11 класс. Химия.Типы химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции. Понятие о скорости химической реакции. Обратимые реакции
11 класс. Химия.Типы химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции. Понятие о скорости химической реакции. Обратимые реакции
Комментарии преподавателя
1. Понятие ОВР, определение окислителей и восстановителей
Реакции, протекающие с изменением степеней окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ, называются окислительно-восстановительными. Изменение степеней окисления происходит из-за перехода электронов от восстановителя к окислителю. Степень окисления – это формальный заряд атома, если считать, что все связи в соединении являются ионными.
Окислитель – это вещество, молекулы или ионы которого принимает электроны. Если элемент является окислителем, его степень окисления понижается.
О02 +4е-→ 2О-2 (Окислитель, процесс восстановления)
Процесс приема веществами электронов называется восстановлением. Окислитель в ходе процесса восстанавливается.
Восстановитель – это вещество, молекулы или ионы которого отдают электроны. У восстановителя степень окисления повышается.
S0 -4е- →S+4 (Восстановитель, процесс окисления)
Процесс отдачи электронов называется окислением. Восстановитель в ходе процесса окисляется.
2. Составление схемы электронного баланса
Пример №1. Получение хлора в лаборатории
В лаборатории хлор получают из перманганата калия и концентрированной соляной кислоты. В колбу Вюрца помещают кристаллы перманганата калия. Закрывают колбу пробкой с капельной воронкой. В воронку наливается соляная кислота. Соляная кислота приливается из капельной воронки. Сразу же начинается энергичное выделение хлора. Через газоотводную трубку хлор постепенно заполняет цилиндр, вытесняя из него воздух. Рис. 1.
Рис. 1
На примере этой реакции рассмотрим, как составлять электронный баланс.
1. Запишем схему этой реакции:
KMnO4 + HCI = KCI + MnCI2 + CI2 + H2O
2. Расставим степени окисления всех элементов в веществах, участвующих в реакции:
K+Mn+7O-24 + H+CI- = K+CI- + Mn+2CI-2 + CI02 + H+2O-2
Степени окисления поменяли марганец и хлор.
3. Составляем схему, отражающую процесс перехода электронов:
Mn+7+5е- = Mn+2 окислитель, процесс восстановление
2 CI- -2е- = CI02 восстановитель, процесс окисление
4. Уравняем число отданных и принятых электронов. Для этого находим наименьшее общее кратное для чисел 5 и 2. Это 10. В результате деления наименьшего общего кратного на число отданных и принятых электронов, находим коэффициенты перед окислителем и восстановителем.
Mn+7+5е- = Mn+2 2
2 CI- -2е- = CI02 5
5. Переносим коэффициенты в исходную схему и преобразуем уравнение реакции.
2KMnO4 + ? HCI = ?KCI + 2MnCI2 + 5CI2 +? H2O
Однако перед формулой соляной кислоты не поставлен коэффициент, так как не все хлоридные ионы участвовали в окислительно-восстановительном процессе. Метод электронного баланса позволяет уравнивать только ионы, участвующие в окислительно-восстановительном процессе. Поэтому нужно уравнять количество ионов, не участвующих в окислительно-восстановительной реакции. А именно катионов калия, водорода и хлоридных анионов. В результате получается следующее уравнение:
2KMnO4 + 16 HCI = 2KCI + 2MnCI2 + 5CI2 + 8H2O
Пример №2. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Рис. 2.
В стакан с 10 мл кислоты поместили «медную» монету. Быстро началось выделение бурого газа (особенно эффектно выглядели бурые пузырьки в еще бесцветной жидкости). Все пространство над жидкостью стало бурым, из стакана валили бурые пары. Раствор окрасился в зеленый цвет. Реакция постоянно ускорялась. Примерно через полминуты раствор стал синим, а через две минуты реакция начала замедляться. Монета полностью не растворилась, но сильно потеряла в толщине (ее можно было изогнуть пальцами). Зеленая окраска раствора в начальной стадии реакции обусловлена продуктами восстановления азотной кислоты.
Рис. 2
1. Запишем схему этой реакции:
Cu + HNO3 = Cu (NO3)2 + NO2↑ + H2O
2. Расставим степени окисления всех элементов в веществах, участвующих в реакции:
Cu0 + H+N+5O-23 = Cu+2(N+5O-23)2 + N+4O-22↑ + H+2O-2
Степени окисления поменяли медь и азот.
