7 класс. Обществознание. Человек и экономика. Деньги.

7 класс. Обществознание. Человек и экономика. Деньги.

Комментарии преподавателя

1. Деньги. Как они появились?

Деньги – универсальный эквивалент стоимости товаров и услуг. Человеку исторически важно было решить определенную проблему. Проблему создания определенного эквивалента для обмена на любые товары и услуги. Например, у человека был молоток, но нужна была ваза. У другого человека была ваза, но ему не требовался молоток. В таком случае нужен был третий товар-посредник. Так возник некоторый эквивалент, который сейчас называется деньгами.

2. Эквиваленты денег

Во времена когда были уже придуманы деньги у древних обывателей возник вопрос: какой материал использовать как эквивалент? В древности, вместо привычных для современного человека денег, использовали ценные предметы: мех, зерно, коку (среднее количество риса в Японии, потребляемое одним взрослым человеком в течение года, 1 коку риса ≈ 150 кг.), раковины каури, которые было очень трудно достать, и ввиду этого они представляли определенную ценность.

  

Рис. 1. Раковины каури (Источник)

Вариаций эквивалента было много, но, в конце концов, утвердились металлические деньги, потом на смену им пришли бумажные деньги, а сейчас можно говорить об электронных деньгах (информации о них).

Онлайн-деньги.

Деньги сейчас меняют свое содержание. Раньше когда человек брал в руки деньги, можно было говорить о золоте, серебре, бронзе или бумаге. Первые бумажные деньги были большими, красивыми с большими рисунками, чтобы у человека складывалось впечатление, что он берет в руки что-то ценное. Теперь существует электронный носитель, пластиковые карточки, с помощью которых снимают деньги со счета  в банке. Это уже серьезное изменение по содержанию денег. Если раньше люди держали в руках конкретную вещь, то теперь у них нет ничего кроме информации о деньгах. Еще более изменившееся содержание денег это – онлайн-деньги. Дети сейчас много играют в компьютерные игры. Некоторые очень увлечены онлайн-играми.  Там существует параллельный мир, в котором каждый персонаж отвечает реальному человеку, который за него играет. И этот персонаж, по правилам компьютерной игры, может постоянно улучшаться. Человек, играющий за него, может приобретать для персонажа дома, одежду, машины. Все эти покупки требуют определенного эквивалента денег, который нужен для этой игры. Эти эквиваленты выдуманы, их в реальном мире не существует. Называться они могут тоже по разному, например, бонусы, но тем не менее определенные люди зарабатывают на этом реальные деньги.

Фармеры – название людей, пытающихся заполучить («нафармить») ценные предметы в онлайн-играх, эксплуатируя скучные и обыденные элементы игровой механики. Распространена эта практика в Китае, где за несколько десятков часов онлайн-игры, человек получает предоплаченные виртуальные карты Web Money, которые можно обменять в обычных банкоматах на обычные деньги. Так люди, которые приобретают какие-то возможности или вещи в виртуальном мире, расстаются с настоящими деньгами.

3. Причины использования металлов в качестве денежного эквивалента

Еще в глубокой древности деньги начали делать из металла.

      

Рис. 2, 3 и 4. Благородные металлы – золото, платина, серебро (Источник); (Источник); (Источник)

Причины использования металлов в качестве менового эквивалента: 

1. Редкие благородные металлы обладают очень важными свойствами, которые не повторяются в других веществах;

2. Долговечность, неизменяемость при хранении; (золото – металл, который вообще не окисляется, серебро немного, но при этом оно не изменяет свои свойства, в отличие от железа, при окислении такого металла возникает ржавчина – железо погибает);

3. Делимость и объединяемость;

4. Редкость и ценность (такие металлы очень трудно доставать, трудно находить, их количество ограничено, они могут исполнять функцию денег, так как представляют для людей ценность).

Человек изобрел деньги, начал их чеканить.

4. Этимология слов «монета», «деньги»

Этимология слов (их происхождение) очень интересна. Например, слово «монета»  переводится с латыни как «предостерегающая». Оно соответствовало титулу Юноны (Геры), жены громовержца Юпитера (Зевса). Первые монеты начали чеканить в древнем государстве Лидии и делались они из природного сплава серебра и золота – электрума.

Слово «деньги» происходит от тюркского «тенге», иногда деньги на Руси называли рублями.

