9 класс. Литература. Л.Н.Радищев. Жизнь и творчество. «Путешествие из Петербурга в Москву». Жанр
9 класс. Литература. Л.Н.Радищев. Жизнь и творчество. «Путешествие из Петербурга в Москву». Жанр
Комментарии преподавателя
1. Эпоха Просвещения в России
Что же такое просвещение? Это слово, которое применимо ко всей литературе XVIII века, употребляется довольно часто. Дело в том, что на рубеже XVII-XVIII веков Россия была страной в высшей степени непросвещённой. Это была страна, в которой не существовало всеобщей системы образования – была только церковная система образования, связанная с деятельностью церкви, и практически отсутствовала научная деятельность, а промышленное производство находилось только в самом зачаточном состоянии.
В эпоху Петра I страна сделала грандиозный скачок. В период с начала XVIII века и до 1725 года (конец царствования Петра I) Россия, в значительной степени, стала вровень со многими другими передовыми странами Европы. И вместе с этим движением России к Европе в стране началась эпоха Просвещения.
Есть символика света, которая в христианском мире означает стремление к добру и знанию. В сущности, по христианским представлениям, знание – это и есть добро. Свет – это символ добра и знания, которое несёт в себе стремление людей к познанию нового, к удовлетворению потребности в новых знаниях. В какой-то момент Просвещение начинает противоречить религиозным догматам. И именно в то время, о котором идёт речь, расхождение церковных представлений о Просвещении и светских, научных представлений, становится особенно острым и ощутимым. Свет, по воле Петра I шедший в Россию из Европы, оказался во многом неприемлемым для тех церковных религиозных установлений, которые существовали в стране.
Когда мы говорим о Радищеве, как о просветителе, то это слово употребляется уже в другом, новом смысле. Просветительство Радищева было светским, никак не связанным с религиозными представлениями.
2. Просветительство в русской литературе: М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев
Первым русским просветителем, по-видимому, был Ломоносов. Не случайно Радищев именно Ломоносову посвящает значительную часть своей книги. «Слово о Ломоносове» становится одной из глав «Путешествия из Петербурга в Москву». И славословие, которое произносит Радищев, имеет особое для него значение. Но всё-таки ещё и Ломоносов вынужден был писать о пользе книг церковных: отчасти для того, чтобы всё-таки ладить с церковью, отчасти потому, что он был человеком своего времени. И мысли, связанные с религиозными догматами, а иногда и противостоящие религиозным догматам в научных представлениях, его не оставляли: мысль о происхождении человека, мысль о том, как божественный промысел уживается с законами природы.
Рис. 1. Ломоносов М.В. (Источник)
3. Издательская деятельность Радищева: «Житие Ф.В. Ушакова» и «Путешествие из Петербурга в Москву»
Радищев – это человек уже следующего поколения, для которого религиозные представления уходят на второй план и не так существенны. Его занимает то, что сейчас принято называть чувствами, то, что сейчас подразумевают под внутренним миром человека. И это, надо сказать, происходило впервые в русской литературе. Поэтому Радищева в равной степени смело можно называть и просветителем, и сентименталистом. Радищев был первым из русских писателей, который обратился ко внутреннему миру человека. Биографическая история Радищева не так и сложна, да гораздо важнее неё та история, которая связана с его книгой и тем результатом, к которому привело появление этой книги (и в жизни Радищева, и, в значительной степени, в жизни всей страны). Это был первый случай, когда появление книги повлияло не только на судьбу её автора, но и на будущее всей страны.
Сумароков
Говоря о писателях конца XVIII века, нельзя не упомянуть имя Александра Петровича Сумарокова – автора и общественного деятеля, который в значительной степени повлиял на Державина, на Радищева, на Фонвизина, да и на Пушкина. Сумароков оказался первым русским драматургом, автором пьес, которые видели на сцене писатели конца XVIII-начала XIX века. Более того, он был ещё и общественным деятелем, он был директором Императорского театра. Благодаря тому, что делал Сумароков, авторы литературных произведений XIX века (произведений, в значительной степени важных для нас и сегодня) смогли сделать то, что они сделали.
Дело в том, что Державин, Радищев, Фонвизин зачастую ориентировались на то, что происходило в конце XVIII века на сценах Императорских театров. В свою очередь, Императорский театр был местом обязательного присутствия всего высшего слоя дворянской интеллигенции, жившей в Москве и Петербурге. Посещение театра было непременной обязанностью каждого дворянина. Что касается придворных (тех, кто служил при дворе), то посещение театра прямо и директивно, в приказном порядке вменялось им в обязанность. Что же касается тех людей, которые не служили, – они испытывали естественную потребность в посещении театра.
