6 класс. Обществознание. Подросток: кто это? Самостоятельность. Познай себя.

6 класс. Обществознание. Подросток: кто это? Самостоятельность. Познай себя.

Комментарии преподавателя

1. Актуализация опорных знаний

На прошлом занятии речь шла о подростковом возрасте. Мы выяснили, какие особенности у подросткового возраста и как правильно воспринимать себя в этом возрасте.

Сегодня мы попробуем разобраться в вопросах: что такое самостоятельность; как это: быть самостоятельным?

 

2. Понятие самостоятельности

Каждый из вас понимает самостоятельность по-своему. Кто-то скажет: «я сам (а) готовлю себе еду»; кто-то – «я сам (а) выбираю себе одежду для торжеств»; кто-то – «я сам (а) приводу в порядок свой внешний вид (глажу одежду, чищу ботинки и т.п.)», а для кого-то другие вещи. На основе этого самостоятельности мы можем дать следующее определение:

Самостоятельность – это способность человека самому решать то, кто он, и то, какой он.

3. Сущность самостоятельности

Конечно же, самостоятельность – черта взрослого человека. И в период перехода из детской жизни во взрослую подростку кажется, что это необходимый атрибут, который подтверждает то, что он уже взрослый. Но чаще всего самостоятельность воспринимают как разрешение своеволия – «делаю то, что сам хочу». Давайте разберемся, так ли это на самом деле.

4. Как понимать самостоятельность

Задавая себе вопрос, для чего человеку нужна самостоятельность, можно прийти к выводу, что самостоятельность нужна для того, чтобы каждый из нас был отдельной личностью, индивидуальностью. Еще в детском возрасте наступает момент, когда ребенок хочет сделать что-то самостоятельно, чтобы родители ему не мешали. Девочки могли пытаться приготовить какое-то блюдо без помощи взрослых, мальчики – вбить гвоздь или что-то смастерить.

Рис. 1. Первые проявления самостоятельности (Источник)

Это первое проявление желания самовыразиться, сказать, что «я хочу, умею и могу что-то сделать сам, я такой же, как вы». Первая попытка могла быть не самой удачной, но с течением времени вы попробовали сделать то же несколько раз и обрели уверенность. И позже вам стали даже доверять определенные необходимые поручения: сделать покупки, убрать в собственной комнате, помыть посуду, присмотреть за младшими братом или сестрой, ухаживать за растениями или домашними животными. Важно в этом всем то, что самостоятельность – это уверенность в своих силах, в том, что вы знаете, как это делают, и вы умеете это делать. Когда к вам приходит уверенность в том, что вы можете что-то сделать, а главное хотите – это знак того, что вы стоите на пути к формированию себя как самостоятельного взрослого человека.

5. Ложная самостоятельность

Часто в переходном возрасте подростки видят самостоятельность в том, чтобы отказываться от всего, что предложено старшими. Например, в вопросе, что надеть на праздник, мнение ваших родителей и ваше собственное может кардинально отличаться. К примеру, мама предлагает вам нарядные, по ее мнению, вещи, а вы считаете, что они не соответствуют вашему  возрасту и вашим интересам, не выражают вашу индивидуальность.

Рис. 2. Одна из попыток самовыразиться (Источник)

То же касается стрижки: раньше вас не волновала ваша стрижка, а теперь появились предпочтения. Такие маленькие изменения происходят во многих сферах. Иногда они особо не заметны и являются естественными, а иногда могут приводить к нехорошим последствиям.

Это происходит тогда, когда возникает подмена понятий, когда в качестве самостоятельности рассматривают вседозволенность. На данном уроке мы не собираемся поучать вас или читать нравоучения. Вы сами прекрасно знаете, что курить, хулиганить, ругаться – нехорошо, а распитие алкогольных напитков еще и противозаконно. Мы вместе с вами хотим разобраться в понятии «самостоятельность» и его проявлениях. Конечно, некоторые взрослые люди ведут себя именно так и дают не очень хороший образец поведения, наследовать его – проще всего, ведь для этого не нужно много усилий. Плохое поведение и вообще все плохое почему-то гораздо лучше запоминается и кажется более ярким. Так, например, придуманные самостоятельно смешные стишки запоминаются с первого раза, тогда как стихи великих поэтов приходится подолгу учить; негативные герои фильмов всегда запоминаются очень хорошо и позиционируют себя ярче положительных персонажей.

Рис. 3. Джокер из фильма «Бэтмен. Черный рыцарь» (Источник)

6. Самоограничение как проявление сильной личности

Но все же в фильме мы ожидаем хорошего финала, ждем того, чтобы добро восторжествовало. К этому стоит стремиться и в жизни. Если на действие в фильме мы повлиять не можем, то наша жизнь полностью в наших руках. Сейчас, в подростковом возрасте, к примеру, вы можете начать курить, попробовать спиртное, начать хулиганить, использовать нецензурную лексику и пр., при этом, возможно, к вам придет упоительное чувство свободы. Ведь раньше, в детстве, вы не могли этого делать, т.к. не имели такой возможности и были слабы физически.

   

Рис. 4 (Источник), Рис. 5 (Источник). Ложные проявления самостоятельности

Теперь вы не боитесь совершать определенные поступки, и от этого появляется чувство весомости своих действий, самостоятельности собственной личности. Но следует понимать, что это не совсем так, ведь вседозволенность по отношению к себе может привести к плохим последствиям. Такой путь  ведет не к самостоятельности личности, а к тому, что человек становится отрицательным. Наверняка, вы сами можете вспомнить подобные примеры. Грубое копирование не самых удачных моделей поведения может привести к плачевным последствиям.

Рис. 6. Подростки в исправительной колонии

Если вы глубже начнете задумываться над тем, что является свободой для человека, вы поймете, что на самом деле свобода – это самоограничение. Свободный человек сам себя ограничивает и в этом его свобода: он вправе выбирать, что нужно ему, что не нужно. В умении себя ограничивать заключается сила воли человека, сила его характера: «Я не курю, потому что не хочу вредить своему здоровью», «Я не употребляю спиртных напитков, потому что это слабость».

Задумайтесь над тем, что такое подлинная самостоятельность. Это не очень удачные модели поведения, которые вы можете примерять на себя, или это процесс взросления и становления личности, когда вы сами в состоянии отвечать за собственные поступки, процесс самовоспитания себя как личности и полноценного члена общества. Мы с вами уже говорили о том, что личность формируется на протяжении всей жизни и это тяжелый труд. Воспитание самостоятельности не менее важный и тяжелый процесс. Не идите по легкому, неправильному пути.

 

Список рекомендованной литературы

1. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание 6 класс. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. – Просвещение, 2004. (Источник).

2. Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 12-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. - 184 с. (Источник).

3.  Барабанов В.В., Насонова И.П. Обществознание 6 класс / Под ред. Бордовского Г.А., 2007.

4.  Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 6 класс. Дрофа, 2013.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Рsycholog72.ru  (Источник).

2. А. Я. Психология (Источник).

3. А. Я. Психология (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Ответьте на вопрос на стр.32. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание 6 класс. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. – Просвещение.

2. Расскажите о том, что вы умеете делать самостоятельно.

3.*Нарисуйте иилюстрацию на тему «Моя самостоятельность», объясните, что вы имеливвиду.


Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.