9 класс. Литература. М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха.Выстрел, пробудивший душу поэта «Смерть поэта»,
9 класс. Литература. М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха.Выстрел, пробудивший душу поэта «Смерть поэта»,
Комментарии преподавателя
Анализ стихотворения «Смерть Поэта»
Цели: вспомнить основные сведения о биографии М. Ю.Лермонтова;
обучение анализу стихотворения; анализ ст-ия «Смерть Поэта»;
развитие мышления и творческого воображения учащихся;
на примере стихотворения воспитать гуманность у уч-ся.
ХОД УРОКА
«Пистолетный выстрел, убивший А. С.Пушкина,
разбудил душу М. Ю.Лермонтова»
А. И.Герцен.
I. Актуализация.
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы на уроке вспомним биографические сведения М. Ю.Лермонтова, научимся анализировать стихотворение «Смерть Поэта».
2. Проверка домашнего задания
- Давайте внимательно послушаем выступления ваших одноклассников.
(5-7мин.)
Ахтямова Гульшат
В знойные летние дни и зимние вьюги, в пору весеннего цветения и под холодным осенним дождем – в любую погоду тысячи людей приезжают в лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», расположенный в Белинском районе Пензенской области.
Старинное село было куплено в 1794 году у его прежних владельцев дочерью пензенского губернского предводителя дворянства Елизаветой Алексеевной Арсеньевой – бабушкой М. Ю.Лермонтова.
Единственная дочь Е. А.Арсеньевой Мария Михайловна, несмотря на нежелание матери, вышла замуж за небогатого тульского дворянина Юрия Петровича Лермонтова. Перед рождением ребенка супруги Лермонтовы уехали из Тархан в Москву, где в октябре 1814 года у них родился сын Михаил.
В феврале 1815 года Мария Михайловна вместе с мужем и ребенком вернулась в усадьбу. С этого момента начинается лермонтовская история Тархан.
Тарханы стали творческой колыбелью поэта, в них прошли его детские и отроческие годы. Родными местами навеяны образы многих лирических стихотворений.
Лицо живой матери Лермонтов, оставшийся сиротой в два с небольшим года, несмотря на свою редкостную память, позабыл. Осталось смутное, музыкальное впечатление:
« Марья Михайловна, родившая ребенка слабым и болезненным, и взрослою все еще глядела хрупким нервным созданием.… В Тарханах долго помнили, как тихая, бледная барыня переходила от одного крестьянского двора к другой с утешением и помощью, помнили, как возилась она с болезненным сыном. М. Михайловна была одарена музыкальностью. Посадив ребенка своего к себе на колени, она заигрывалась на фортепьяно, а он сидел неподвижно.
24 февраля 1817 года М. Михайловна скончалась. Ее сыну не было и трех лет, но день похорон матери он запомнил, описав в поэме «Сашка».
ЭПИГРАФ о матери:
… Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услышал ее, она произвела прежнее действие. Ее напевала мне покойная мать.
Вахитов Фанзиль
5 марта, выждав положенные по обычаю девять дней после кончины жены и не дождавшись сороковин, Ю. Лермонтов уехал из Тархан. Взять собой сына Е. Арсеньева не позволила. Юрий Петрович не хотел отказываться от сына, а бабушка не желала расставаться с внуком. На угрозу отнять внука Е. Арсеньева ответила оскорблением. Ю. Петрович не мог дать сыну того положения в обществе, какое гарантировало попечение Арсеньевой. Униженный и оскорбленный, он отступился.
ЭПИГРАФ об отце:
Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя по конец.
В слезах угасла мать моя;
От них остался только я,
Ненужный член в пиру людском,
Младая ветвь на пне сухом.
Гильмутдинова Рузиля
Эпиграф о бабушке
Годы, проведенные в Тарханах, сыграли огромную роль в формировании Лермонтова как будущего поэта. Духовный мир его богат и сложен, характер мальчика складывался очень своеобразно.
Вместе с ранним развитием умственных способностей очень рано пробудились у Лермонтова любовь к природе, поэтическое восприятие мира и стремление выразить средствами искусства живые зрительные образы.
