«Организация образовательной деятельности учащихся в условиях ФГОС ОО» (72 часа).

«Организация образовательной деятельности учащихся в условиях ФГОС ОО» (72 часа).

Информация

Данный курс не опубликован. Вы имеете к нему доступ по прямой ссылке.
2. Лекция к теме 1.2. «Введение ФГОС на уровне основного общего образования»

Комментарии преподавателя

Тема 1.1 Особенности организации образовательной деятельности в XXI веке.

1.1.1   Информационное общество и образование.

 Рогозина Т.В. Образование в условиях информационного общества. / Т.В. Рогозина. Учебно–методическое пособие. – СПб.: ЛОИРО, 2012.

 Фрагмент 1

 Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмыловская. – М.: Просвещение, 2011. – 190 стр. – (Работаем по новым стандартам. – С. 6–8.

Информационное общество – это социально–экономический уклад, в котором производство информационных продуктов и оказание информационных услуг преобладает над всеми видами социально–экономической активности людей. Сам термин подчеркивает доминирование процессов, связанных в самом общем виде со сбором, с обработкой, обменом и производством новой информации. Основным капиталом человечества являются сведения, накопленные социумом в процессе исторического развития, и знания каждого индивида. Информационные ресурсы определяют успешность практически всех видов человеческой деятельности.

Человечество давно осознало ценность информации. Целенаправленное накопление сведений, их передача с возможными минимальными потерями обеспечили выживание древних людей на ранних этапах истории. До появления письменности существовали основанные на устном слове способы передачи данных. Но они не обеспечивали полной сохранности растущих объемов информации. А ведь накопленные сведения следовало не просто хранить и транслировать, а делать это эффективно – проверять, уточнять и дополнять их. Для этого людям требовались способы, средства, технологии, обеспечивающие такой вид деятельности. По сути, наскальные рисунки – это тоже информационные технологии, только очень далекого прошлого. Они являются формой отображения объектов и операций с ними (охота, разделка туш и т.д.), позволяют организовать процесс передачи знаний.

Появление и развитие речи создало неограниченные возможности для хранения, передачи и получения информации. Однако возникла и проблема – зависимость информации от человека-носителя. Ее решением стало изобретение письменности 5 – 6 тысяч лет тому назад. Свершилась первая информационная революцияпреобразование общественных отношений, приобретение ими новых качеств из-за глобальных изменений в сфере обработки (накопление, хранение, передача, производство) информации.

Письменность вобрала в себя все многообразие устной информационной культуры. Впервые появилась возможность разделить информацию и ее «владельца». Совершенствовались средства хранения информации. Первоначальные «носители» были не слишком удобны и мобильны – скалы, стены гробниц и другие твердые предметы. Конечно, они обеспечивали сохранность информации на века, но не позволяли передавать ее на расстояние. Появились каменные таблички небольшого размера, кожаные, пергаментные свитки и как венец – книга в современном понимании. Вторая информационная революция, происходившая 3,5 тысячи лет назад, связана с изобретением и распространением рукописной книги.

Говорить о массовом использовании книги можно только после изобретения Иоганном Гутенбергом ручного печатного станка и наборного шрифта (1450–1455 гг.) Информация стала доступной и массовой. Произошла третья информационная революция. Она породила первый информационный бум. Резко возросло количество информации по различным областям знаний. Все большее число людей смогло не только создавать информацию, но и получать ее из соответствующих печатных изданий. Происходило формирование «информационного пространства», где информация отделена от своего автора–владельца, он не может контролировать сложный процесс ее понимания или трактовки читателями.

Использование возможностей книги при передаче знаний привело к созданию особых средств и технологий работы с ней в целях обучения. Благодаря Я. А. Коменскому идея использования специальных книг – учебников постепенно прочно вошла в арсенал процесса обучения. Вместе с ней появились и проблемы, которые не решены до сих пор, – как отбирать содержание образования, в каком виде и каком объеме его целесообразно представлять, как организовать эффективную работу школьников с учебной книгой и т.д. Массовый учебник на долгие годы стал главным источником знаний для подрастающего поколения, основным средством и сценарием обучения, хранителем содержания образования.

