6 класс. Обществознание. Подросток: кто это? Самостоятельность. Познай себя.

6 класс. Обществознание. Подросток: кто это? Самостоятельность. Познай себя.

Комментарии преподавателя

1. Актуализация опорных знаний

На уроке мы поговорим о том, кем является каждый из нас, и для чего мы приходим в этот мир. Ответ кроется в нас самих. Наверняка, вы уже задумывались о том, каково ваше предназначение в жизни, кем вы станете в будущем и чего добьетесь, к чему стоит стремиться. Давайте попытаемся разобраться, как правильно сформулировать этот вопрос, чтобы ответ на него помог вам прожить счастливую жизнь.

Человек постоянно находится в действии: мы учимся, общаемся, работаем, играем, отдыхаем, т.е. постоянно чем-то заняты. В процессе таких занятий и происходит самопознание человека. Некоторые из наших умений и способностей становятся для нас обыденными как, например, умение пользоваться столовыми приборами. Но в ресторане японской кухни посетителю могут предложить непривычные приборы – палочки, и он вдруг неожиданно обнаружит, что ему легко и удобно ими пользоваться. Раньше человек не предполагал в себе такого умения, и такое открытие, конечно, приятно любому. Так же вы можете обнаружить, что у вас хорошо получается играть в баскетбол, а в футбол, например, не очень.

Рис. 1. Все мальчишки играют в футбол, но успеха добиваются не все (Источник)

Это значит, что у каждого человека есть определенный набор качеств, заложенный природой. К сожалению, у людей нет технического описания, как у механизмов, поэтому самопознание человека длится всю жизнь. Очень важно раскрыть в себе основные задатки как можно раньше, иначе может случиться так, что «будет мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Человек может всю жизнь заниматься не тем делом и в конце жизни ощущать опустошенность и бесполезность.

 

2. Необходимость самопознания

С древних времен люди интересовались предназначением человека в этом мире. Может казаться, что все люди равны: две руки, две ноги, способность мыслить и творить. Но мы все очень разные, как и наши возможности, способности и таланты. И если человек занимается не тем занятием, для которого он предназначен, скорее всего, у него это будет плохо получаться. Например, если у человека нет склонности к изготовлению глиняной посуды, то из него будет не очень хороший гончар. Даже при условии, что он будет очень стараться, человек может познать это ремесло, но горшки, изготовленные им, шедеврами не будут.

 

Рис. 2. Гончар со своими изделиями (Источник)

3. Все ли равны и одинаковы?

Человек способен обучаться, но не все дано ему в одинаковой степени. Есть вещи, к которым у нас есть способности от природы, но, в принципе, человек как существо приспособляющееся способен освоить практически любую сферу деятельности. Конечно, качество такой работы будет хуже, нежели у способного от природы человека. Например, практически все люди умеют рисовать, но не всех можно назвать художниками. Художник тонко чувствует пластику движения, умеет подбирать цвета так, что вызывает восхищение у окружающих. Рисунок человека, не имеющего дара к рисованию, в лучшем случае будет просто иллюстрацией.

Рис. 3. В. Ван Гог «Звездная ночь» (Источник)

4. Важность самооценки

Для того чтобы узнать о своих способностях, необходимо познать себя. Важнейшим компонентом самопознания является самооценка. Если по совету Козьмы Пруткова «зреть в корень» слова, то можно догадаться, что самопознание – это то, как человек сам себя оценивает. Речь идет о том, чтобы человек самостоятельно провел оценку всех своих качеств и способностей. Самооценка может быть правильной, т.е. человек знает и правильно оценивает свои достоинства и знает о своих недостатках. Неправильная самооценка может быть завышенной или заниженной. Неправильная самооценка и в первом и во втором случае может помешать человеку реализоваться в жизни. При завышенной самооценке люди ставят себе слишком высокую планку, и разочарование от недостигнутых целей может быть слишком велико, что, несомненно, повлияет на эмоциональное и психологическое состояние человека. Если же самооценка занижена, то из-за уверенности в своей несостоятельности можно зарыть свой талант, так и не узнав о его существовании, не осознавая своих доблестей. Великий классик У.Шекспир в трагедии «Юлий Цезарь» говорит об этом так:

Кассий

…Свое лицо ты можешь, Брут, увидеть?

Брут 

Нет, Кассий; ведь себя мы можем видеть

Лишь в отражении, в других предметах.

Кассий

То правда.

И сожаления достойно, Брут,

Что не имеешь ты зеркал, в которых

 Ты мог бы доблесть скрытую свою

И тень свою увидеть.

