9 класс. Литература. М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха.Выстрел, пробудивший душу поэта «Смерть поэта»,

9 класс. Литература. М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха.Выстрел, пробудивший душу поэта «Смерть поэта»,

Комментарии преподавателя

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Дума». (Восприятие, оценка, истолкование)

Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски…

М.Ю. Лермонтов 

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт, всю свою жизнь посвятивший литературному творчеству. По-моему, поэзия Лермонтова – настоящее чудо ,это новый взгляд на добро и зло, красоту и любовь. Какую огромную работу должна совершить душа поэта, чтобы передать все мысли, чувства читателям. Я думаю, что открывается это далеко не каждому, а только человеку чуткому, внимательному и доброму. Поэзии подвластно все. Мне кажется, что нет таких тем, которых бы она не коснулась.

Трудно сейчас без внутреннего волнения читать лирический шедевр М.Ю. Лермонтова «Дума», написанный в 1838 году.

Прочитаем стихотворение еще раз, вдумаемся в его строки. Оно прекрасно и образно передает душевное состояние поэта. В своем небольшом шедевре Лермонтову удается выразить самые сокровенные мысли и чувства.

«Дума» - это размышление автора о жизни поколения. Он, как и в некоторых других своих произведениях, осуждает и противостоит ему. Но «Дума» - это и разговор автора с самим собой.

Лермонтов употребляет местоимение «мы», воспринимая и на собственный счет все пороки и потери. Однако в начале стихотворения он отделяет себя от других людей, совершая над ними беспощадный суд. Что же не устраивает поэта в «толпе угрюмой»? В чем же он ее обвиняет? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем первые строки стихотворения:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Как же построено произведение? Оно состоит из четырех строф. Автор использует перекрестную рифмовку, женская рифма чередуется с мужской. Что же это дает стихотворению? Безусловно, такое построение придает произведению мягкость и мелодичность, но в то же самое время удивительную упругость.

Лермонтов описывает свое поколение. Но он говорит о нем не с чувством гордости, а скорее всего с некой грустью:

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

Вслушайтесь в эти строки. Они удивительно музыкальны! Сонорные звуки «л», «м», «н», «р» повторяются из строки в строку! Вероятно, именно они позволяют нам лучше понять чувства поэта, осознающего всю пустоту жизни своего поколения. Более того, он говорит о том, что «толпа» не хочет вырваться из замкнутого круга, изменить свою судьбу:

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно-малодушны,

И перед властию – презренные рабы.

Лермонтов пытается сравнить поколение с «тощим плодом». Он хочет сказать, хотя и бессмысленно, что нужно изменить свою жизнь, а то она вскоре потеряет смысл:

Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты – его паденья час!

«Дума» - одно из лучших произведений автора. Его можно отнести к философской лирике, так как поэт обращает внимание не только на действия людей, но и на их духовный мир:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Какие же изобразительно-выразительные средства использует поэт? Конечно, это эпитеты («поздним их умом», «празднике чужом», «презренные рабы», «пришлец осиротелый», «наукой бесплодной»). Обратите внимание на то, какие метафоры («мы вянем без борьбы»,,«мы иссушили ум наукою…», «касались мы до чаши наслажденья», « мы жадно бережем в груди остаток чувства») и олицетворения (« жизнь уж нас томит…», « мечты поэзии…восторгом сладостным наш ум не шевелят…», « огонь кипит в крови») употребляет автор. Именно благодаря им Лермонтову удалось донести до читателей свои мысли и чувства. Они рассказывают нам о жизни людей, утратившие высокие нравственные идеалы.

Лермонтов приходит к печальному выводу о том, что пользы от этого поколения никакой не будет:

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Стихотворение поражает своей внутренней  динамикой. Как это достигнуто? Взгляните на то, каким размером написано произведение. Безусловно, это ямб! Именно он создает эту энергичность, упругость, увлекает читателя за стремительной мыслью поэта.

Кроме того, ямб передает общее настроение, насыщенное горечью и обидой за судьбу своего поколения, бездарно прожигающего жизнь.

Интересно сопоставить это стихотворение Лермонтова с другими творениями поэта. Например, с произведением « Как часто, пестрою толпою окружен…», написанном в 1840 году. Здесь Лермонтов, как и в стихотворении «Дума»,  рисует  психологический портрет своего поколения.

