9 класс. Литература. Н.В.Гоголь.
9 класс. Литература. Н.В.Гоголь.
Комментарии преподавателя
Система уроков. Планирование уроков
- Переполох в уездном городе. Комментированное чтение первого действия комедии.
- Визит городничего в гостиницу. Комментированное чтение второго действия.
- "Коронование” Хлестакова. Комментированное чтение третьего действия.
- Триумф и падение городничего. Возмездие. Комментированное чтение пятого действия.
- "Сквозь видимый миру смех...” Карнавал как основа комедии.
- Уездный город, его правители и обитатели.
- Городничий и Хлестаков. Мастерство речевых характеристик.
- Развитие речи. Самостоятельная работа по комедии.
СИСТЕМА УРОКОВ
Урок 1
Н.В. Гоголь. «Ревизор». Общие замечания. Переполох в уездном городе. Комментированное чтение первого действия комедии.
Цели:
- Определить направления и задачи изучения комедии «Ревизор».
- Усваивать содержание комедии.
I. История создания комедии и источник сюжета.
Н.В. Гоголь очень любил театр и имел замечательную способность угадать человека и юмористически, шутливо изобразить его. Пушкин, заметив такую склонность Гоголя, посоветовал взяться за большое сочинение, предложил сюжет для поэмы «Мёртвые души», а потом и для комедии «Ревизор».
Однажды в Нижнем Новгороде, который Пушкин проезжал, собирая сведения о Пугачёве, его приняли по ошибке за важного государственного чиновника. Это рассмешило Пушкина и запомнилось в качестве сюжета, который он и подарил Гоголю. Такие истории были весьма часты.
II. Идейный замысел Гоголя.
"В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем” (Н.В. Гоголь. Авторская исповедь).
III. Особенности драматического произведения.
- Драматическое произведение (трагедия, драма, комедия) предназначается для игры актёров и постановки на сцене.
- Основа сюжета — конфликт, интрига.
- Особенность текста пьесы: диалоги, монологи, ремарки автора; деление текста на действия (акты) и явления (сцены).
IV. Направления наблюдений над текстом и анализа его.
- Сюжет и композиция комедии.
- Средства комического изображения.
- Особенности речи городничего и Хлестакова.
Примечание. Для каждого направления отвести соответствующие страницы тетради и озаглавить их.
V. Чтение афиши с указанием действующих лиц и подстрочника.
Исторический комментарий о табели о рангах.
VI. Комментированное чтение первого действия (небольшие купюры в третьем явлении и пересказ шестого явления).
VII. Обобщение.
Вопросы для беседы.
- Какое событие является завязкой?
- Почему известие о ревизоре переполошило город?
Домашнее задание.
- Перечитать первое действие; записать план событий.
Урок 2
Визит городничего в гостиницу. Знакомство с Хлестаковым. Комментированное чтение второго действия.
Цели:
- Продолжить наблюдения за сюжетом комедии, за героями.
- Собирать материал о различных формах комического изображения героев.
I. Повторение знаний, полученных на основании чтения первого действия.
1. Сюжетный (композиционный) план (фрагменты).
Завязка. Известие о приезде ревизора.
Развитие действия:
- городничий даёт распоряжения чиновникам;
- Бобчинский и Добчинский сообщают о проживании ревизора в гостинице;
- городничий даёт указания квартальному и частному приставам и едет в гостиницу.
2. Элементы комического изображения в первом действии.
- Говорящие фамилии.
- Ирония.
- Гипербола.
- Саморазоблачения.
- Нелепость, абсурд.
- Завышенные претензии.
- Намёк.
- Нерезонный упрёк.
- Скороговорка с перебивкой речи.
- Маска.
- Фарс.
- Оговорка.
- "Табельные” замечания.
- "Забавная” логика.
3. Замечания о речи городничего:
- городничий разговаривает с чиновниками, то есть со своими;
- он делает им замечания, даёт советы;
- в выражениях не стесняется ("Эк куда хватили!”, "Сделает такую рожу”, "беда, если старый чёрт”);
- чаще всего восклицательный характер предложений;
- начальственный тон, затем нотки страха.
4. Выводы из наблюдений за речью городничего:
- это речь разговорного стиля, насыщенная просторечными, порой грубыми словами;
- это речь начальника, не привыкшего считаться с подчинёнными и стесняться в выражениях;
- это речь малообразованного, грубого человека, злоупотребляющего властью.