3. Составляем схему, отражающую процесс перехода электронов:
N+5+е- = N+4 окислитель, процесс восстановление
Cu0 -2е- = Cu+2 восстановитель, процесс окисление
4. Уравняем число отданных и принятых электронов. Для этого находим наименьшее общее кратное для чисел 1 и 2. Это 2. В результате деления наименьшего общего кратного на число отданных и принятых электронов, находим коэффициенты перед окислителем и восстановителем.
N+5+е- = N+4 2
Cu0 -2е- = Cu+2 1
5. Переносим коэффициенты в исходную схему и преобразуем уравнение реакции.
Cu + ?HNO3 = Cu (NO3)2 + 2NO2↑ + 2H2O
Азотная кислота участвует не только в окислительно-восстановительной реакции, поэтому коэффициент сначала не пишется. В результате, окончательно получается следующее уравнение:
Cu + 4HNO3 = Cu (NO3)2 + 2NO2↑+ 2H2O
Классификация окислительно-восстановительных реакций
1. Межмолекулярные окислительно-восстановительные реакции.
Это реакции, в которых окислителем и восстановителем являются разные вещества.
Н2S-2 + Cl02 → S0 + 2HCl-
2. Внутримолекулярные реакции, в которых окисляющиеся и останавливающиеся атомы находятся в молекулах одного и того же вещества, например:
2H+2O-2 → 2H02 + O02
3. Диспропорционирование (самоокисление-самовосстановление) – реакции, в которых один и тот же элемент выступает и как окислитель, и как восстановитель, например:
Cl02 + H2O → HCl+O + HCl-
4. Конпропорционирование (Репропорционирование) – реакции, в которых из двух различных степеней окисления одного и того же элемента получается одна степень окисления
5. N-3H4N+5O3 → N+2O + 2H2O
4. Основные окислители и восстановители
Важнейшие окислители и восстановители.
Основные окислители и восстановители приведены в таблице 1.
Восстановители |
Окислители |
1. Простые вещества – металлы |
1. Простые вещества – неметаллы: галогены, кислород, озон |
2. Простые вещества – неметаллы (С, Н2, Si) |
2. Оксиды металлов в высоких степенях окисления CrO3, Mn2O7, MnO2, PbO2 |
3. Пероксид водорода Н2О2 |
3. Пероксид водорода Н2О2 |
4. Оксиды неметаллов (NO, SO2, CO и др.) |
4. Кислородсодержащие кислоты и их соли: азотная, серная, марганцевая и др. |
5. Кислородсодержащие кислоты: сернистая, азотистая, фосфористая и их соли |
5. Соли кислот хрома: хроматы, дихроматы, кислородные кислоты хлора: хлорноватистая HClO, хлорноватая HClO3, хлорная HClO4 и их соли. |
6. Бескислородные кислоты: сероводородная, хлороводородная и др. и их соли |
6. Соли некоторых металлов в высоких степенях окисления: AgNO3, CuSO4 и др. |
7. Соли, в которых металлы находятся не в высших степенях окисления: SnCl2, FeSO4, Cr2(SO4)3,MnSO4 и др. |
|
8. Аммиак NH3 |
Табл. 1. Основные окислители и восстановители
5. Факторы, влияющие на продукты окисления
Факторы, влияющие на конечные продукты реакции
При протекании окислительно-восстановительных реакций, конечные продукты зависят от многих факторов.
· Состав реагирующих веществ
· Температура
· Концентрация
· Кислотность среды
Рассмотрим это в случае реакции с перманганатом калия. Продукты его восстановления зависят от кислотности среды, что можно изобразить схемой:
+Н+ Mn2+
КMnO4+восстановитель +Н2О MnO2
+ОН- MnO2-4
Например, при взаимодействии перманганата калия с нитритом калия в кислой среде
2KMn+7O4 +5KN+3O2 +3H2S O4 = 2Mn+2 S O4 +5KN+5 O3 + 3H2O
окислитель восстановитель среда
Красно-фиолетовая окраска раствора переходит в бесцветную окраску.
В нейтральной среде образуется MnO2 и окраска меняется с красно-фиолетовой на коричневую.
