9 класс. Литература. Г.Державин. Жизнь и творчество. «Властителям и судьям». Тема несправедливости сильных мира сего. Мысль о бессмертии поэта.
9 класс. Литература. Г.Державин. Жизнь и творчество. «Властителям и судьям». Тема несправедливости сильных мира сего. Мысль о бессмертии поэта.
Комментарии преподавателя
Философствующий, деятельный и блистательный XVIII век осознал, пленился и провозгласил идею человека-гражданина, идею служения и ответственности за судьбу Отечества, начиная от монарха и заканчивая последним солдатиком.
Одним из таких «служивых» людей, душу свою отдававший за други своя на всяком поприще, на котором ему доводилось пребывать, и был Гавриил Романович Державин
. В 1787 году Державин написал свое произведение «Ода. Извлечение из псалма 81», позже названное им «Властителям и судиям», с которым ним и предстоит познакомиться. Данное стихотворение - смелая поэтическая разработка 81-го псалма.
Прежде, чем проанализируйте оба названия и подумайте, значение каких слов вам неясно.
а) Псалом - религиозная песнь. Авторство большинства библейских псалмов приписывается легендарному иудейскому царю Давиду.
б) Асаф - это имя встречается в исторических книгах Ветхого Завета и в книге Псалтырь в надписях над 12 псалмами. Асаф - современник Давида, необыкновенно одаренный псалмопевец, пророк, поэт. Его псалмы (49, 72, 77, 80, 81) наравне с гимнами Давида вошли в церковные Богослужения и ценились так же высоко, как и произведения царя.
в) Синод - (греч. особое - собрание, собор) - в настоящее время - совещательный орган при патриархе. (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)
г) Псалтирь - 19я книга Ветхого Завета. Состоит из 150 псалмов.
----------------------------------------------------------------
- Центральной проблемой русской жизни XVIII в. была проблема власти и ее преемственности: ни один русский император после смерти Петра I и до воцарения в 1796 г. Павла I не пришел к власти законным путем. XVIII в. — это век интриг и дворцовых переворотов, которые слишком часто приводили к абсолютной и бесконтрольной власти людей, отнюдь не соответствовавших не только идеалу просвещенного монарха, но и представлениям о роли монарха в государстве.
- Как, по вашему мнению, исторические реалии нашли отражение в литературе? (Русская классицистическая литература сразу приняла политико-дидактическое направление и отразила в качестве основной трагической дилеммы эпохи именно эту проблему — несоответствие властителя обязанностям самодержца, конфликт переживания власти как эгоистической личной страсти с представлением о власти, осуществляемой во благо подданных).
Французская революция - период в истории Франции с 1789 по 1799 год, в течение которого произошли коренные изменения, затронувшие все сферы жизни, была упразднена феодально-абсолютистская монархия и провозглашена Буржуазная республика.
Якобинцы - участники радикально левого политического движения. До 1791 члены клуба были сторонниками конституционной монархии. К 1793 якобинцы стали наиболее влиятельной силой в Конвенте, выступали за единство страны, укрепление национальной обороны перед лицом контрреволюции, жёсткий внутренний террор. Во второй половине 1793 установилась диктатура якобинцев во главе с Робеспьером. Современники Державина знали, что во время французской революции якобинцы распевали 81-ый псалом как революционный гимн, выражая возмущение королем Людовиком XVI, впоследствии казненным.
Так что характеристика «якобинский» выражала явную угрозу.
Вывод 1: таким образом, именно Державин актуализировал в традиции творческого восприятия псалмов проблему — несоответствие властителя обязанностям самодержца, по сути своей, перекидывающую мостик от времен протопопа Аввакума к поэтам-декабристам. А для нас остался замечательный образец поэзии высокого гражданского звучания, которое всегда «ново» и поистине вечно.
Вывод 2: это противопоставление было уже актуализировано в предыдущих строфах. И этой мольбой к Богу правых, к грядущему Спасителю людей и Победителю лукавого (дьявола) заканчивается одна из пламеннейших од Державина. Ода, которую так любил декламировать на литературных чтениях Ф.М. Достоевский.
Источники
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/03/02/gde-dobrodetel-obitaet-tema-pravednogo-i-nepravednogo-suda-v