9 класс. Литература. Г.Державин. Жизнь и творчество. «Властителям и судьям». Тема несправедливости сильных мира сего. Мысль о бессмертии поэта.
9 класс. Литература. Г.Державин. Жизнь и творчество. «Властителям и судьям». Тема несправедливости сильных мира сего. Мысль о бессмертии поэта.
Комментарии преподавателя
Г.Р. Державин. Жизнь и творчество
Люди XVIII века строили судьбу в соответствии с тем, какой должна быть жизнь. Все эти представления они находили в книгах.
Петр Великий строил свою жизнь в соответствии с тем представлением об отце народа, каким представлялось в классицистической драме. Державин строил свою жизнь в соответствии с тем представлением, которое показывали книги.
У Державина есть, написанные им мемуары, которые являются и его автобиографией, и памфлетом (поучением). Он считал свою жизнь неким образцом. Державин считал свои ошибки поучительными. Реальные события жизни поэта были яркими, наполненными и взлетов, и падений.
Гавриил Романович родился в семье мелкопоместных дворян в родовом имении Сокуры под Казанью 14 июля 1743 года, где провёл детство. Он рано лишился отца, отставного майора Романа Николаевича. Взлет в жизни Державина всегда заканчивался падением. Он добивался офицерского чина и попадал под суд; дважды становился губернатором, после чего попадала в опалу. Он был министром при Александре I, что закончилось окончательной отставкой. Державин потерял во время Пугачевского бунта целое состояние, но выиграл около 40 тыс. рублей в карточной игре.
В конце жизни, когда вице-канцлер, бывший министр, фаворит сразу трех царей окончательно ушел со службы и поселился в своей деревне, началась реальная жизнь поэта. У людей того времени не было такой роли в тех сценарий, которые играли его предшественники. Поэты могли играть роль лишь придворных, а не отдельных, сформировавшихся поэтов. Роли поэта, который не участвует в придворной жизни, который погружен в мелочи своего существования, до Державина русская литература не знала. Никто из его современников не представлял себе, что существует место просто поэта, а не придворного, наставника или советника. Державин сам создал для себя эту роль и сам ее сыграл в этом огромном спектакле.
Державин превыше всего ставил ум и разум. Он всегда следовал классическому образцу. Он – писатель, который всегда лично обращался к предмету и выражал свое отношение, проповедовал. Державин всегда ориентировался на триединство времени, места и действия. Все эти признаки классицизма связаны с тем, что именно в эпоху Державина происходит то, что происходило несколько веков раньше в Европе. Державина можно также считать и поэтом русского Ренессанса. В средневековой Европе, личность человека впервые заинтересовала самого человека, и уважение человека стало рассматриваться как главное. Уважения Бога уступило место человеку. Человек превыше всего с его мелкими человеческими подробностями, житейскими переживаниями, с какими - то бытовыми вещами. Он оказывается в центре внимания искусства, и это делает классициста Державина поэтом русского Ренессанса.
---------------------------------------------------------
Жизнь Державина и была его творчеством, а стихи поэта были только средством. Со временем оказалось, что именно творчество является главным в жизни поэта. Все его итоги и выводы остались на бумаге. Определенные итоги своей бурной карьеры Державин подвел в нескольких сточках стиха:
«Правило жить»
«Утешь поклоном горделивца, Уйми пощечиной сварливца, Засаль подмазкой скрып ворот, Заткни собаке хлебом рот,- Я бьюся об заклад, Что все четыре замолчат.»
Всю жизнь Державину не хватало умения ладить с людьми. Эти правила жизни, которые он вывел в самом конце, не могли ему помочь в то время. Он жил далеко от столицы. Все, что он писал, он адресовал людям, а не себе. Державин постоянно обращался к кому-то со стороны, к какому-то читателю, который был очень далеко. Это были послания императрице, фаворитам, вельможе. За конкретным адресатом, которому должен был предназначаться классицистический текст, чувствуется другой адресат. Автор мог обращаться к Богу, к царю, к герою. Державин всегда говорил от своего имени, но за тем, что он говорил, стояло живое человеческое чувство. Державин мог находиться на службе не более двух лет, потому что постоянно вступал в конфликты с чиновниками. Он заваливал императрицу письмами с просьбой спасти 800 тыс. рублей. Но императрица привыкла к воровству и давно смирилась, не видя в воровстве чего-то особенно зазорного. Она сама дарила дома своим фаворитам, не особо следила за царской казной. Державин постоянно пытался добиться справедливости, что всякий раз раздражало его покровителей. Стихи, которые рождались во время ухода поэта от дел, каждый раз становились все более важными и интересными. Державин для нас – первый поэт, которого мы можем читать без объяснений и комментариев. Конечно же, у Державина встречаются слова, которые нам могут быть непонятны.
«Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень веществ…»
(«Бог»)
«Глагол времен! металла звон! Твой страшный глас меня смущает; Зовет меня, зовет твой стон, Зовет — и к гробу приближает. Едва увидел я сей свет, Уже зубами смерть скрежещет, Как молнией, косою блещет, И дни мои, как злак, сечет»
(«На смерть князя Мещерского»)
«Река времен в своем стремленье Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы.»
(«Река времен в своем стремленье…»)
Державин писал длинные тексты, которые трудно запомнить. Но отдельные строчки – запоминаются. Другие авторы очень часто брали Державинские строчки для названия своих книг. Державин создал нечто такое, что до него не существовало. Он считал своим предназначением видеть то, что не чувствовали другие и уметь это передать. Автор часто писал о смерти. Одной из его первых од является ода «На смерть князя Мещерского». Державин писал о бренности человеческого существования. Державин часто провоцировал своего читателя.
Одним из первых поэтов, кто обратил свой взор на ипостась Державина, был Пушкин. Сам Александр Сергеевич вспоминает, как он относился к Державину в юности:
"Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не позабуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтоб дождаться его и поцеловать ему руку, написавшую "Водопад"... Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвисли: портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел "Воспоминания в Царском Селе", стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли..." На выпускном лицейском вечере Пушкин читал стихи, и Державин после прочтения текста, бросился обнимать молодого поэта. В своем романе в стихах «Евгении Онегине» Пушкин написал: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил…».
Существует представление, что поэты враждуют и конкурируют друг с другом. Они не дружат в жизни, они всегда оставались и остаются соперниками, стараясь, превзойти друг друга. Последовательность и связь поколений связано с отталкиванием, иногда, непримиримой. Державин благословил Пушкина, но Пушкин никогда не подражал Державину. Ломоносов спорил с утверждениями Феофана Прокоповича. Феофан спорил с древними авторами. Место Державина в литературе определяется не тем, что он благословил Пушкина, а тем, что он сделал вопреки своих предшественников.
«Я связь миров, повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь — я раб — я червь — я бог! Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшел? — безвестен; А сам собой я быть не мог. Твое созданье я, создатель! Твоей премудрости я тварь, Источник жизни, благ податель, Душа души моей и царь! Твоей то правде нужно было, Чтоб смертну бездну преходило Мое бессмертно бытие; Чтоб дух мой в смертность облачился И чтоб чрез смерть я возвратился, Отец! — в бессмертие твое» (ода «Бог»)
Державина никогда не имел, какого либо отношения к точным наукам. Но и он ставил под сомнение акт Божественного творения мир и человека. «А сам собой я быть не мог…» (ода «Бог»). В Ломоносове поэт и ученый сочетались. Поэзия для Ломоносова была не целью, а лишь средством. Для Державина поэзия служила средством карьерного роста, но постепенно становилась для него целью и смыслом.
Ломоносов в своих стихах пытается развивать свои научные взгляды.
7 октября 1803 года был уволен в отставку и отстранён от всех государственных постов («уволен от всех дел»). В отставке поселился в своём имении Званка в Новгородской губернии. В последние годы своей жизни занимался литературной деятельностью. Державин скончался в 1816 году в своём доме в имении Званка. Гавриил Романович Державин и его вторая супруга Дарья Алексеевна (умерла в 1842 году) похоронены в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря близ Великого Новгорода. (Детей Г. Р. Державин не имел ни от первого, ни от второго брака.)
Источники
http://www.youtube.com/watch?v=MpuU4n6xirs
http://www.youtube.com/watch?v=4U52sWL3sSI
http://www.youtube.com/watch?v=QD6SE9nqhnY
http://www.youtube.com/watch?v=Ui2LsbBcttQ
http://www.youtube.com/watch?v=2NZ_q-R9_kM
http://www.youtube.com/watch?v=fDmpFj37YpI
http://interneturok.ru/ru/school/literatura/9-klass/literatura-xviii-veka/g-r-derzhavin-zhizn-i-tvorchestvo?seconds=0
http://www.youtube.com/watch?v=Q7DSGHyow8g
http://www.kostyor.ru/biography/?n=77
презентации
http://ppt4web.ru/literatura/grderzhavin0.html