Русский язык. Морфологический разбор слова.

Русский язык. Морфологический разбор слова.

Комментарии преподавателя

 Правильно сделать морфологический разбор слова помогут следующие рекомендации:

  • важно точно определить слово, его смысловую нагрузку в тексте, выяснить, какой частью речи оно является;
  • надо внимательно относиться к начальной форме – она должна быть указана верно;
  • нужно анализировать слово в строгом соответствии с заданным алгоритмом;
  • сначала пишут неизменяемые категории, а затем – изменяемые;
  • в большинстве школьных программ и методических пособий рекомендуется не просто перечислять категории, а писать изменяемые категории после формального указания: «слово (...) употреблено в форме (...)»;
  • при указании категорий соблюдается определённый порядок, например, у существительных сначала указывается число, а затем – падеж;
  • не следует стараться обязательно найти у слова все категории, присущие данной части речи, поскольку каких-то категорий у анализируемой языковой единицы может не быть;
  • требуется определить синтаксическую функцию слова в предложении, это пишется в последнем пункте разбора, но желательно обратить внимание на синтаксическую роль сразу – это иногда помогает точно выяснить, какой частью речи является слово.


Соблюдая общие требования, морфологический разбор выполнить гораздо легче. Отступления от правил зачастую ведут к ошибкам в анализе, так как даже нарушение порядка разбора вносит путаницу в процесс.

Алгоритм морфологического разбора слова

  1. Пишется словоформа анализируемого слова – его нужно указать именно так, как оно употреблено в контексте, без изменений.
  2. Определяется начальная форма слова. Для каждой части речи правила приведения слова в начальную форму и её признаки индивидуальны:
    • существительное – именительный падеж, единственное число;
    • прилагательное – именительный падеж, единственное число, мужской род;
    • порядковое числительное – именительный падеж, единственное число, мужской род;
    • количественное, дробное или собирательное числительное – именительный падеж;
    • местоимение – именительный падеж, единственное число, мужской род (если они есть);
    • наречие – часть речи не изменяется;
    • глагол – неопределённая форма (отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?»);
    • причастие – именительный падеж, мужской род, единственное число;
    • деепричастие – часть речи не изменяется.
  3. Указывается общее грамматическое значение слова как части речи:
    • существительное – предмет;
    • прилагательное – признак предмета;
    • порядковое числительное – признак предмета и количество;
    • собирательное, дробное, количественное числительное – количество;
    • местоимение – указание на предмет;
    • наречие – признак действия, признак признака;
    • глагол – действие;
    • причастие – признак предмета по действию;
    • деепричастие – добавочное действие.
  4. Определяют все неизменяемые грамматические категории. Они также зависят от части речи:
    • существительное: собственное или нарицательное, одушевлённость / неодушевлённость, род, склонение;
    • прилагательное: разряд (делят на качественные, относительные, притяжательные), степень сравнения (только для качественных, категория есть не всегда), краткая или полная форма (только для качественных);
    • числительное: простое, сложное или составное; разряд (порядковое, собирательное, дробное, количественное);
    • местоимение: группа по отношению к частям речи (например, местоимение-существительное), разряд по значению, лицо (только для личных);
    • наречие: разряд по значению (например, наречие времени или наречие образа действия), степень сравнения (если она есть);
    • глагол: возвратность, переходность, вид (совершенный или несовершенный), спряжение (I и II);
    • причастие: залог (страдательный или действительный), форма (полная или краткая), время, вид, возвратность;
    • деепричастие: вид, возвратность.
  5. На данном этапе нужно правильно указать, в какой форме употреблено слово в контексте. Нередко ученики путают начальную форму и словоформу, приступают к анализу изменяемых категорий и продолжают смотреть на начальную форму. Важно научить школьников: изменяемые категории определяют только по словоформе, обозначенной в первом пункте разбора. Изменяемые категории:
    • существительное: число, падеж;
    • прилагательное, числительное, местоимение, причастие: падеж, число, род (если есть);
    • наречие, деепричастие: неизменяемые части речи;
    • глагол: наклонение, время (для изъявительного наклонения), число, лицо, род (если есть).
  6. Заключительным пунктом морфологического разбора слова становится определение синтаксической роли слова в предложении. Нужно внимательно рассмотреть предложение, поскольку иногда слова выполняют несвойственные для себя функции. При этом можно определить, какие синтаксические роли наиболее характерны для конкретных частей речи:
    • существительное чаще всего является подлежащим и дополнением;
    • прилагательное обычно бывает определением или сказуемым;
    • числительные могут быть любыми членами предложения, порядковые чаще всего – согласованные определения;
    • местоимения могут быть любыми членами предложениями, это обычно зависит от того, с какой частью речи они соотносимы;
    • наречия чаще бывают обстоятельствами, но способны выполнять любую синтаксическую роль;
    • стандартная синтаксическая функция глагола – сказуемое;
    • причастие чаще становится определением;
    • деепричастие обычно играет роль обстоятельства.


Если точно следовать данному алгоритму, учитывать индивидуальные требования к морфологическому разбору в конкретном образовательном учреждении, анализировать слова гораздо удобнее. Нарушение порядка разбора может быть засчитано как ошибка.

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.