Но в настоящее время печатная продукция (книги, газеты, журналы и т.п.) сдает свои позиции. На ее место приходят информационные технологии, позволяющие человеку получить несоизмеримо больше информации по интересующей его проблеме. Мы живем в эпоху четвертой информационной революции, которая совершается благодаря развитию информационных телекоммуникационных (ИТК) технологий и обеспечивает человеку безграничные возможности для получения, переработки и производства информации.

Как видно из вышеизложенного, основными причинами информационных революций были изобретения качественно новых средств накопления, хранения, передачи и производства информации. А они, в свою очередь, во многом детерминировали изменения экономической, политической и социальной жизни общества.

 Фрагмент 2

 Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмыловская. – М.: Просвещение, 2011. – 190 стр. – (Работаем по новым стандартам. – С. 12–13.

Человек, информационного общества, обладающий информационной культурой, должен владеть основными типами информационных умений (выделены Оперативной группой SCONUL (So–ciety of College, National and Universities Libraries, Общество библиотек, колледжей, национальных и университетских библиотек):

¾   Осознавать потребность в информации.

¾   Определять, каким образом можно восполнить «пробел» в информации.

¾   Конструировать стратегии обнаружения информации.

¾   Искать и получать доступ к информации.

¾   Сравнивать и оценивать информацию, полученную из разных источников.

¾   Организовывать, применять и передавать информацию различными способами, в соответствии с существующей ситуацией.

¾   Синтезировать и собирать существующую информацию, создавая на ее основе новое знание.

 Фрагмент 3

 Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмыловская. – М.: Просвещение, 2011. – 190 стр. – (Работаем по новым стандартам. – С. 13.

Задачи образования были выработаны Комиссией ЮНЕСКО под руководством бывшего министра образования Франции Эдгара Фора в 1972 г. <…> В докладе комиссии Фора «Учиться быть» представлена концепция образования в течение всей жизни. Определены четыре «столпа образования»:

1.     учить учиться и пользоваться знаниями, то есть получать образование в течение всей жизни, углубленно работать в своей узкой области при достаточно широких общих знаниях;

2.     учиться делать дело, не только пользуясь стандартными навыками, но шире, научиться в рамках как формального, так и неформального социального опыта справляться с разными ситуациями и работать в команде;

3.     учиться жить вместе, развивая и понимая других людей и их стремление к независимости (выполняя совместные проекты и учась улаживать конфликты), укрепляя плюрализм, взаимопонимание и мир);

4.     учиться быть, то есть в большей степени развивать свои личностные качества и способность действовать с большей независимостью, руководствуясь собственными суждениями и личной ответственностью.

 Фрагмент 4

 Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмыловская. – М.: Просвещение, 2011. – 190 стр. – (Работаем по новым стандартам. – С. 4.

                Мы попытались представить, как должно измениться образование в информационном об­ществе, и выделили три главных теоретических положения.

1. Основным в информационном обществе становится компетентностный подход к обучению, предполагающий формирование у ученика ключевых компетенций, т. е. спо­собностей решать возникающие жизненные проблемы, ис­пользуя имеющиеся знания, умения, навыки.

2. В информационно–­образовательной среде (как обяза­тельной принадлежности информационного общества) в про­цессе обучения активно действуют два практически равно­правных субъекта – учитель и ученик.

3. Образование в информационно­образовательной среде вариативно – каждый ученик получает возможность сам построить свою индивидуальную образовательную траекто­рию и двигаться по ней, достигая тех результатов, которые предписаны государственными стандартами общего образова­ния.

 Фрагмент 5

 Спиваковский В.М.

Образовательный взрыв / В.М. Спиваковский – Киев: Гранд–Экспо, 2011. – 436 с. : ил. – С.32.

