5 класс. ОБЖ. Особенности города как среда обитания человека
5 класс. ОБЖ. Особенности города как среда обитания человека
Комментарии преподавателя
Особенности города, как среды обитания человека.
Учебные вопросы:
1. Вероятные источники опасности в городе.
2. Как предупредить возможные опасности для человека, живущего в городе.
Цель:
• ознакомить учащихся с вероятными источниками опасности в городе;
• дать рекомендации по предупреждению возможных опасностей в городских условиях.
Ход занятия.
Урок можно начать, обратив внимание на цитату Я Е. Палкевича: Города — результат деятельности человека - породили опасности, человека же подстерегающие! Знать их причины, научиться защищать себя - часто означает спасти свою жизнь...". Таким образом, горожанин зачастую может оказаться в довольно сложном, а порой опасном положении, в таком, как человек, оказавшийся в глубоком лесу или вовсе в безлюдном месте.
Затем, побуждая ребят к размышлениям, можно поставить ряд наводящих вопросов:
• город как среда обитания - благо для человека или вред?
• какие главные опасности могут подстерегать человека в городе?
• передвижение в городском транспорте -хорошо или плохо?
1. Выслушав ответ ребят, учитель подытоживает, мол, человек всегда стремился обустроить свою жизнь как можно лучше и, делая это, он жаждал иметь все больше бытовых благ, не задумываясь о необходимости поддержания гармонии в природе, а зачастую просто игнорируя те опасности, которые встречаются везде: в природе, в городе, на селе. Но город особенно насыщен различными опасностями.
Какие же из них наиболее характерны для нашего города?
• это опасность, связанная прежде всего с различными авариями и взрывами на производстве;
• аварии на химических объектах и заводах (предприятиях), хранящих химические вещества;
• пожары и взрывы на производстве, в жилых зданиях, культурных и общественных заведениях;
• аварии, связанные с тепловыми и водными системами;
• опасности, связанные с передвижением на транспорте: крушение поездов, речных судов, самолетов (на железнодорожных станциях, в речных портах, на аэродромах);
• опасности криминогенного характера.
2. Статистика говорит, что несчастные случаи в быту происходят в 4 раза чаще, чем на производстве. Именно это обстоятельство заставляет нас еще раз напомнить, что нельзя легкомысленно относиться к существующей опасности. Поэтому здесь уместно спросить:
• назовите номер телефона скорой помощи;
• назовите номер телефона пожарной охраны;
• назовите номер телефона опорного пункта охраны порядка;
• у кого в кармане имеется документ с номером группы крови?
Ожидать помощи со стороны не только наивно, но и беспечно. Человек должен и обязан противостоять бедам, которые подстерегают его самого и окружающий его мир. И независимо от того, с какой проблемой человек сталкивается, только от него зависит какие меры он предпримет в первый момент, заботясь о собственной жизни.
Ребенок, который не боится опасности, точно и быстро выполняет указания старших, уже вносит свой вклад в преодоление опасности. Подросток, изучивший в школе правила поведения для обеспечения своей безопасности, и взрослый, знающий что и как надо делать, чтобы уменьшить или ограничить опасность, может предотвратить несчастные случаи, выйти без больших потерь из сложного положения и, в конечном итоге, спасти свою жизнь.
Одна из грубых наших ошибок - недооценка своих возможностей. Понимание того, что наш организм может реагировать непредсказуемо и, что внутренние ресурсы имеют способность увеличиваться при острой необходимости, дает нам уверенность в себе.
Твердый и решительный человек противостоит трудностям жизни с большим успехом. Думать, что вы никогда не окажетесь в какой-либо опасной ситуации, большая ошибка и легкомыслие, которые могут привести к весьма трагичным последствиям.
Группе учащихся можно поручить вырезать из плотной бумаги лепестки ромашки и написать на них перечисленные выше пункты, которые окажутся кстати на следующем уроке
Источник
http://gigabaza.ru/doc/85043.html
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.