Не только книги, которые стояли на полках; не только те книги, которые присылали из Европы; не только те книги, которыми обменивались современники, очень часто переписывая их от руки (как это было с «Путешествием из Петербурга в Москву», когда оно было запрещено в печати) – не только всё то, что можно было прочитать, но и то, что можно было увидеть на сцене – служило источником для будущей литературы. Поэтому забывать имя Сумарокова не следует. А чтобы познакомиться с короткой справкой о его жизни и творчестве – достаточно пройти по ссылке, указанной в конце данного урока.
4. Аналогия «Путешествия…» Радищева с «Сентиментальным путешествием…» Стерна и «Хожением за три моря» Никитина
В 1790 году, воспользовавшись указом Екатерины о возможности создания частных типографий, Радищев начал свою издательскую деятельность. Годом ранее он издал «Житие Фёдора Васильевича Ушакова», своего друга. Нарушая церковные каноны, вразрез протопопу Аввакуму, который написал еретическое в своей основе собственное житие, Радищев написал книгу воспоминаний о своём друге и сам издал её в своей типографии. Годом позже Радищев издаёт «Путешествие из Петербурга в Москву», которое воспринимается современниками в одном ряду с «Сентиментальным путешествием по Франции и Италии» Лоренса Стерна.
Сходство названий совсем неслучайно. Сходство конструкции (построение книги) только подчёркивает тот факт, что Радищев следует образцу. Жанр путешествия – распространённый жанр европейской литературы в эпоху географических открытий. Рассказывая о своих путешествиях в другие страны, авторы делились с современниками своими впечатлениями. Но, в отличие от Афанасия Никитина, который в своём «Хожении за три моря» рассказывает об увиденных чудесах в других странах, Радищев рассказывает совсем о другом. Он рассказывает о своих переживаниях; он рассказывает о том, как эти переживания влияют на его поведение; он рассказывает о том, как переживания заставляют человека изменить свою жизнь. И в этом смысле он не только уходит от жанра европейских путешествий, не только от образцов русской литературы – он далеко уходит вперёд в самом отношении к человеку и к литературе.
Рис. 2. А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».Титульный лист, изд. 1790 г. (Источник)
В предисловии к «Путешествию» (Радищев адресует свою книгу другу Алексею Михайловичу Кутузову) появляются слова, которые в значительной степени предопределяют совершенно иное отношение к литературе, к своему месту в литературе. Иное, по сравнению с тем, к чему мы привыкли. Посвящение любезнейшему другу А.М. Кутузову Радищев начинает со слов: «Я взглянул окрест меня – душа моя, страданиями человеческими уязвленна стала». Следует обратить внимание, что на этом автор не обрывает свою мысль, он продолжает: «Обратил взоры мои во внутренность мою – и узрел, что бедствия человека происходят от человека». Можно предположить, что это новое и неожиданное слово, новый, неожиданный ход для литературы XVIII века. Человек живёт не только впечатлениями об окружающем его мире, а человек живёт и тем, что он находит в самом себе: «взглянул окрест себя», а следующий взгляд – «взглянул внутрь себя». Впервые литература становится не просто отражением окружающих обстоятельств, не просто изображением того, что происходит вокруг человека, – литература становится отражением того, что происходит внутри человека.
5. Вопрос о революционности Радищева и суд над ним
Следует отметить, что сложилась очень давняя и последовательная традиция объявлять Александра Николаевича Радищева первым русским революционером из дворян. Но революция – это бунт, это действие. Революция – это массовый переворот в жизни. Ни о чём таком Радищев нигде, ни единым словом не обмолвился. Он говорил о том, что «помещик жестокосердный» должен стремиться понять своих крестьян, почувствовать то, что они чувствуют, тронуться их бедственным положением. «Страшись, помещик жестокосердный, осуждение твоё я читаю на челах крестьян», – осуждение! Нигде не сказано о бунте, нигде не сказано о мести, нигде у Радищева нет впрямую призыва к действию. Здесь речь идёт о чувствах, речь идёт о переживаниях.