Детство и отрочество Лермонтова заполняли не только игры, шалости и мечтания. Вдумчивые глаза мальчика повсюду замечали и трагические картины крепостной России: гнет, издевательства помещиков над простыми людьми, лицемерие и ханство.
Беспокоясь о слабом здоровье внука, бабушка трижды вывозила его на Минеральные воды. Незабываемые впечатлениями обогащали ребенка эти длительные путешествия через всю Россию на Кавказ. Знакомство с величественной природой горного края, с чужими правами и обычаями намного расширило его кругозор.
Арсеньева постаралась дать внуку хорошее образование.
Эпиграф о бабушке: Горячо любила Михаила Юрьевича Лермонтова воспитавшая его бабушка, Елизавета Арсеньева, и память о ней тесно связана с именем поэта. Она лелеяла его с колыбели, выходила больным ребенком, позаботилась дать ему блестящее и серьезное образование, сосредоточила на нем всю свою любовь и заботы.
Саляхова Гульшат
Лермонтов любил рисовать и делал зарисовки в письмах, в рукописях литературных сочинений на протяжении всей своей недолгой жизни и щедро раздаривал их своим близким, друзьям знакомым.
Рисунки Лермонтова более разнообразны и своеобразны, выполнены на высоком художественном уровне. Любовь к рисованию проявились у Лермонтова очень рано.
(показывает его рисунки)
Абдуллин Нурзат
«… Когда явились на место, где надобно было драться, Лермонтов, взяв пистолет в руки, повторил торжественно Мартынову, что ему не приходило никогда в голову его обидеть, даже огорчить, что все это бала одна шутка, а что ежели Мартынова это обижает, он готов просить у него прощения… везде, где он захочет… «Стреляй! Стреляй!» - был ответ Мартынова. Надлежало начинать Лермонтову, он выстрелил в воздух, желая кончить глупую ссору дружелюбно. Не так великодушно думал Мартынов. Он был довольно бесчеловечен и злобен, чтобы подойти к самому противнику своему и выстрелил ему прямо в сердце. Удар был так силен и верен, что смерть была настоль же скоропостижной, как выстрел.
… Внезапная смерть Лермонтова, смерть в зените славы, и где – на дуэли, от рук человека, который считался его близким другом, к тому же дуэли нелепой, возникший по какому-то вздорному поводу,- породила множество толков «кривотолков». Одним виделся заговор, другим – самоубийство; в трагическую случайность трудно, невозможно было поверить.
(инсценировка дуэли М. Ю.Лермонтова и его друга Мартынова)
II. Формирование
1. М. Ю.Лермонтов продолжил дело Пушкина, когда толпы народа не охлынули еще от особняка на Мойке, где только что закончилась жизнь поэта, когда Жуковский сказал России: «Солнце русской поэзии закатилось» обе столицы облетели строки гневные и трагические:
Погиб Поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой…
И Россия обрела нового великого поэта – М. Ю.Лермонтова. обрела, чтобы через четыре года оплакать его гибель.
А. С.Пушкин был ранен 27 января 1837 года около 5-ти часов полудня. В тот же вечер по городу распространился слух о его смерти. Долетел он и до Лермонтова – «обезображенный», как всякий слух, «разными прибавлениями».
28 января Лермонтов написал первые 56 строк «Смерти Поэта» - поэтический некролог опередил событие ровно на сутки: 28-го января Пушкин был еще жив; он скончался на следующий день в 2 часа 45 минут полудня.
К 29 январю весь Петербург был буквально завален списками «энергической оды». Стихи Лермонтова переписывались в десятках тысяч экземпляров и выучивались наизусть всеми.
Дошли они естественно, и до главноначальствующего «голубым корпусом». Главный обвиняемый в первой части «Смерть Поэта» - Дантес, а участь Дантеса была в принципе решена (исключить из списков кавалер. полка и выслать во Францию).