II. Комментированное чтение второго действия комедии.
Явление 1. Читать с начала до слов: "...вот тебе и доигрался”. От: "Одно плохо...” до: "...в картишки играет”.
Явление 2. Пересказ и чтение от: "Ещё, говорит...” до конца явления.
Явление 3, 4. Пересказ.
Явление 5. Чтение.
Явление 6. Читать реплики Хлестакова — жалобы на обед.
Явление 7. Сообщение о приезде городничего.
Явление 8. Чтение без купюр.
Явление 9. Пересказ.
Явление 10. Чтение с некоторыми купюрами.
III. Обобщение наблюдений.
1. Сюжет.
Продолжается развитие действия. Городничий приезжает к Хлестакову и приглашает его к себе, даёт ему взятку.
2. Элементы комического изображения.
- Жизнеописание Хлестакова.
- Контраст мечты и реальности.
- Сочетание страха и гонора.
- Текст вслух и в сторону, разница между ними.
- Нежелательные ассоциации.
- Фарс (падение Бобчинского).
3. Речь героев:
- определяется ситуацией;
- у городничего речь-маска;
- Хлестаков искренен в речи.
Домашнее задание.
Читать и пересказывать третье действие, составить план.
Урок 3
"Коронование” Хлестакова. Комментированное чтение третьего действия.
Цели:
- Определить композиционное значение третьего действия.
- Продолжать наблюдения над текстом по выбранным направлениям.
I. Работа над усвоением содержания третьего действия.
1. Краткий пересказ содержания явлений с 1 по 4.
2. Чтение из явления 2 реплики Анны Андреевны о записке, написанной её мужем на счёте Хлестакова. Определение этого комического приёма как накладки текстов.
3. Чтение явлений 5 и 6 (15 минут).
4. Краткий пересказ явлений 7, 8, 9, 10, 11.
II. Беседа по содержанию третьего действия.
1. Ранее мы наблюдали правдивость Хлестакова в рассказе о себе. Соблюдает ли он верность правде теперь? Почему?
- Нет. Он фантастически врёт. Заметно, что он пускает пыль в глаза, невольно возвышает себя и в своих, и в чужих глазах.
2. О чём он врёт?
- Начальник отделения с ним на дружеской ноге.
- Его хотели сделать коллежским асессором.
- Сторож бежит за ним почистить сапоги.
- С Пушкиным на дружеской ноге.
- Много насочинял.
- Дом у него первый в Петербурге.
- Он бывает на великолепных балах.
- Играет в вист с разными посланниками.
- Живёт в бельэтаже.
- Управлял департаментом.
- Его сам государственный совет боится.
- Его приняли за главнокомандующего.
3. Как характеризует Хлестакова его речь?
- В ней перепутаны разные стили:
а) романтическая "светская” болтовня ("Привыкли жить... в свете и вдруг очутиться в дороге”; "грязные трактиры”, "мрак невежества”);
б) чиновничье-канцелярский жаргон ("Извольте, господа, я принимаю должность”, "...для письма, этакая крыса...”);
в) книжно-сентиментальный стиль ("Да, деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки”);
г) разговорно-бытовые просторечия ("И странно: директор уехал — куда уехал, неизвестно”).
- Речь Хлестакова показывает его полное безмыслие, он часто противоречит сам себе и не замечает этого, у него действительно лёгкость необыкновенная в мыслях.
4. Чем в композиционном отношении является сцена вранья?
- Кульминацией.
5. Почему можно сказать, что Хлестакова "короновали”?
- Чиновники, в том числе и городничий, верят Хлестакову и трепещут перед ним. Городничий пытается даже заручиться поддержкой слуги Хлестакова Осипа, хитро не выдававшего хозяина.
III. Обобщение наблюдений.
1. Сюжет. Кульминация. Враньё Хлестакова.
2. Элементы комического.
- Накладки текстов.
- Путаница (в пословице).
- Ирония и намёк.
- Гротеск вранья Хлестакова.
Домашнее задание.
Прочитать и пересказать четвёртое действие.
Урок 4
Триумф и падение городничего. Возмездие. Комментированное чтение четвёртого действия.
Цели:
- Завершить наблюдение за событиями и героями комедии.
- Составить композиционный план комедии.
