9 класс. Литература. М.Ломоносов.Жизнь и творчество. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».
9 класс. Литература. М.Ломоносов.Жизнь и творчество. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».
Комментарии преподавателя
«Одa на день восшествия…»
- День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 г. отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. Почему же Ломоносов написал эту оду только через 5 лет после того, как Елизавета взошла на престол? Причина такова: в этом году Российской академии наук был дарован Елизаветой новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России, а ведь ,как вы помните, целью жизни Ломоносова было «утверждение наук в отечестве» .
Выразительное чтение и выделение микротем; составление плана оды. Ключевой вопрос : Можно ли считать эту оду по содержанию и форме классицистической?
1.Вступление. Мир – основа блага государства.
2.Главная часть. Величие России, ее процветание:
а) Восхваление Елизаветы:
- «войне поставила конец» - счастье русских людей дороже новых земель и побед;
- расширяет науки.
б) Заслуги Петра 1 перед народом России:
- способствовал распространению наук в России;
- был реформатором, продвигал страну вперед.
в) Описание безграничных просторов и богатств России: занимает огромное пространство, много леса, животных; сильный флот; богатые недра.
г) Обращение к молодежи, пожелание овладеть науками.
3.Заключение. Традиционная благодарность Царице за деяния на благо России.
Беседа по прочитанному произведению, выявление его особенностей:
- Какова главная, ведущая тема оды?
Вывод 1: ведущая тема – Родина и ее процветание, просвещение.
- Сформулируйте идею оды,
Вывод 2: великие богатства могут быть открыты и освоены только с помощью науки, способствовать развитию которых – задача русских государей.
- Каким стилем написана ода?
****************************************************
Прежде чем обратиться к рассмотрению отдельных произведений Ломоносова, касаемся вопросов об особенностях классицизма как художественного метода, об идеях, которые проповедовала литература классицизма. Отмечаем особенности русского классицизма.
М.В.Ломоносов (1711-1765)- сын поморского крестьянина в 19 лет тайком от отца отправился учиться в Москву, обманом поступил в славяно-греко-латинскую академию. В 25 лет как лучший ученик был послан в Германию для изучения горного дела. Изучал языки, филологию, точные науки. Вернувшись в Россию, стал академиком, профессором химии, явился отцом новой русской науки и культуры. В 1755году он открыл русский университет, который носит его имя. Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия – вот основные отрасли, в которых работал Ломоносов. И везде он сказал свое веское слово.
М.В.Ломоносов произвел существенную реформу в области языкознания. Его заслугами являются: развитие литературы, очищение языка; он произвел существенную реформу в области языка; разработал правила грамматики русского языка, утвердил систему стихосложения.Этому посвящены его труды: « Учение о трех штилях», «О пользе книг церковных в российском языке», «Письмо о правилах российского стихотворства».
Знакомство с одой как жанром героической гражданской лирики.
М.В.Ломоносов – лучший поэт своего времени. Он писал оды, трагедии, эпиграммы, басни. Ода – его любимый жанр. Ломоносов вошел в историю русской литературы как поэт -одописец. Оды Ломоносова верны природе жанра, созданного поэтами европейского классицизма XVII–XVIII веков, они всегда имеют в виду конкретную общественно-политическую ситуацию и содержат оценку тех или иных правительственных мероприятий (чаще всего в комплиментарной форме), рекомендации или пожелания, которые поэт от имени нации представляет правительству. Ода выражает патриотическое, религиозное и философское воодушевление поэта. Она создаётся, как правило, по строгим нормам: “высокий стиль речи”, изобилующий церковнославянизмами, строфа в десять стихов с твёрдой схемой рифм — абабввгддг. Ломоносов видел возможность поднять в оде общеполитические проблемы, осмыслить явления в широком общегосударственном плане. У Ломоносова есть “любимые” проблемы: Россия и мир, история России, её военные победы, счастье мирной жизни; поэта притягивает к себе фигура Петра I, волнуют вопросы науки, проблемы учёных.
Теория литературы. Ода – торжественное лирическое стихотворение, воспевающее величественное в жизни и в природе, прославляющее героическое прошлое.
Ода писалась на торжественные случаи придворной жизни, часто к годовщинам восшествия на престол Елизаветы. Поэтому в них обязательно включалась похвала императрице. “Но, — как замечает Г.П. Макогоненко, — это не была лесть ищущего подарка придворного”. Ломоносов создавал жанр программной оды — оды-рекомендации. Примером произведения подобного рода является «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.».
Источники
конспекты
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/03/14/plan-uroka-po-teme-mv-lomonosov-na-den-vosshestviya-na-prestol
http://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/liter/9-klass/file/408-m-v-lomonosov-oda-na-den-vosshestviya-na-vserossijskij-prestol-eya-velichestva-gosudaryni-imperatritsy-elisavety-petrovny-1747-goda.html
http://www.youtube.com/watch?v=NZbQCwFzEu0
http://www.youtube.com/watch?v=EBHZKaYElRs
http://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-po-literature-oda-na-den-vosshestviya-na-vserossi.html