 Время, когда мир был прост и ученик мог охватить и постичь его элементы и системы с помощью объяснения учителя, уходит в прошлое. Ведь учителя по–прежнему разъясняют не то, как устроен мир, а какова их, учителей, логика рассуждений по поводу этого устройства. Ученик познаёт не мир, а взгляды на него. Отсюда – противоречия в морали, ценностях, приоритетах и в том, что именно называть фундаментальны ми знаниями, о которых так пекутся убелённые сединами академики. Информация не падает каплями, а обрушивается Ниагарским водопадом, под которым человек лавирует, постоянно думая, как ему не захлебнуться неудержимым потоком недостоверной информации. В 2010 году средний американец выудил из книг, компьютера, телевидения, радио, газет, журналов, служебных заметок и других источников примерно 15 000 гигабайт информации. Каждый год этот объём увеличивается в геометрической прогрессии, и уже скоро количество информации перейдёт в иное качество.

Фрагмент 6

Чернявская А.П. Теория обучения в информационном обществе (Рецензия на учебное издание Е.О. Ивановой и И.М. Осмоловской «Теория обучения в информационном обществе». – М.: Просвещение, 2011. – 190с.) // Проблемы современного образования. – 2011. – №4. – С. 87–91.

Меняется общество, меняются люди. Значит ли это, что должно меняться и образование? Вопрос непростой. Одна из основных задач школы – передать будущим поколениям все самое ценное, накопленное человечеством. Исходя из этой точки зрения, быстрое изменение недопустимо.

Диалектическое противоречие обучения состоит в том, что обучение исходит из прошлого (передает знания и ценности, накопленные поколениями), осуществляется в настоящем, но ориентировано на становление граждан будущего. Если думать о настоящем, то изменения в образовании необходимы. А как же быть с будущим? Будущее не определено. К чему готовить? И какие изменения образования в этой связи необходимы?

В 60–е годы ХХ века виднейший американской социолог и педагог Базил Бернстейн (Basil Bernstein) провел одно из наиболее серьезных исследований природы процесса образования. Объясняя природу обучения, он выделяет три системы: (1) школьные программы, (2) педагогика и (3) оценивание, которые образуют структуру и процесс работы школы. Школьные программы определяют то, что в школе принимается за необходимый набор знаний (содержание обучения); педагогика определяет соответствующие пути передачи знаний (методы, технологии, средства обучения); оценивание определяет то, что является необходимым и достаточным в переданной части знаний. Развивая свою теорию, Б. Бернстейн выдвинул термин «системность правил», которая относится к способам передачи знаний (педагогике). Чем слабее системность, тем больше свободы в классе и тем, добавим, создается больше условий для развития обучающихся, для их активной работы с содержанием обучения.

Если взять за основу системы, выделенные Б. Бернстейном, то становится ясным, что объектами изменения являются, скорее, не содержание, а методы, технологии его передачи и усвоения учащимися и методы оценивания учебных достижений. Именно они в состоянии учесть требования, предъявляемые обществом к надпредметным результатам обучения – становление обучающегося как активного, деятельного гражданина общества, обладающего знаниями и навыками, применимыми в любой ситуации.

Для достижения этих целей (при малоизменяемом содержании обучения) сами учебные задачи должны быть открытыми, должны формировать самостоятельное мышление, и субъектами обучающей среды должны являться не только дети и педагоги, но и сам социум, представленный реально или виртуально.

 Фрагмент 7

 Шумахер Э.Ф. Малое прекрасно: экономика для человека / [Электронный ресурс] URL: http://www.samorodok.org/schum.pdf

 (дата обращения: 22.12.2012). С.87.

 Образование действительно может помочь обычным людям справляться с проблемами, порождаемыми научно–техническим прогрессом, но лишь если оно не сводится к тому, о чем говорил Лорд Сноу. Ученые и инженеры создают «знания», но сами по себе «знания» ничего не значат, это средства без цели, всего лишь потенциал, незаконченное предложение. Называть «знания» культурой все равно, что считать фортепиано музыкой. Может ли образование помочь нам закончить предложение, претворить потенциал науки в жизнь на благо человека?