В придворных кругах стихотворение «Смерть Поэта» было расценено как «бесстыдное вольнодумство», более чем «преступление». За «непозволительные стихи» Лермонтов был арестован и сослан на Кавказ под пули горцев.
Кавказ для Лермонтова – символ вольной неукротимой, самобытной природы, это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов, вольнолюбивых людей, еще не испорченных цивилизацией; это земля, таинственным образом связанная с судьбой поэта.
Образ Кавказа появляется в произведениях Лермонтова разных лет. Он видел Кавказ глазами путешественника, художника, поэта, воина.
В 1837 году за сочинение «непозволительных стихов» на смерть Пушкина Лермонтов был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк, стоявший на Кавказе, т. е. отправлен в ссылку.
Кавказ тогда был только что присоединен к России; отдельные горские племена не признавали себя покоренными; между вооруженными Гарцами и русской армией то и дело происходили столкновения, т. е. по существу шла война. Под пули горцев и отправил Лермонтова Николай I.
Новая встреча с Кавказом вызвала в поэте прилив сил, бодрости, жизнерадости. Во время ссылки Лермонтов посетил много мест, объехал всю укрепленную линию русской армии. Он встречался со многими интересными людьми.
Ссылка на Кавказ оказалась очень благотворной для Лермонтова. Она дала ему возможность увидеть людей большого сердца и сильных страстей, насладиться величественной природой, познакомиться с поэтическим творчеством народов Кавказа. Кавказ стал для поэта символом свободы, мужества и красоты. Он был близок ему по духу.
Жуковский увидел в «Смерть Поэта» проявление могучего таланта».
Н. А.Столыпин изложил свое мнение «Напрасно Мишель, апофезируя поэта, придал слишком сильное значение его невольному убийце, который, как всякий благородный человек, после того, что было между ними, не мог не стреляться… Лермонтов взорвался: всякий русский человек, из любви к славе России – какую бы обиду ни нанес ему Пушкин, не поднял бы на него руку … снес бы…
Н. Столыпин не дал разгореться спору, перевел разговор. Но Лермонтов в светской болтовне уже не участвовал; схватил лист чистой бумаги уселся в дальний угол; обозвал кузена «антиподом Пушкина». А по уходу Столыпина вдруг успокоился и переписал набело то, что сочинял, - последние заключительные 16 строк «энергической оды»
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов.-
2. Выразительное чтение учителем стихотворение. «Смерть Поэта».
- Каким чувством это стихотворение написано?
Заполнение таблицы
Скорбь |
«погиб», «свершился приговор» |
Сострадание |
«оклеветанный», «мелочных обид» |
Презрение |
«жалкий лепет», «пустое сердце» |
Преклонение |
«свободный, смелый дар», «дивный гений» |
Горечь |
«Что ж? Веселитесь…» |
Боль |
«безжалостной рукой» |
Досада |
«зачем… вступил он в этот свет» |
Сожаленье |
«замолкли звуки чудных песен» |
Гнев финальная часть |
- Обратим внимание на строфику: почему части стихотворения так не равны? (разностопный ямб, различные типы рифмовки)
Реклама на сайте с посещаемостью больше 100 тыс. в сутки
(Все это свидетельство глубокой взволнованности поэта.
Стихотворение было написано через несколько дней после гибели А. С.Пушкина и является горячим выражением еще не пережитой боли).
- Вспомним, что такое метафора?
- Много ли в стихотворении метафор? ( попробуем найти их и объяснить)
( ненужный хор, раздували чуть затаившийся пожар, увял торжественный венок, на ловлю счастья, добыча ревности, руку дал клеветникам, приют певца, на устах его печать, обломки, Свободы, Гения и Славы палачи)
- Для чего поэт использовал так много метафор?
( ярко, эмоциональные, образные выражения)
- Давайте попробуем проанализировать мотивы. Мотив – это устойчивый элемент текста. Какие мотивы мы можем выделить?