5. Функции денег

Функции денег:

1. Мера стоимости. Сумма денег, которые могут понадобиться человеку для покупки чего-либо.

2. Средства обращения. Деньги выполняют функцию универсального обменного материала Деньги пришли взамен бартера (обмена). У кого-то есть товар, который нужен одному человеку, у другого человека есть другой товар – деньги, за которые он может купить то, что ему нужно. Сейчас можно не передавать деньги из рук в руки, хватит просто информации о переводе денег с электронной карточки.

3. Средства платежа. Если человек выполнил какую-то работу, он получает заработную плату в виде денег, потому что это самый лучший эквивалент. Таким образом, человек расплачивается за оказанные услуги, кредиты и т. д.

4. Средства накопления. Ярким примером служит «Кощей Бессмертный» из детской сказки, который «чахнет» бережет свои огромные накопления. Мир крайне нестабилен, он постоянно находится в движении, меняются экономические приоритеты, интересы. Еще 20 лет назад для ребенка 7 класса было самым желаемым обладать видеомагнитофоном. Современные дети таких вещей или вообще не видели или же не знают как ими пользоваться, потому что другие носители информации, вытеснили его из быта. Все меняется, а деньги остаются, особенно если эти деньги сделаны из эквивалента, который во все времена оставался ценным.

5. Сейчас в мире нет государства, в котором не было бы своей денежной системы. Иногда государства создают союзы, которые имеют общую денежную систему, например Евросоюз, где ходят общие денежные единицы – евро и центы.

  

Рис. 5. Международная валюта – евро (Источник)

Мировые деньги –  глобальный эквивалент. Если бы люди обменивали деньги друг с другом, это было бы крайне сложно, ведь показатели колебания курса денег постоянно варьируются, в зависимости от экономической ситуации. Потому мировым сообществом было выбрано несколько эквивалентов стоимости, меновых эквивалентов, которые и выступают в качестве мирового менялы. Это главные валюты мира: доллар, фунт стерлинг и евро.

          

Рис. 6, 7 и 8. Монеты номиналом в один евро, доллар и фунт стерлинг (Источник); (Источник); (Источник)

До недавнего времени российский рубль был валютой маложеланной, так как экономическая ситуация в стране была достаточно сложной и потому рубль как деньги нигде не воспринимался кроме РФ. Но за последние годы прошли некоторые изменения и финансисты говорят о том, чтобы издать национальный символ рубля и начать продажу рубля на международном рынке, чтобы сделать его полноценной мировой валютой.

Гурт.

Фальшивомонетничество особенно развивалось во времена, когда средством накопления и платежа были золотые или серебряные монеты. Люди обрезали края драгоценной монеты, и потом этот металл переплавляли в слитки. Эти обрезные деньги считались фальшивыми, потому что они весили меньше, нежели было положено. С фальшивомонетчиками боролись страшно: заливали им в горло расплавленное олово и таким жестоким образом умерщвляли человека.

Над проблемой порчи монеты боролись долго, пока гениальную идею не подал великий физик Исаак Ньютон, работавший по совместительству в Английском монетном дворе. Он предложил на ребре монеты делать специфические насечки или написать там какое-то слово. Если кто-то захочет обрезать часть монеты, это станет сразу видно. После этого фальшивомонетничество практически исчезло. Сейчас деньги подделывают уже по-другому, но по традиции на монетках, которые чеканятся даже в наше время, есть специальные зарубки – гурт – изобретение Исаака Ньютона.

  

Рис.9. Исаак Ньютон (Источник)

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Нарисуйте несколько монет, прикладывая их с обратной стороны листа и зарисовывая простым карандашом. Как называются части монеты?

2. Найдите в интернет-ресурсах несколько сообщений о древних затонувших кораблях? Сколько из них удалось отыскать?

3. Подумайте, можно ли жить в современном обществе без денег? Чем их можно заменить?

4. *Напишите реферат на тему: «История денег», используя всевозможные доступные вам ресурсы.

Источник
http://interneturok.ru/
http://www.youtube.com/watch?v=IwOiVSR87To
http://www.youtube.com/watch?v=wrsm8EH5TeU
презентация
http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2014/04/22/dengi-i-ikh-funktsii
http://www.uchportal.ru/load/142-1-0-10103
http://www.myshared.ru/slide/821496/#
http://kopilkaurokov.ru/obschestvoznanie/presentacii/116791

Файлы