Для этого важнейшей целью образования должна стать передача системы ценностей, понимания смысла жизни. Конечно, передача технических знаний тоже важна, но имеет уже второстепенное значение. Очевидно, было бы верхом безрассудства наделять людей огромной властью, даже не позаботившись о том, чтобы они могли разумно ею пользоваться. Сегодня, без сомнения, человечество находится в смертельной опасности, и не потому, что ему не хватает научных и технических знаний, а потому, что используются они в целях разрушения, без мудрости. Образование сможет решить наши проблемы лишь в том случае, если поможет человеку набраться мудрости.

По–моему, суть образования в передаче системы ценностей, но ценности вряд ли помогут в выборе жизненного пути, если они не восприняты нами и не стали, так сказать, частью нашего духовного облика. Система ценностей – это не просто предписания и догмы; система ценностей – это «цветное стеклышко», сквозь которое мы смотрим на мир, это инструмент, при помощи которого мы мыслим и чувствуем, интерпретируем и ощущаем происходящее. При помощи чего мы думаем? При помощи мыслей. Наш разум вовсе не пуст, он не tabula rasa. Мы способны мыслить, лишь когда ум уже наполнен всякого рода мыслями, при помощи которых можно думать.

 Фрагмент 8

 Соколова А. Полицейский диссонанс

// Русский репортер, №36 от 13.09.2011

 Повышение квалификации

20.30. Очередной развод, в народе – планерка. Полицейские медленно подтягиваются в общий зал. В углу телевизор, на экране новости, на стене герб и Медведев. Все молча медитируют, глядя на экран. Заходит командир взвода, выключает телевизор.

– По нашей территории преступников сегодня не зарегистрировано, – говорит он. – По Москве – пишите: кража автомашины УАЗ–396. Приметы злодея: 25–27 лет, рост – 170, телосложение нормальное… – закончив перечислять приметы, жестко произносит: – Это – то преступление, которое мы должны раскрыть! – и продолжает: – В 16.30 на Ленинском проспекте трое неизвестных попытались разбить стекло… встретили сопротивление… вооружены, есть раненые… скрылись с места преступления… То есть Чикаго какое–то у нас на Ленинском, проспект Билла Клинтона…

Начинается проверка «домашнего задания». Полицейские тут же становятся похожи на школьников, у которых в программе только один предмет – закон «О полиции». От закона «О милиции» он отличается несильно, но некоторые формулировки теперь надо зубрить заново, другими словами.

– Я еще не купил закон, – бурчит один из сотрудников. – Куплю – выучу к следующему разу.

– Так, к следующему разу статьи 1, 5, 12, 13, 19, 20, 22, 23.

– А 24?

– Ты сначала это выучи! Там одна только пятая статья на три страницы. Вообще никто ничего не знает. Плохо. Ладно, послушаем, что такое полиция. Кудрявцев, для чего нужна полиция? Так, понятно.

На задних рядах кто–то хихикает, кто–то слушает, кто–то тянет руку, чтобы сообщить, чем же полиция отличается от милиции.

– Объявлен перехват, – прерывает урок голос из рации…

 Фрагмент 9

 Колядина Е. Рукопись. скачать бесплатно // Метро. 22.01.2013

 В американском городе Сан–Антонио открылась первая в мире общественная библиотека без книг: их заменяют сто электронных ридеров, которые выдаются бесплатно.

А в Череповце в библиотеке имени Верещагина закрылся читальный зал: никто не ходит, «дефицитные» некогда книжки качают дома, из Сети. Я не склонна к драматизации: «Шеф, все пропало! Глиняных табличек, папирусов и бумаги больше не будет!», хотя писать два года книжку, а на следующий день после ее выхода обнаружить в Сети с предложением «Скачать бесплатно!» радует мало. Естественно, никто из писателей (в гневе на пиратские сайты) не собирается ломать ткацкие станки, то бишь электронные читалки. Мы лишь наблюдаем, как с вырождением офлайновых библиотек и шариковых ручек исчезает слой человеческой культуры: на смену бронзовому веку пришел бумажный, а его у нас на глазах подвинул цифровой. У наших детей не будет почерка, человек разучится писать? Рукописей больше нет, они исчезли на моей памяти, лет десять назад. И фраза «Продается рукопись, цена договорная» уже стала историей.