Рис. 4. Брут и Кассий (Источник)

Кассий говорит Бруту, что тот недооценивает себя и из-за этого не может решить сложившуюся в то время политическую ситуацию.

5. Правильная самооценка

Для правильной самооценки необходимо четко представлять себе тот набор качеств, которым вы обладаете, причем как позитивных, так и негативных. Лучшим решением в таком случае будет сесть и честно составить список своих плюсов и минусов. Ведь каждый человек, как гласит даосская мудрость, состоит из положительного и отрицательного начал. Но в каждом положительном аспекте есть отрицательный нюанс и наоборот, как в белой рыбке есть черная точка, а в черной – белая.

Человеку важно сохранять здравый баланс между добром и злом и четко осознавать, что он из себя представляет. Поэтому важно сесть и расписать все свои качества максимально честно. Это нужно для того, чтобы представлять, на что ты способен, и осознавать свои слабости в трудных ситуациях. Знание себя поможет достичь успеха в жизни и преодолеть ее трудности. Мы с вами говорили, что тот, кто владеет информацией – владеет миром. Самопознание необходимо для того, чтобы в будущем сформировать себя как полноценную самостоятельную личность, которая ставит перед собой адекватные цели и добивается их. Есть цели, которых в принципе невозможно достичь, а есть цели недостижимые для конкретного человека. Люди не равны между собой, у каждого есть особенности и кому-то дано больше, а кому-то меньше. Великий философ Фридрих Ницше говорил о том, что справедливость требует объективности, но все люди не равны: не равны, физически, психологически, морально, не равны умственно. Это нормально, что мы не равны, именно поэтому правильная самооценка так важна. Лишь зная свои сильные стороны, умея бороться со слабыми, возможно стать сильным, здоровым, успешным человеком.

 

6. Талант есть у каждого

Некоторые из вас, оценив по нашему совету свои слабые и сильные стороны, могут обнаружить, что они самые обычные люди, в которых, на первый взгляд, нет ничего примечательного. Возможно, это действительно так, даже, скорее всего это так. Но человеческая природа такова, что в каждом человеке спрятан определенный задаток, который можно развить в талант. Главное вовремя обнаружить такой задаток. В этом и заключается проблема самопознания – нужно найти ответы на вопросы: «Кто ты?», «Для чего пришел в этот мир?», «Какой талант в тебе скрывается?». Некоторым людям посчастливилось, и их талант на поверхности. Например, у В.-А. Моцарта талант проявился в дошкольном возрасте, и заблистал в 6-7 лет, достигнув апогея в юности. Блез Паскаль, например рос настолько одаренным, что, не зная даже названий фигур, самостоятельно доказал 32-ю теорему Евклида о сумме углов треугольника.

   

Рис. 5. Блез Паскаль (Источник).  Рис. 6. В.-А. Моцарт (Источник)

Но не всем так везет, поэтому очень важно найти свой талант как можно раньше.

Иногда в человеке скрыты «спящие» таланты, т.е. те, которые не востребованы в наше время. Например, сейчас очень популярны компьютерные игры, и есть ребята, которые как будто рождены для них: они очень быстро находят артефакты, переходы на следующие уровни, легко осваивают управление. Таких людей называют геймерами. Есть даже турниры среди геймеров, на которых эти люди зарабатывают ценные призы и денежное вознаграждение. Сто лет назад, когда не было компьютерных игр, их способности могли быть бесполезными, если, конечно, они не смогли бы направить их в нужное русло. Особенность человека в том, что ему дается не один талант, задатков в нас множество. Наша главная задача в том, чтобы обнаружить их и развить, и тогда можно будет говорить о всесторонне развитой личности, не ущемленной и не обиженной временем.

 

Список рекомендованной литературы

1. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание 6 класс / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. – Просвещение, 2004. (Источник).

2.  Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 12-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. - 184 с. (Источник).

3.  Барабанов В.В., Насонова И.П. Обществознание 6 класс / Под ред. Бордовского Г.А., 2007.

4.  Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 6 класс. Дрофа, 2013.


Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Знания - сила (Источник).

2. Словари и энциклопедии на Академике  (Источник).

3. Lib.ru (Источник).


Рекомендованное домашнее задание

1. Ответьте на вопрос на стр. 43. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание 6 класс. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. – Просвещение.

2. Выполните Задание №5 на стр. 45. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание 6 класс. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. –Просвещение.

3. *Составьте небольшой рассказ о человеческом таланте.


Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.