I. Обзор содержания четвёртого действия.
Картина 1. Парад чиновников:
- совет Аммоса Фёдоровича представляться поодиночке;
- признание Хлестакова в довольстве такой жизнью;
- судья Ляпкин-Тяпкин робко даёт взятку "ревизору”;
- Хлестаков сам просит у почтмейстера взаймы 300 рублей;
- Артемий Филиппович доносит на судью, почтмейстера, смотрителя училищ, рассказывает о своей семье, даёт деньги Хлестакову в ответ на его просьбу;
- Хлестаков просит у Добчинского 1000 рублей, но довольствуется и 65 рублями от него и его приятеля;
- Добчинский просит о своём незаконорожденном сыне;
- Бобчинский просит известить о нём в Петербурге;
- Хлестаков намерен написать Тряпичкину об этом дурачье;
- Осип советует ехать.
Картина 2. Хлестаков и жалобщики.
- Купцы. Слесарша. Унтер-офицерша. Остальных прогнали. Смена реакций Хлестакова на жалобы.
Картина 3. Волокитство Хлестакова. Ухаживание за Марьей Антоновной. Предложение Анне Андреевне. Мольба о благословении на брак. Приятная новость для городничего.
Картина 4. Проводы Хлестакова.
II. Обобщение.
1. Чем являются данные события в сюжетном плане?
- Элементами в развитии действия.
2. Что создавало комический эффект в этих сценах?
- "Наивные” саморазоблачения героев.
- Нарастающий "разгул” Хлестакова, его раскованность и откровенность.
- Серьёзное восприятие его слов и действий, восприятие видимого как желаемого.
III. Комментированное чтение пятого действия.
Явление 1. Читать (угрозы и мечты).
Явление 2. Читать (брань городничего).
Явления 3–7. Пересказать визиты и поздравления, показать контраст между внутренними побуждениями и внешним выражением.
Явление 8. Читать с купюрами; письмо Хлестакова и самобичевание городничего.
IV. Обобщение.
1. Чем является пятое действие в композиционном отношении?
- Кульминацией и развязкой.
2. Комические элементы здесь есть? В чём они?
- Алогизм в действиях героев (IV д.).
- Откровенные мечты.
- Гиперболизм хвастливости городничего.
- Контраст речей — брани, ругани — и высоты положения.
- В маске и без маски.
- Точные характеристики чиновников в письме Хлестакова.
- Самохарактеристика городничего.
3. Как вы можете охарактеризовать речь городничего?
- Она полна грубых простых слов, бранных выражений, оскорбительных оборотов;
- герой скинул маску почтенного начальника города, беззастенчиво демонстрировал свою грубость, бескультурье, невыдержанность.
V. Композиционный план комедии.
Завязка. Известие о приезде ревизора.
Развитие действия.
- Распоряжения городничего чиновникам. Новость из гостиницы.
- Указания для полиции.
- Визит городничего в гостиницу.
- Осмотр Хлестаковым богоугодных заведений. Хлестаков в доме городничего.
- Парад чиновников и жалобщиков.
- Сватовство Хлестакова.
Кульминация. Враньё Хлестакова и торжество городничего.
Развязка. Письмо Хлестакова Тряпичкину, известие о приезде настоящего ревизора.
Домашнее задание
Воспроизвести содержание комических элементов, читать по ролям любую сцену.
Уроки 5 и 6
"Сквозь видимый миру смех...” Карнавал как основа комедии «Ревизор».
Цели:
- Систематизировать полученные на уроках комментированного чтения знания элементов комического изображения.
- Показать особенность комической основы пьесы Гоголя.
- Помочь усвоить основной признак категории комического в искусстве.
I. Вступительное слово учителя.
Изображённое в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» в своих истоках имеет карнавальное народное действо, в котором всё наоборот: серьёзное становится легкомысленным, грустное — смешным, высокое — низким и наоборот.
Главным ведущим моментом карнавала становится "увенчание–развенчание” чего-либо или кого-либо, вызывающее смех толпы.
II. Определение метода работы над воспроизведением сцен карнавала.
Опыт режиссёрского комментария карнавальных сцен с точки зрения комического эффекта, попытки инсценирования отдельных моментов карнавала.
III. Воспроизведение карнавальных сцен.
Обсуждение | Выводы |
1. Как автор познакомил нас с героями?