А ведь были времена! Я сама привозила рукописи двух книжек в Москву в рюкзаке за спиной. И свидетельствую: издательства были завалены пачками рукописей, которые громоздились на полу вдоль стен: половина от руки, половина на пишущей машинке, все вместе в авоське, перевязано веревочкой. Помню, пришла в известное издательство на Ленинградском проспекте в Москве, а вахтер, взглянув на пачку листов в полиэтиленовом пакете, сурово сказал: «Поэзию не берем».

Лев Толстой переписывал «Войну и мир» восемь раз! Теперь никто ничего не переписывает – ненужная фраза просто удаляется. И конечно, нынешний писатель не рисует на полях монитора чудные девичьи профили и сумрачные мужские анфасы, как это делали Пушкин или Достоевский. Кстати, писатель изображает пером анфас героя, профиль или полуоборот со спины бессознательно, имея в виду его «я», «ты» или «он». Это открытие было сделано учеными в результате исследования рукописей в попытках разгадать тайну творчества. А как искал писатель гармонию в написании слова и его звучании – на полях рукописей Достоевского более 2 тысяч каллиграфических начертаний географических названий и имен героев. В будущем изучать будет нечего – сегодня автор носит текст романа в кармане, на флешке.

Поэтому сохранившиеся бумажные рукописи оберегаются, как зеница ока, в институтах и центрах в особых климатических условиях, в темноте. По этой причине ни в одном литературном музее Петербурга с его сложными погодными условиями нет рукописных подлинников или подлинных записных книжек писателей. Все они, все до одного, заменены работами художника Юрия Клопова, который копирует почерк Гоголя или Достоевского акварельными красками на старинной бумаге.

А мне довелось видеть рукописные книжки в библиотеке вологодского села – от бедности («отсутствие финансирования») библиотекарь наклеивала на листы бумаги картинки и вписывала от руки тексты детских книжек, чтобы малыши могли хоть что–то почитать.

                                                   Советуем прочитать

1.            Барбер М. Обучающая игра: аргументы в пользу революции в образовании / М. Барбер; пер. с англ. Л. Б. Макеевой; Московская высшая школа социальных и экономических наук. – М.: Просвещение, 2007. – 349 с. – (Образование: мировой бестселлер).

2.            Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования: Пер. с анг. М.: Academia, 2004. CLXX. 788 с.

3.            Брунер Дж. Культура образования / Дж. Брунер; пер. с англ. Л. В. Трубицыной, А. В. Соловьева; Московская высшая школа социальных и экономических наук. – М.: Просвещение, 2006. – 223 с. – (Образование: мировой бестселлер).

4.            Гольдин А.М. Образование 2.0: модный термин или новое содержание? / А.М. Голдин // Вопросы образования. – 2010. – № 2. – С. 224–237.

5.            Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмыловская. – М.: Просвещение, 2011. – 190 стр. – (Работаем по новым стандартам).

6.            Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир: (фрагменты из работ разных лет): пер. / И. Иллич; под ред. Т. Шанина; Моск. высш. шк. социальных и экон. наук. – М.: Просвещение, 2006. – 160 с. – (Образование: мировой бестселлер)

7.            Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / В.Л. Иноземцев. – М.: Логос, 2000.

8.            Каспржак А.Г. Информационное общество и школа: учебно–методические материалы к курсу повышения квалификации / А.Г. Каспржак. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2008. – 128 с.

9.            Кастельс М. Информационная эпоха: Пер. с англ. / Под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

10.      Новиков А.М. Постиндустриальное образование / А.М. Новиков. – М.: Эгвес, 2008.

11.      Спиваковский В.М. Образовательный взрыв / В.М. Спиваковский – Киев: Гранд–Экспо, 2011. – 436 с. : ил.

12.      Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. – М.: АСТ, 1999.

13.      Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Ф. Уэбстер. – М.: Аспект–пресс, 2004.

 




Файлы