9 класс. Литература. Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве».

9 класс. Литература. Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве».

Комментарии преподавателя

«Самобытный характер древнерусской литературы»

Понятие «древнерусская литература» включает в себя русскую литературу и книжность XI — XVII века.

- Какие жанры существовали в этот период? У многих древнерусских произведений жанр включен в название. Какие произведения вы помните?

(летопись («Повесть временных лет»), житие («Житие Александра Невского», «Житие Бориса и Глеба»), хождения («Хождение игумена Даниила в святую землю»), слова («Слово о законе и благодати», «Слово о полку игореве»), моление («Моление Даниила Заточника»), повести «Задонщина», «Повесть о Петре и Февронии», «Повесть о Горе и Злочастии»))

- Каким же образом появились первые произведения?

С принятием христианства Древняя Русь была приобщена к книжной культуре. Развитие русской письменности постепенно стало основой для возникновения литературы и было тесно связано с христианством. Несмотря на то, что письменность была известна в русских землях и ранее, только после крещения Руси она получила широкое распространение. Обширная переводная литература стала основой для формирования собственной традиции.

Русь до татаро-монгольского завоевания была высокоразвитой страной – в социальном, политическом и культурном отношениях. Скандинавы называли ее Гардарикией – страной городов. В ней было развитое классовое общество. Она давно вышла из родо-племенного строя, стала страной феодальной. У нее было тесное культурное общение с Византией, Болгарией, Венгрией, Чехией, Польшей. Изделия русского ремесла проникали далеко на Запад и на Восток.

Увидев храмы Владимира – Успенский, Дмитриевский, Покрова на Нерли -, вы составите ясное представление об архитектурном искусстве Древней Руси. Особенно замечательна связь здания с окружающей природой, чувство ландшафта у древнерусского архитектора. Они многое могут разъяснить и в том чувстве природы, которое так характерно для «Слова о полку Игореве». Князь и зодчий выбирали места для построения нового города. Древнерусские зодчие стремились строить на высоких местах, так, чтобы здание было видно издалека, чтобы оно господствовало над окружающей местностью, венчало холм, отражалось в реке или в озере. Они господствуют в широком пространстве, с предельной ясностью воплощая в своем образе горделивое сознание владимирских горожан и их князей об их праве на главенство в Русской земле.

Таким образом, на Х- начало ХI века можно назвать эпохой расцвета древнерусского государства. Однако в ХIIвеке полностью возобладала феодальная раздробленность. Крестьянские общинные земли были захвачены феодалами. Растет крупное землевладение, растут новые города, усиливается борьба городов за городские вольности, и она сопровождается вспышками открытой классовой борьбы «черного люда» против местной феодальной знати.

Большое, но уже слабое в ХII веке древнерусское государство не имело достаточно экономических и военных сил, чтобы помочь феодалам повсюду осуществлять свое господство и защищать страну от вторжений врагов. Феодалы, чтобы принудить крестьян работать на себя, создавали на местах свой суд, свое войско, свое управление. Так, исподволь, образовывались отдельные княжества – «полугосударства» - и происходило их обособление.

Ослабилась внешняя оборона Русской земли. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику, считаясь в первую очередь с интересами местной феодальной знати, стремясь защитить и увеличить свои личные земельные владения путем захвата земель соседей, и вступали в бесконечные междоусобные войны, призывали себе на помощь врагов Русской земли – половцев.

Князья уже не боялись киевского князя и наперерыв стремились к захвату Киева. Но идея единства Руси отнюдь не умирает. Она высказывается в летописях. Она поддерживалась культурным единством русского народа, общностью народного творчества. Эта мысль проходит красной нитью через все произведения древнерусской литературы.

- Как вы думаете, о каких событиях рассказывали древнерусские авторы и кто главные герои произведений древнерусской литературы?

Произведения древнерусской литературы рассказывали непосредственно о самих исторических событиях, только что случившихся или давних. Главные герои древней русской литературы (в пределах до середины ХVIIвека) – это деятели русской истории (Владимир Мономах, Александр Невский, Борис и Глеб). Писатель и читатель были по большей части уверены в том, что все, о чем пишется в житии или летописи, действительно произошло. Интерес древнерусского читателя был прикован к истории. Древнерусский читатель не интересовался бы произведением, если бы знал, что сюжет его вымышлен, а герои его никогда не существовали.

Этот историзм древнерусской литературы был соединен в ней с глубоким патриотизмом. Древнерусская литература в лучших своих произведениях стремилась к разрешению важных, насущных задач народной жизни и государственного строительства.

Таким образом, основная тема древней русской литературы – судьбы Русского государства и народа.

Древнерусская литература в своих лучших произведениях вся посвящена Русской земле, ее истории, ее общественному и государственному преобразованию. Но эта большая, эпическая тема гармонично сосуществует с лирической составляющей. Автор постоянно заявляет о себе в своем произведении, говорит о своем отношении к изображаемому, обращается к читателю, убеждает его от своего имени, вносит глубокую эмоциональность в свое изложение. Это характерно и для житий святых, и для летописания, и для поучений, и для исторических повестей. На следующих уроках мы увидим, как в «Слове о полку Игореве» соединяется лирическое, эмоциональное и эпическое начало.

Какие особенности еще присущи древнерусской литературе? В «Слове» ясно ощущается широкое и свободное дыхание устной речи. Автор постоянно обращается к своим читателям. Он называет их «братие». Он обращается к буй-туру Всеволоду, к Игорю и т.д. автор «Слова о полку Игореве» ощущает себя говорящим свое произведение, а не пишущим его.

Дело в том, что устная речь, «позиция» оратора характерны для всех жанров древнерусской литературы. Древнерусская литература как бы еще не успела отделиться от устной речи, в ней не успели закрепиться приемы письменного художественного творчества. Обращения к слушателям, ораторские восклицания, ритмика устной речи характерны не только для «Слова о полку Игореве», но и для житий, для летописей, для исторических повестей. Таким образом, все произведения древнерусской литературы близки к устному народному творчеству.

 

Источники

http://www.youtube.com/watch?v=ye1VK-BYL_4

http://www.youtube.com/watch?v=3IKS7d4kw4A

http://www.youtube.com/watch?v=9hUM0mYaB7c

конспект http://infourok.ru/konspekt_uroka_po_teme_samobytnyy_harakter_drevnerusskoy_literatury-138817.htm

http://www.youtube.com/watch?v=M2rCq4SbP18

Файлы