Рис. 4. «Путешествие из Петербурга в Москву». Иллюстрация И. Астапова к главе «Зайцево» (1975) (Источник)
6. Последние годы жизни Радищева; разногласия относительно его кончины
Касательно кончины Радищева существуют разногласия. Семья не признавала смерть Радищева самоубийством. Отец Радищева, а также взрослые дочери и маленький сын Александра Николаевича хотели, чтобы его сын и их отец был похоронен не как самоубийца: чтоб за него можно было молиться и поминать его в службе церковной. Поэтому смерть Радищева считали несчастным случаем. Тем не менее, вполне очевидно, что Радищев умер в результате того трагического непонимания, которое встретила его книга – его сочли революционером. И после своей смерти Радищев был прославлен во всей литературе (и дореволюционной, и послереволюционной) именно как революционер. В сущности, он был подвергнут самым жестоким наказаниям за то, чего он не совершал. И впоследствии он был прославлен за то же самое, чего он не совершал.
Рис. 5. Фото мемориальной доски, висевшей на стене церкви на Волковском кладбище (Источник)
«Путешествие из Петербурга в Москву» осталось в качестве живого памятника: не столько памятника истории русского революционного освободительного движения, сколько памятника, который показывает, как человек двигается вглубь души своей, памятника, в котором отчётливо видно превращение русского просвещения в русский сентиментализм. «Путешествие из Петербурга в Москву» – это памятник, который отчётливо и наглядно убеждает в том, что стремление к свету и добру заставляет человека заглянуть в самого себя.
Радищев и Стерн
Интересно и полезно посмотреть на то, как Радищев в своём «Путешествии…» связан со своим предшественником Стерном. «Сентиментальное путешествие…» Стерна во многом предопределило путь Радищева. Не то чтобы Радищев двигался географически по тем же местам, а он двигался, в сущности, по тому же плану. Двигался по пути, при котором внешнее впечатление от того, что происходит вокруг путешественника-наблюдателя, не так важно по сравнению с тем, что происходит внутри него. Каждое событие, каждая встреча, каждое наблюдение – только повод к размышлению о том, что происходит внутри.
Давайте сравним. Вот Лоренс Стерн встречает нищего монаха, который просит милостыню, и он по этому поводу рассуждает: «…нет точно установленных правил приливов или отливов в нашем расположении духа…». Дальше он рассуждает о том, хочется ли ему подавать милостыню или не хочется, – он занимается тем, что раскладывает на составные части свои чувства, следит за тем, что происходит у него внутри.
Аналогичный эпизод в «Путешествии…» Радищева, где он встречает крестьян, которые находятся в таком же положении как нищенствующий монах, встреченный Стерном. Вот что об этом пишет Радищев: «Что бы разум и сердце произвести ни захотели, тебе оно, о! сочувственник мой, посвящено да будет. Хотя мнения мои о многих вещах различествуют с твоими, но сердце твое бьет моему согласно – и ты мой друг». Всё иначе у Радищева: там, где Лоренс Стерн находит повод для того, чтобы поиграть в какие-то тонкие игры с самим собой, – Радищев находит повод для сокрушительного урока самому себе. Нищета, бедность, жалкое существование тех людей, которых он видит в своём путешествии – это повод задуматься и как-то изменить свою будущую жизнь.
Проверяю себя
Кем же был Радищев? Существует множество книг, где о Радищеве сказано как о выдающемся русском революционере. Существуют статьи, почтовые марки и даже традиция говорить об этом писателе, как о первом русском революционере из дворян. Можно говорить о Радищеве и как о сентиментальном путешественнике, который случайным образом начал писать о своих впечатлениях, полученных от путешествий, жизненных встреч. Можно, наконец, говорить о Радищеве, как о просветителе, как о человеке, озабоченном изменением нравов. В конце концов, можно говорить о том, что Радищев просто писатель.Но все же кем он является в большей степени?
Источники
http://interneturok.ru/ru/school/literatura/9-klass/literatura-xviii-veka/prosveschenie-a-n-radischev-puteshestvie-iz-peterburga-v-moskvu-kak-yavlenie-literaturnoy-i-obschestvennoy-zhizni?seconds=0&chapter_id=765
http://www.youtube.com/watch?v=EnL2BI72hd0
http://www.youtube.com/watch?v=0-LpCG3iSgw заставка
http://www.youtube.com/watch?v=KlY39qWEPOM
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-na-temu-anradischev-puteshestvie-iz-peterburga-v-moskvu-386638.html
http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/09/29/prezentatsiya-k-uroku-o-anradishcheve
http://www.kostyor.ru/biography/?n=77
http://www.myshared.ru/slide/764358/#