2. Зачем автор так поступил?
3. Какую реакцию вызвало среди чиновников города известие о приезде ревизора?
Так мы и назовём 1-ю сцену. 4. В чём он проявляется?
5. Согласны ли чиновники с тем, как неприглядно выглядят подведомственные им заведения? Собираются ли они наводить порядок?
6. Что ускорило переполох? Почему никто не насторожился?
|
Сцена 1. Переполох в городе.
1. Развенчание героев в их фамилиях. 2. Саморазоблачение героев и выбор масок. 3. Сплетня друзей и "убедительный” вывод. Сверхзадача актёров — показать, что комический эффект возникает из-за несообразности положения, в которое попали чиновники, так как у страха глаза велики. |
1. Кто и как острее других среагировал на сплетню помещиков?
2. В чём выражается эта суета? Чтение в лицах явлений 4 и 5 действия 1-го. |
Сцена 2. Суета городничего.
Всё наоборот. |
1. Как Гоголь изобразил "ревизора”?
2. Что понял зритель из этих сцен?
3. Покажите контраст между его положением и претензиями. См. явления 5, 6 действия 2-го. |
Сцена 3. Выход на арену героя.
И это король? |
1. Как Хлестакова "поставили” в "короли”?
Покажите, например, как Земляника искал похвалы и опростоволосился. См. явление 5 действия 3-го. |
Сцена 4. Коронование героя.
"А король-то голый!” |
1. Как городничий вёл себя во главе свиты?
2. Как он выглядел в своём выдуманном торжестве?
3. Когда он прозрел, кого он винил?
|
Сцена 5. В шутовском колпаке.
"На зеркало неча пенять...” |
IV. Обобщение.
1. Сделав обзор элементов комического изображения, скажите теперь, почему же возникает такой сильный, выразительный комический эффект?
Комплексный эффект возникает из-за чёткого несоответствия настоящего и воображаемого:
- чиновники, желая угодить важной персоне, ублажали пустого Хлестакова, совершенно случайного человека;
- они все хотели обмануть, а обманулись сами;
- голодающий и безденежный мелкий чиновник был вознесён "до небес”;
- городничий воображал уже себя генералом, а оказался в дураках.
Основой этого несоответствия является в комедии «Ревизор» алогизм, то есть нарушение логических связей.
2. В чём же состоит этот алогизм в комедии Гоголя?
- Пустого, никчёмного человека "без царя в голове” приняли за важную персону, прославили его, и сами оказались в нелепом положении.
3. В чём смысл появления жандарма?
- Это знак возмездия за обман.
4. Сопоставьте идейный замысел Гоголя в комедии и его воплощение.
- Гоголь действительно собрал всё дурное в России и посмеялся над ним. Но ему и печально. "Сквозь видимый миру смех незримые миру слёзы” чувствуются в пьесе, в позиции автора.
Домашнее задание.
Подготовить рассказ о чиновниках и других обитателях города, их взаимоотношениях.
Урок 7
Уездный город, его правители и обитатели.
Цели:
- Обобщить знания учащихся о героях комедии "Ревизор”, систематизировать наблюдения.
- Понять смысл утверждения о бессмертии комедии.
I. Беседа по теме урока.
1. Что говорится в комедии о местонахождении города?
- Это не пограничный город.
- Далеко от столицы.
- Находится на пути из Петербурга в Саратовскую губернию.
2. Какова система образов?
Чиновники: городничий, судья Ляпкин-Тяпкин, Земляника, Шпекин, Хлопов.
Полиция: Уховертов, частный пристав, Свистунов, Пуговицин, Держиморда.
Обитатели: помещики, доктор Гибнер, купцы, просители, слесарша, унтер-офицерша, слуги.
3. Какие отношения складываются между этими группами героев и внутри них?
1) Между чиновниками и обитателями города — конфликтные отношения:
- городничий грабит купцов, забривает мужа слесарши, приказывает наказать постоем провинившихся купцов, грабит казну, берёт взятки, не вникает в суть дела;
- судья в основном занят охотой, равнодушен к делам;
- больных не лечат;
- работу училищ никто не понимает;
- письма на почте распечатывают;
- на улицах грязь;
- берут взятки и дают их.
Вывод: чиновники меньше всего обеспокоены делом и злоупотребляют служебным положением ради собственных выгод.
