9 класс. Литература. К.Батюшков, С.Баратынский. А.Грибоедов. Жизнь и творчество. «Горе от ума».

9 класс. Литература. К.Батюшков, С.Баратынский. А.Грибоедов. Жизнь и творчество. «Горе от ума».

Комментарии преподавателя

На доске: Слева - словарь:

·Афиша - объявление о спектакле, концерте, лекции и т.п.

·Программка - содержание театральных, концертных, цирковых представлений.

·Партер - нижний этаж зрительного зала с местами для публики.

·Бельэтаж - ярус в зрительном зале, расположенный непосредственно над партером.

·Балкон - верхний ярус в зрительном зале.

·Ложа - место в зрительном зале, отделённое для нескольких лиц.

·Режиссёр - художественный руководитель театральной постановки.

·Ремарка - пояснение автора к тексту пьесы, касающееся обстановки, поведения актеров и т. п.

·Актёр - исполнитель ролей в театральных представлениях.

Справа: портреты, иллюстрации из альбома.

Посередине: тема, вид урока, слова Л. Н. Толстого о литературе: "Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно, известными знаками передаёт другим испытываемые им чувства, а другие заражаются этими чувствами и переживают их”.

Ход урока

(Урок начинается до звонка, до начала (формального) акта. Перед входом в класс –"афиша”, извещающая о постановке спектакля. У входа в класс - ученик, раздающий театральные программки.)

1. После звонка: Сегодня первый урок по комедии "Горе от ума” А. С. Грибоедова, называется он "У театральной афиши”.

2. Вступительное слово учителя:

Константин Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. Мне кажется, что часто театр начинается с афиши, со встречи будущего зрителя с театральной тумбой, с рекламой, оповещающей о спектакле.

Афиша театра… Какой она была? Зачем она? И программка, которую зритель получает у входа в зрительный зал? Нам представляется, что это далеко не праздные вопросы. Особенно для тех, кто лишен возможности часто бывать в театре или не был и вовсе.

И хотя мы с вами уже знакомы с драматическими произведениями, но сегодня, сейчас, мы впервые попадем в театральную обстановку.

Она особая, эта атмосфера. Ещё не прозвенел третий театральный звонок… Еще не прошелестел распахивающийся театральный занавес… Ёще не пахнуло на зрителя особым воздухом и особым таинственным запахом кулис… Ещё не вышел на подмостки ни один персонаж спектакля…

Звенит третий звонок.

Вы вошли в зал, удобно расположились в кресле, окинули взором партер, бельэтаж, ложи, балкон, раскланялись со знакомыми, предвкушая уже некое таинство…

Оно здесь. Спектакль уже начался в вашем сознании: ведь в руках у вас театральная программка.

- Что таит спектакль?

- О чём пьеса?

Пробуем угадать. И вы на несколько минут погружаетесь во внимательное чтение.

3. Итак, действующие лица…

Посмотрим…

Чтение списка действующих лиц. Беседа:

- О чём вы подумали, пробежав глазами программку, про себя поразмыслив над нею?

Вывод: о теме пьесы, о социальном составе действующих лиц, о характерах героев, о месте действия.

4. Игра в театр. А теперь забудьте на несколько минут, что вы зритель. Давайте поставим себя в другое качество. Вы – режиссер.

- Кто он? Чем занимается? (Художественный руководитель театральной постановки).

Итак, автор сценария принес вам пьесу, которую вам, именно вам, предстоит поставить.

Обычно у драматурга нет текста, который бы объяснял характер персонажей (как, скажем, это было у Н. В. Гоголя в "Ревизоре”), значит, режиссер должен внимательно просмотреть ремарки (рекомендации) автора, чтобы определить характер героев пьесы и их костюмы. Давайте вернемся к списку действующих лиц. Возможно, они что-то подскажут.

- Что мы можем сказать о Фамусове? (Управляющий в казенном месте, у него есть дочь, секретарь, слуги, значит, перед нами богатый человек, занимающий определенное место в обществе, действие происходит в его доме, значит, он главное действующее лицо).

- Что можно сказать о Молчалине? Скалозубе? Князе Тугоуховском и княгине? Старухе Хлестовой?("Говорящие” фамилии).

- Что можно сказать о социальном положении героев?(Высшее общество).

- Где происходит действие? (В Москве-столице).

- Есть ли фамилии без каких-либо объяснений?(Чацкий, Загорецкий, Репетилов).

- Как можно узнать о их характерах? (Только через чтение текста, их монологов и диалогов).

Итак, работа режиссера в том и заключается.

- Справится ли один режиссер с постановкой спектакля?

- Кто еще участвует в работе над постановкой?(Помощник режиссера, художник-постановщик, звукорежиссер, музыкальный оформитель, осветитель, костюмеры, гримеры и, конечно же, актеры).

5. Работа над творческим чтением: (1 действие, 1 явление)

Я – режиссер, вы – пока актеры.

В театре элементом серьезной работы в начальный период является так называемая "работа за столом”. Собираются все: актеры, художники и т.д. Читается текст и идет его обсуждение. Утверждаются актеры на ту или иную роль, обсуждается характер героев.

На роль Лизаньки назначаю…

(Лизанька – служанка Софьи Павловны, переживающая за свою госпожу).

- Легко ли сыграть роль простой служанки? Читать легко ли?

Вывод: теперь вы убедились, что не только сыграть – произнести фразу даже за столом не так-то просто.

6. Д/з: вы продолжите эту работу над 1 действием, явлениями 1-10. Объединить класс в 3 группы:

· 1-3

· 4-6 роли распределить самим!

· 7-10

Индивидуальные задания на карточках:

·художники-декораторы

·музыкальное оформление посмотрите иллюстрации

·костюмеры

·осветители

Остальные – актеры, выбрать роль и рассказать об этом герое, как о себе, т.е. прочитать "её в образе”, как это делают актеры театра.

7. Включается видеозапись игра комедии мастерами художественного слова.

Источники

http://kopilkaurokov.ru/literatura/testi/220616

http://taha.at.ua/publ/tema_gore_ot_uma_kartina_nravov_galereja_zhivykh_tipov_vechno_ostraja_i_zhguchaja_satira/1-1-0-19

Файлы