2KMn+7O4 +3KN+3O2 +H2O = 2Mn+4O2 +3KN+5 O3 +2КOH
окислитель восстановитель среда
В щелочной среде при восстановлении перманганата калия образуется манганат калия K2 MnO4, который окрашен в зеленый цвет.
2KMn+7O4 +KN+3O2 + 2КOH = 2К2Mn+6O4 +KN+5O3 + H2O
окислитель восстановитель среда
Окислительно-восстановительные процессы происходят в живых организмах, они широко распространены в природе: деятельность вулканов, грозовые разряды и др. многие технологические процессы основаны на окислении и восстановлении. Это и получение металлов, горение, синтез оксидов серы и азота при производстве кислот, получение аммиака.
Подведение итога урока
В ходе урока была изучена тема «Окислительно-восстановительные реакции». Вы узнали определение данных реакций, их отличия от реакций других типов. Вспомнили, что такое степень окисления, окислитель и восстановитель. Учились составлять схемы электронного баланса для окислительно-восстановительных реакций, познакомились с классификацией окислительно-восстановительных реакций.
Электролиз – это окислительно-восстановительная реакция, которая протекает под действием электрического тока на электродах, погруженных в раствор или расплав электролита.
Существует два типа электродов.
Анод – это электрод, на котором происходит окисление.
Катод – это электрод, на котором происходит восстановление. К аноду стремятся анионы, так как он имеет положительный заряд. К катоду стремятся катионы, потому что он заряжен отрицательно и, согласно законам физики, разноименные заряды притягиваются. В любом электрохимическом процессе присутствуют оба электрода. Прибор, в котором осуществляется электролиз, называется электролизер. Рис. 1.
Рис. 1
I. Процессы, происходящие при электролизе расплавов электролитов
В расплавах электролиты диссоциируют на ионы. Это термическая диссоциация электролитов. При пропускании электрического тока катионы восстанавливаются на катоде, так как принимают от него электроны. Анионы кислотного остатка и гидроксид-анионы окисляются на катоде, так как отдают ему свои электроны.
Пример №1. Электролиз расплава хлорида натрия
При термической диссоциации хлорида натрия образуются ионы натрия и хлора.
Na Cl → Na+ + Cl−
– на катоде выделяется натрий:
2 Na+ + 2 e− → 2 Na
– на аноде выделяется хлор:
2 Cl− − 2 e− → Cl2
– суммарное ионное уравнение реакции (уравнение катодного процесса помножили на 2)
2 Na+ + 2 Cl− → 2 Na0 + Cl02
– суммарная реакция:
2 NaCl 2 Na + Cl2
Пример №2. Электролиз расплава гидроксида калия
При диссоциации гидроксида калия образуются ионы калия и гидроксид ионы.
КОН → К+ + ОН−
– на катоде выделяется калий:
К+ + 1 e− → К
– на аноде выделяется кислород и вода:
4ОН− − 4 e− → О2 + 2Н2О
– суммарное ионное уравнение реакции (уравнение катодного процесса помножили на 4)
4К+ + 4ОН− → 4 К0 + О2 + 2Н2О
– суммарная реакция:
4КОН 4 К0 + О2 + 2Н2О
Пример №3. Электролиз расплава сульфата натрия
При диссоциации расплава сульфата натрия образуются ионы натрия и сульфат-ионы.
Na2SO4 → 2Na+ + SО42−
– на катоде выделяется натрий:
Na+ + 1 e− → Na
– на аноде выделяется кислород и оксид серы (VI):
2SО42− − 4 e− → 2SО3 +О2
– суммарное ионное уравнение реакции (уравнение катодного процесса помножили на 4)
4 Na+ + 2SО42− → 4 Na 0 + 2SО3 +О2
– суммарная реакция:
4 Na2SO44 Na 0 + 2SО3 +О2
Закономерности электролиза расплавов электролита
1. При электролизе расплавов щелочей и солей на катоде осаждается металл.
2. Анионы бескислородных кислот окисляются на аноде, давая соответствующее соединение, например, хлорид-анионы образуют хлор.
3. Анионы кислородсодержащих кислот образуют соответствующий оксид и кислород.
II. Процессы, происходящие при электролизе растворов электролитов
При электролизе растворов электролитов, кроме интересующих нас соединений есть еще и вода, которая также может подвергаться электролизу. Поэтому, исходя из строения соединения, электролиз может протекать либо с ионами соли, либо с водой.