2) Между полицией и жителями города — враждебные отношения:
- Держиморда ставит "фонари” и правому и виноватому;
- арестантам не дают провизии;
- унтер-офицершу так побили, что два дня не могла сесть;
- жалобы не рассматривали, взятки брали.
3) Между чиновниками — недоброжелательные отношения:
- показное уважение к начальству, лесть;
- угодничество, доносы;
- вражда, зависть, недоверие.
Вывод: правители города изображены как корпорации воров и грабителей. Их объединяет возможность обогащаться и разъединяет жажда преуспеть в этом больше других.
4. Какое событие выявляет такие общие конфликтные отношения в городе?
- Приезд ревизора.
5. Что заставляет правителей города и обитателей объединиться?
- Приезд ревизора. Обитатели объединяются, чтобы вместе жаловаться на правителей, а те договариваются быть вместе для обмана ревизора.
6. Чем сменяется конфликт начальства с народом?
- Другим конфликтом — конфликтом с призраком.
II. Обобщение.
1. Какой уездный город нарисовал Гоголь?
- Обычный и безобразный. Это сборный (типичный) город.
2. Укажите на основные злоупотребления ("безобразия”).
- Беспорядок в городе и его учреждениях.
- Казнокрадство, взяточничество.
- Беззаконие, произвол.
- Мошенничество, низкий уровень морали.
3. Ситуация комедии «Ревизор» является характерной только для России эпохи Николая I?
- К сожалению, нет. Она встречается и сейчас. В этом и состоит бессмертие комедии «Ревизор».
Домашнее задание.
Подготовить рассказ о городничем и Хлестакове.
Урок 8
Мастерство Гоголя в изображении городничего и Хлестакова, в создании их речевых характеристик.
Цели:
- Систематизировать наблюдения за героями.
- Учить анализировать речь героев.
I. Рассказы учащихся о городничем (1-й вариант) и Хлестакове (2-й вариант).
ГОРОДНИЧИЙ
План ответа.
- Положение в городе.
- Грехи городничего.
- Отношение к Хлестакову.
- Торжество и падение.
Характеристика.
- Отношение к власти как средству обогащения.
- Произвол и беззаконие.
- Трусость и угодничество по отношению к начальству.
- Грубость и низкий уровень образования.
ХЛЕСТАКОВ
План ответа.
- Социальное положение.
- Причина задержки в городе.
- Поведение в неожиданной ситуации:
- страх быстро сменяется нахальством;
- вранье приобретает гиперболические размеры;
- поступки необдуманны, непоследовательны, но выгодны.
Характеристика (см. черты хлестаковщины ниже).
II. Чтение замечаний автора о героях для господ актёров, соответствие этих замечаний нашим наблюдениям.
III. Размышления о хлестаковщине.
Хлестаковщина — это:
- Безудержное, непомерное хвастовство.
- Трусость перед сильными и наглость в отношении к слабым.
- Полная бездумность, легкомыслие, бездуховность.
IV. Чтение в лицах (действие II, явление 8), наблюдение за речью героев и выводы о мастерстве речевых характеристик.
- Речь героев определяется ситуацией, меняется в зависимости от неё.
- Речь героев — показатель их положения и личности.
V. Обобщение.
ГОРОДНИЧИЙ
По отношению к подчинённым он находится в обычной, естественной для него речевой ситуации, поэтому:
- он привык распоряжаться, указывать, делать замечания, устраивать разносы, ругать, не церемониться;
- он не стеснялся в выражениях, допускал грубые просторечные обороты, типа: "...кто-нибудь сдуру ляпнет”, оскорбительные для собеседника слова;
- предложения в основном короткие, несложные, часто восклицательные;
- тон разговора в основном грубый, повелительный, властный, не допускающий возражений.
Это речь малообразованного человека.
По отношению к Хлестакову положение городничего в речи меняется на противоположное, поэтому:
- он просит, извиняется, раскаивается, объясняет в страхе, уговаривает, льстит;
- тщательно выбирает наиболее культурные слова, подходящие для общения с важной персоной;
- предложения более длинные, так как приходится пространно изъясняться;
- тон уважительный, угодливый.
Это речь обманщика.