Как видим, в ряде своих лирических произведений Лермонтов выступает как строгий судья собственного поколения, что свидетельствует о высокой ответственности поэта перед настоящим и будущим его Родины.

**********************************************************

СТИХОТВОРЕНИЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ДУМА»

«Дума» — одно из сильнейших стихотворений Лермонтова, можно сказать, определяющее для всего его творчества. Стихотворение написано в 1838 году, когда только формировалась новая русская интеллигенция и начиналась борьба между западниками и славянофилами, между революционными демократами и либералами. Восстание на Сенатской площади было позади, а жестокие репрессии и гонения, которые предприняло царское правительство по отношению ко всем, кто хоть сколько-нибудь принимал в нем участие, повергли страну в оцепенение. «Вольнолюбивые мечты», кружившие головы и побуждавшие к действию дворянскую молодежь пушкинской поры, теперь, спустя всего лишь полтора десятка лет, не будоражили души, не заставляли сильнее биться сердца современников Лермонтова — эти мысли их вообще не посещали. Общество не готово было открыто излагать свои мысли, оно находилось в депрессии, в дремоте, в тяжелой духовной апатии. Равнодушие, бездействие — вот отличительные черты того времени. Именно против них выступает Лермонтов в стихотворении «Дума». Мертвое общество и печалит, и пугает поэта: 
Печальном гляжу на наше поколенье! 
Его грядущее — иль пусто, иль темно, 
Меж тем, под бременем познанья и солтенъя, 
В бездействии состарится оно. 
Равнодушие и бездействие очень опасны как для человека, так и для общества в целом: равнодушный не способен по-настоящему ни смеяться, ни плакать, он не способен отличить добро от зла. Бездействие делает людей смиренными, уязвимыми и малодушными, оно порождает страх и зависимость от более сильных: 
К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно малодушны, И перед еластию ~~ презренные рабы. 
По мнению Лермонтова, общество, превратившее человека в раба, отнявшее у него исконное чувство свободы, связанное с чувством родины, лишается в конце концов силы («Но юных сил мы тем не сберегли..,»). 
«Дума» — это философское стихотворение и вместе с тем обвинительный акт, предъявленный современникам. Элегия в стихотворении все время переходит в сатиру, каждая строка — не только горькая констатация факта, но и обличение. Через все произведение проходит мысль о трусости и малодушии поколения, обреченного на гибель. Много храбрых людей среди молодежи, но отвага их растрачивается впустую. Никто из них не способен на подвиг, равный декабристам. Власть превратила их в рабов. И не сочувствия, а презрения заслуживают эти духовные рабы, не сознающие своего рабства и довольные своим унизительным существованием. 
Вражда к абстрактному уму у Лермонтова столь же велика, как и к «бездействию»: Мы иссушили ум наукою бесплодной... 
С ужасом, печалью, негодованием и сожалением говорит автор о пустоте, которую оставит потомкам его поколение. Своих современников поэт не зря называет «толпой»: выдающихся личностей, гениев среди них нет — равнодушие-охватило всех: 
Толпой угрюмою и скоро позабытой 
Над миром мы пройдем без шума и следа, 
Не бросивши векам ни мысли плодовитой, 
Ни гением начатого труда. 
Заглядывая в будущее, поэт предчувствует строгий суд потомков, которые будут презирать слабых и нерешительных. 
В сознании поколения 30-х годов все оказалось перевернутым и переосмысленным: «вольнолюбивые мечты» стали призраками, на смену им пришли идеи отрицательные: ирония, безверие, отрицание, сомнение. Весь тон лермонтовской «Думы» воспроизводит эмоцию «социального отчаяния», охватившую и современников поэта, и его самого. 
Стихотворение «Дума» — это, по сути, реквием, похоронная песня потерянному поколению, погрязшему в равнодушии и бездействии, смирившемуся с грустной действительностью.

Источники

http://www.youtube.com/watch?v=j8ymEmur2Jo

http://www.uchportal.ru/load/258-1-0-8400

http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/analiz_stikhotvorenija/lermontov/stikhotvorenie_m_ju_lermontova_duma_vosprijatie_ocenka_istolkovanie/32-1-0-1529

http://uchi.ucoz.ru/publ/m/proverochnye_raboty_diktanty_sochinenija_konspekty/stikhotvorenie_m_ju_lermontova_duma/10-1-0-13845

Файлы