Мотив славы и бесславия
«славное чело» |
Потомки известной подлостью прославленных отцов |
«праведная кровь» Поэта принадлежит «мирным негам» |
«черная кровь» подлецов устремлены «на ловлю счастья и чинов», коварны «венец терновый», алчны «жадною толпой», жестоки «гнали злобно». |
Вывод: Поэт благодарен, его мысли чисты и прекрасны – палачи поэта низки, их «слава» - это скорее бесславие, позор.
- Как раскрывается в стихотворение тема поэта? Какие мотивы можно в ней выделить?
Мотив избранничества и одиночества
Поэт Он Один Светоч Дивный |
Они Хор Подобный сотням, Толпой стоящие Свет душный Черная кровь И что за диво! |
Мотив слова и лжи
Слово поэта передает красоту, неземную силу Воспетый им с такою чудной силой Звуки чудных песен |
Речи общества: Оклеветанный молвой Пустых похвал Жалкий лепет Коварный шепот злословие |
Мотив страдания и веселья
Не вынесла душа Поэта позора мелочных обид Венец терновый одели Но иглы тайные сурово язвили славное чело, «сердце вольного» становится источником волнений и, значит, страданий. |
Злобно гнали Они раздували смертоносный пожар «для потехи», чтобы «повеселиться», «дерзки», «пустое сердце», не способное ни чувствовать, ни болеть |
Мотив свободы и рабства
Свободный смелый поэт «восстал» |
«Стоящие у трона» «жадною толпой» |
Мотив судьбы
Лермонтов не проклинает непосредственного убийцу. Его гнев направлен не на орудие преступления, а на тех, кто это орудие использовал. Дантес в изображении Лермонтова ничтожен.
« Заброшен к нам по воле рока»
« Судьбы свершился приговор»
Вывод: Так Стихотворение о гибели конкретного человека превращается в философское раздумье трагической участи Свободы, Гения и Славы в атмосфере рабства и бесславия.
- Почему Лермонтов трижды повторяет вопрос Зачем?
( Кажется, что Лермонтов упрекает своего великого учителя.
Лермонтов сам ответил на них: затем что поэт таков о природы, и не может быть другим, иначе он не будет поэтом. Он «мирный» не готов к войне, он дружелюбен, простодушен ( он «поверил» и был «обманут»). Его сердце «пламенно», т. е. горячо, откликается на любую несправедливость и он, если бы даже захотел, уйти в сторону не мог: - он «невольник чести».
- Как вы думаете, какой мотив основной в стихотворении?
(мотив слова (правды и лжи)) Почему?
(Юный Пушкин призывал всех людей без исключения, даже царей, подчинится Закону, видя в них единственное спасение. Для Лермонтова даже эта надежда рухнула: в его стихотворении закон является лишь еще одной фальшивкой, лживым прикрытием для подлецов («Таитесь вы под сению закона»).
Не случайна основная часть стихотворения заканчивается строчкой « И на устах его печать» - цель толпы достигнута, Поэт умолк навсегда. Но и в строке, завершающий стихотворение в целом, содержится этот мотив: «праведная кровь» - это сказано не только о чистом душой человека, но и о человеке, несущем слово правды в мире торжествующей лжи.
- Какой единственный эпитет, характеризующий слово поэта, употребил Лермонтов?
- Вспомним, что такое эпитет?
(Единственный эпитет, характеризующий слово Поэта – «чудный» - передает и его красоту, и неземную силу.)
- А теперь обратите еще раз внимание на эпиграф. Что хотел этим сказать А. И.Герцен?
(выслушивание ответов уч-ся)
III. Подведение итогов
- Что мы нового узнали о М. Ю.Лермонтове?
- Какую работу мы проделали?
- Понравилось ли вам стихотворение «Смерть Поэта»?
IV. Домашнее задание
Выучить отрывок стихотворения «Смерть Поэта»;
Ответить на вопрос: 1 Почему автор написал большими буквами слова:
Свободы, Гения и Славы палачи!
2 Выразительное чтение стихотворения «Поэт».
Источники
http://www.youtube.com/watch?v=57X0SUrFgXg
http://pandia.ru/text/78/241/45869.php - конспект
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/01/02/myulermontov-smert-poeta