимесячный младенец (Источник)
9. Формирование человека, опыт
Итак, мы можем сделать вывод, что человеку изначально дается достаточно большой набор качеств как инстинктов, но это далеко не все, из чего состоит человеческая сущность. Биологической составляющей недостаточно для полноценного существования в современном мире. Человек не смог бы полноценно существовать без опыта предыдущих поколений. Так от своих родителей мы унаследовали возможность развить речь, возможность правильно ходить, сидеть, возможность развить мелкую моторику рук, но чтобы превратить эти возможности в реальные умения, необходима правильна соорганизация инстинктов и процесса обучения.
Таким образом, шаг за шагом (англ. step by step) формируется человек. Не смотря на то, что мы рождаемся с приблизительно одинаковым набором качеств, каждый человек с рождения заявляет о своей индивидуальности, уникальности.
10. Эмоциональная сфера человека
Ребенок появляется на свет с определенным набором эмоций, так сказать со своим характером: есть дети, которые много плачут, это может быть связано не только с его физиологическими потребностями в тепле, пище, комфорте; но и с внутренними потребностями во внимании, заботе, признании его значимости. Но есть дети, которые при возникновении любой из перечисленных выше потребностей громко плачут, а есть такие, которые достаточно долго не заявляют о них, т.е. являются более спокойными. Каждый человек – индивидуальность. Древние римляне называли новорожденных «tabula rasa» (лат. «чистая доска»), считая, что на эту чистую доску можно вписать все, что угодно, формируя нового человека. В этом есть доля правды, но все же мы знаем, что это не совсем так, ведь на этой доске уже имеются какие-то записи: наша внешность, унаследованная от родителей, и вместе с тем уникальная;
Рис. 10. Вместе с характером мы наследуем от родителей внешность (Источник)
наш характер, преобладающий тип темперамента, эмоции. Когда же мы начинаем вносить записи на доску – обучать ребенка, каждый такой ребенок, исходя из своих особенностей, способностей и задатков, получается уникальным. Из совокупности всех факторов, о которых мы говорили, и состоит человек и человечество.
11. Итоги урока
Подводя итог нашего разговора, мы можем сказать, что человек является частью природы.
Рис. 11. Планета Земля из космоса (Источник)
При рождении мы получаем приблизительно такой же набор качеств, как и другие живые существа, какие-то способности у нас развиты лучше, какие-то – хуже. В то же время мы обладаем уникальными качествами: разумом, прямохождением, приспосабливаемостью к окружающей среде. Это биологическая составляющая нашей жизни, но мы, помимо биологии, которая в животном мире зачастую составляет всю жизнь, обладаем еще и социальным сознанием. То есть, рождаясь живым существом, с течением времени человек перерождается в существо социальное и живет уникальной человеческой жизнью.
Рекомендованное домашнее задание
1. Практикум стр. 47. Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 12-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
2. Подумайте, на кого из родственников вы похожи? Чем? Составьте перечень качеств, которые вам нравятся в ваших близких.
3.* Составьте генеалогическое древо вашей семьи.
http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/6-klass/6c5c40f0/chelovek?seconds=0&chapter_id=343
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.