ХЛЕСТАКОВ
Не имеет царя в голове, поэтому часто говорит то, что взбредёт в голову. Но он "нахватался” по верхам кое-чего, поэтому иногда умеет пустить пыль в глаза, меняет стиль речи:
- во-первых, по отношению к дамам;
- во-вторых, при первой встрече с городничим;
- в-третьих, в сцене вранья; в речи его слова в основном разговорно-просторечные, порой грубые; предложения подчас неправильно построены; тон самый безалаберный.
Это речь пустого, никчёмного человека.
Домашнее задание.
Подготовиться к письменной работе «Речевые характеристики героев».
Урок 9
Развитие речи. Речевая характеристика героя.
Цели:
- Показать порядок анализа речи героя.
- Проверить умение учащихся на основе анализа речи героя делать выводы о его характере.
I. План работы и комментарии учителя к нему.
- К кому обращена речь?
- О чём говорит герой?
- Каков подбор слов?
- Каков характер предложений?
- Каков тон речи?
Вывод
Черты характера героя, выразившиеся в этой речи.
Варианты работы.
1-й вариант — Городничий:
- действие II, явление 8;
- действие V, явление 8.
2-й вариант — Хлестаков:
- действие II, явление 2;
- действие III, явление 6.
Домашнее задание.
Подготовиться к внеклассному чтению "петербургских повестей” Гоголя.
**************************************
Задачи:
- Сформулировать вопросы о связи деятельности чиновников и благополучной жизни города.
- Вызвать желание бороться со всем "дурным России”, пороками людей.
- Открыть глубинный смысл гоголевского произведения.
Оборудование:
иллюстративный материал к комедии (портреты чиновников); ромашка, на лепестках которой написаны фамилии чиновников; цилиндр с "записками”, карточки с заданиями.
Эпиграф: " В "Ревизоре” я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем… Сквозь смех… читатель услышал грусть…”
Ход урока
I. Организационный момент
На доске размещены портреты героев комедии, ромашка, записан эпиграф
II. Объявление темы и целей урока.
– Сегодня на уроке мы попробуем открыть истинный смысл комедии.
III.
1)
– Где происходит действие комедии?
– Почему у этого города нет названия?
– Что вам известно об этом городке?
2) Во главе каждого городского заведения стоят чиновники.
– Кто такие чиновники?
Словарь С. И. Ожегова.
Чиновник – государственный служащий, имеющий чин, служебное звание.
– Чиновники – виновники всех событий, происходящих в городе, а также "виновники” нашего сегодняшнего урока.
Об образе города и состоянии дел в различных учреждениях мы можем судить по поступкам и поведению тех, кто управляет им.
Все чиновники на протяжении всего действия комедии держатся вместе и только, когда дают взятку, разъединяются. Почему?
– Мы разъединим их сегодня второй раз.
3) Ученики разбирают из цилиндра свернутые записочки с характеристиками чиновников города N.
– Найдите хозяина художественной детали.
Антон Антонович Сквозник– Дмухановский
- Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало;
- " Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие: не сделайте несчастным человека”;
- купцов постоем заморил, хоть в петлю полезай”;
- в немой сцене он стоит посередине в виде столба с распростертыми руками и запрокинутой назад головой;
- ему принадлежит фраза: " Чему смеетесь? над собой смеетесь!..”
- женат, имеет взрослую дочь.
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин
- " Человек, прочитавший пять или шесть книг”;
- берет взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в церковь не ходит;
- " говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют”;
- судья, коллежский асессор;
- с 1816 года был избран на трехлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени;
- предлагает "подсунуть” деньги Хлестакову.
Артемий Филиппович Земляника
- У него было пять детей: Николай, Иван, Елизавета, Мария и Перепетуя;
- Попечитель богоугодных заведений;
- " очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут”;
- " Человек простой: если умрет, так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет”;
- "совершенная свинья в ярмолке”.
Лука Лукич Хлопов
- Робеет перед дверями комнаты Хлестакова, весь дрожит и не может выговорить ни слова, а затем летит бегом из комнаты;
- Смотритель училищ;
- Имеет чин титулярного советника;
- " протухнул насквозь луком”;
- один из его подчиненных " никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу”.
Иван Кузьмич Шпекин
- " Точь – в – точь департаментский сторож Михеев, должно быть, также, подлец, пьет горькую”;
- " простодушный до наивности человек”;
- "совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживает”;
- в разговоре с Хлестаковым все время повторяет фразу: " Так точно– с”;
- почтмейстер, надворный советник
Узнав чиновника. Ребята собираются по группам и получают задание.
