7 класс. Обществознание. Человек и экономика. Экономика

7 класс. Обществознание. Человек и экономика. Экономика

Комментарии преподавателя

Понятие экономики

Экономика с древнегреческого означает «ведение хозяйства по правилам». Экономика – это те процессы, с которыми люди сталкиваются каждый день.

Рис. 1. Супермаркет (Источник)

Человек что-то покупает в столовой, одевается в одежду, покупает билеты в общественном транспорте, дети слушают разговоры взрослых о ценах, заработной плате и т. д. – это все процессы экономические, и они непосредственно влияют на людей.

Экономика – сознательно выстроенная людьми система их жизнеобеспечения, это система использования тех ресурсов, данных человеку природой или физическими возможностями. Выстроена она так, чтобы максимальные человеческие потребности были удовлетворены. Человеческая жизнь состоит из тех потребностей, которые обеспечиваются его повседневной жизнью.

Структура экономики

Ученые выделяют два направления экономической деятельности: хозяйство (ведение каждодневного быта, его организация) и наука (специфическая область знаний человека, изучающая ведение этого хозяйства). Наука подразделяется на отдельные элементы: макроэкономика (изучает глобальные процессы), микроэкономика и т. д.

Экономика как способ ведения хозяйства

Экономика как ведение хозяйства – это частный тип экономики. Главная ее задача состоит в ответе на вопрос: «Как количество средств, которое есть у человека или ресурсы его семьи, использовать самым рациональным способом, чтобы получить максимальное количество благ?» Общие характеристики экономики с точки зрения научного знания, состоит из основных элементов изучения экономики, которые были определены задолго до нашего времени. Они будут изучаться в старших классах.

Экономика как наука: ее элементы

Экономическая деятельность имеет 4 основных составляющих: производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг, производимых человеком.

Все эти элементы тесно связаны между собой. Например, производитель телефонов перевозит продукцию в магазины (распределение), которые за деньги продают этот товар (обмен), его используют те, кто его купил (потребление). Так все эти элементы взаимодействуют между собой.

Взаимосвязь потребностей человека и экономического благополучия

Человеческая жизнь состоит из множества желаний, которые человек пытается удовлетворить. В разные экономические эпохи потребности эти менялись: в период войны человеку нужен лишь кров над головой, который защищает его от холода, но в период благоприятной политической ситуации человек не довольствуется элементарными нуждами, ему хочется изысков.

Способы удовлетворения потребностей человека

Ученые выделяют два типа удовлетворения потребностей человека: натуральное производство и товарное производство.

 

Натуральное хозяйство

Натуральное хозяйство как тип экономического производства был характерен для стран Западной и Восточной Европы в период средних веков (период медиевистики). Это период истории, когда большинство крестьянских хозяйств пыталось обходиться собственными силами. Они не только производили все, что им было нужно, сами, люди даже считали, что пользоваться продуктами, произведенными другими людьми, неправильно – это противоречило божественной картине мира. В средние века люди изготовляли своими руками все, что могло пригодиться в обыденной жизни: клей, бытовые приборы, посуду и т. д. Разнообразие таких вещей огромно, потому что каждый хозяин мастерил и изобретал такие вещи практически с нуля.

Натуральное хозяйство считается примитивным (начальным) этапом развития экономических отношений, но нужно отметить то, что в то время творческий потенциал человека, был очень высок.

Натуральное производство

Натуральное производство – тип производства, при котором все необходимое для жизнедеятельности человек создает сам. Все ученики знакомы с романом Д. Дефо «Робинзон Крузо» (рис. 2). В этом произведении представлен тип натурального хозяйства. Герой романа создает вокруг себя цивилизацию из вещей, которые выбросило на остров после крушения его корабля.

Рис. 2. Робинзон Крузо (Источник)

В реальности так организовать свою жизнь было бы трудно, хотя в человеческой истории натуральное хозяйство существовало достаточно долгое время. В натуральном хозяйстве есть один большой минус – очень низкие темпы производства продукции и ограниченные возможности. Отдельный человек может хорошо делать только конкретное дело или несколько, но охватить весь спектр необходимых ему благ он не в состоянии.

Товарное производство: его участники

Товарное производство – тип производства, в котором принимает участие большое количество людей, и это производство имеет четкое распределение обязанностей. Участниками товарного производства являются производитель и потребитель товара. Хотя потребитель не производит товар, он полностью вовлечен в экономический процесс и является его частью. Производитель товара не будет изготовлять то, что не нужно потребителю. Если бы кто-то из производителей стал делать платья, которые были модными в XVIII в, их бы никто не покупал. Это значит, что производитель всегда должен отвечать интересам потребителя (рис. 3).

Рис. 3. Все для покупателя (Источник)

Потребитель пытается рационально использовать свои ресурсы, а значит, он будет пытаться купить товар наилучшего качества и за меньшую цену. Производитель должен заботиться о том, чтобы его товар был дешевле и качественнее. Так в борьбе между различными производителями рождается конкуренция. Экономика – жесткая гонка, кто не выдерживает этой конкуренции, тот проигрывает.

Задача экономики

Экономика – сложная наука, но изучает она процессы, которые происходят с людьми каждый день. Ресурсов на земле ограниченное количество: материальных ресурсов, полезных ископаемых, трудовых возможностей. Главная задача экономики – понять, как сделать так, чтобы ограниченное количество ресурсов служило людям наилучшим образом.


Домашнее задание

  1. Когда вы впервые столкнулись с экономическими процессами? Как сейчас вы вовлечены в экономику?
  2. Как вы считаете, мог бы сейчас существовать натуральный тип хозяйства? Свои выводы запишите.
  3. Напишите эссе на тему: «Экономика в моей жизни».
  4. * Используя интернет-ресурсы, проведите исследование: какие автомобили чаще всего покупают россияне (несколько марок)? Подумайте, какие факторы влияют на это. Как можно улучшить показатели продаж отечественных автомобилей?
Источник
http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/7-klass
презентация
http://www.myshared.ru/slide/1001632/#
http://www.uchportal.ru/load/142-1-0-47704

Файлы