Процессы, происходящие на катоде
1. Катионы активных металлов, стоящие в ряду напряжений до алюминия, не разряжаются на катоде. См. рис. 2. В этом случае происходит только восстановление воды.
Рис. 2
2Н2О+2 e− → Н2 + 2ОН−
2. Катионы металлов, расположенных в ряду напряжений от алюминия до водорода, разряжаются в той или иной степени одновременно с молекулами воды. При этом одновременно происходят следующие процессы:
Men++ne- → Me
2Н2О+2 e− → Н2 + 2ОН−
3. При наличии в растворе катионов металлов, расположенных в ряду напряжений после водорода, на катоде, прежде всего, происходит восстановление катионов этих металлов. Men++ne- →Me
Процессы, происходящие на аноде
Различают два типа анодов: инертный и активный. Инертный анод – это анод, материал которого не окисляется в процессе электролиза (Pt). Активный анод – это анод, который окисляется в процессе электролиза. Например, графит.
Электролиз с инертным анодом
В анодном процессе могут принимать участие анионы некоторых бескислородных кислот Cl- ,Br- ,I-, S2-и гидроксид-ионы ОН -( разряжаются только эти анионы), например:
2Br- - 2е- →Br2; 4ОН− − 4 e− → О2 +2Н2О (в щелочной среде)
Если в растворе присутствуют анионы F-,SO2-4, NO-3, PO43-, CO32- и некоторые другие, то окислению подвергается только вода:
2Н2О - 4 e− → О2 + 4Н+(в нейтральной и кислой среде)
Электролиз с активным анодом
В случае с активным анодом, число конкурирующих окислительных процессов увеличивается до трех:
- Электрохимическое окисление материала анода
- Окисление воды с выделением кислорода
- Окисление анионов растворенного соединения
Написание таких процессов рассматривается в высшей школе.
4. Примеры написания уравнений электролиза
Приведем примеры электролиза раствора некоторых веществ.
Пример №1. Электролиз раствора хлорида натрия
При диссоциации хлорида натрия образуются ионы натрия и хлора.
Na Cl → Na+ + Cl−
– Катодный процесс:
2Н2О+2 e− → Н2 + 2ОН−
– Анодный процесс:
2 Cl− − 2 e− → Cl2
– суммарное ионное уравнение реакции
2Н2О + 2 Cl− → Н2 + 2ОН−+ Cl02
– суммарная реакция:
2Н2О +2 NaCl 2NaОН + Cl2↑ + Н2↑
По этой реакции получается гидроксид натрия и хлор.
Пример №2. Электролиз раствора сульфата меди (II).
– на катоде выделяется медь:
Сu2+ + 2 e− → Cu0
– на аноде выделяется кислород
2Н2О - 4 e− → О2 + 4Н+
– суммарное ионное уравнение реакции (уравнение катодного процесса помножили на 2)
2Сu2+ + 2Н2О → 2 Cu0+ О2 + 4Н+
– суммарная реакция:
2CuSO4 + 2Н2О 2Cu 0+О2+ 2H2SO4
Пример №3. Электролиз раствора нитрата калия
При диссоциации нитрата калия образуются ионы калия и нитрат-ионы.
КNO3 → К+ + NО3−
– Катодный процесс:
2Н2О+2 e− → Н2 + 2ОН−
– Анодный процесс:
2Н2О - 4 e− → О2 + 4Н+
– суммарное ионное уравнение реакции (уравнение катодного процесса помножили на 2)
2Н2О О2 ↑+2Н2↑
Это один из способов получения водорода.
Электролиз находит применение во многих отраслях промышленности: химической, металлургии, для изготовления деталей требуемой формы, для электрохимического покрытия металлов.
Подведение итога урока
На уроке была рассмотрена тема «Электролиз» из школьного курса химии 11 класса. В процессе занятия анализировались процессы, происходящие при электролизе расплавов и растворов электролитов. Были даны определения процесса электролиза, введено понятие о двух типах электродов.
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=fYxYmv1Jf38
источник презентации - http://prezentacii.com/po_himii/11020-klassifikaciya-himicheskih-reakciy-11-klass.html
источник презентации - http://ppt4web.ru/khimija/okislitelnovosstanovitelnye-reakcii3.html
источник презентации - http://mirhimii.ru/11class/185-skorost-himicheskoy-reakcii.html
источник презентации - http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98663605