Один человек соединяет детали "записочек” и создает характеристику чиновника. Остальные обсуждают предложенные вопросы. Секретарь записывает основные положения и готовит связанный ответ. (Роли в группе учащиеся распределяют сами)
Задания:
Земляника
– Как и зачем Земляника сообщает Хлестакову о непорядках в городе?
– Почему Земляника не доносит на городничего?
– Почему он представился ревизору последним?
Шпекин
– Как обстоят дела на почте?
– Почему он распечатывает письма?
– Почему Гоголь в "Замечаниях для господ актеров” дает ему такую характеристику: "Простодушный до наивности человек”? Докажите это.
Ляпкин-Тяпкин
– Можно ли по фамилии судьи дать ему характеристику? Какую?
– Как обстоят дела в присутственных местах?
Сквозник-Дмухановский
– Он говорит: "Нет человека, который бы за собой не имел каких-нибудь грехов”. Какие грешки водятся за городничим?
– Почему городничий поверил, что Хлестаков – ревизор?
Хлопов
– Почему Хлопову не дается характеристика в "Замечаниях для господ актеров”?
– Составьте "Замечания” к его образу.
5) Ответы детей
6) Возвращение к эпиграфу урока
– Прочитайте эпиграф и ответьте письменно на вопрос: "О чем грустит Гоголь”?
Итогом урока являются ответы детей, которые зачитывает учитель, отмечая вместе с классом самые удачные из них
IV. Домашнее задание:
"Сильные” ученики знакомятся с Развязкой "Ревизора” и пишут мини – сочинение "Каким я хочу видеть свой душевный город”? Остальные – сочинение-миниатюру "Что будет рассказывать Хлестаков соседям-помещикам о своем пребывании в городе N”?
Н. В. Гоголь. Развязка " Ревизора” ( 1846)
" Всмотритесь – ка в этот город, который выведен в пьесе! Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России: не слыхано, чтобы где были у нас чиновники все до единого такие уроды: хоть два, хоть три бывает честных, а здесь ни одного. Словом, такого города нет. Не так ли? Ну, а что, если это наш же душевный город и сидит он у всякого из нас? Нет, взглянем на себя не глазами светского человека, – ведь не светский человек произнес над нами суд, – взглянем хоть сколько – нибудь на себя глазами Того, Кто позовет на очную ставку всех людей, перед Которым и наилучшие из нас, не позабудьте этого, потупят от стыда в землю глаза свои, да и посмотрим, достанет ли у кого – нибудь из нас тогда духу спросить: " Да разве у меня рожа крива?” Чтобы не испугался он так собственной кривизны своей, как не испугался кривизны всех этих чиновников, которых только что видел в пьесе! "…” не о красоте нашей должна быть речь, но о том, чтобы в самом деле наша жизнь, которую привыкли мы почитать за комедию, да не кончилась бы такой трагедией, какою не кончилась эта комедия "…”.Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто это ревизор? Что прикидываться! Ревизор этот – наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором никто не укроется "…” Лучше же сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее. На место пустых разглагольствований о себе и похвальбы собой да побывать теперь же в безобразном душевном нашем городе, который в несколько раз хуже всякого другого города,– в котором бесчинствуют наши страсти, как безобразные чиновники, воруя казну собственной души нашей! В начале жизни взять ревизора и с ним об руку переглядеть все, что ни есть в нас,– настоящего ревизора, не подложного, не Хлестакова! "…” Клянусь душевный город наш стоит того, чтобы подумать о нем, как думает добрый государь о своем государстве. Благородно и строго, как он изгоняет из земли своей лихоимцев, изгоним наших душевных лихоимцев! Есть средство, есть бич, которым можно выгнать их "…” Смехом, которого так боятся все низкие наши страсти! Смехом который создан на то, чтобы смеяться над всем, что позорит истинную красоту человека…”
Источники
http://www.youtube.com/watch?v=VZWISOHOwV4
http://www.youtube.com/watch?v=tktJ7w9yr08
http://www.youtube.com/watch?v=g1-3m4SMdH8
http://www.youtube.com/watch?v=3NBs1ovfQwE
http://zvonoknaurok.ru/load/russkaja_literatura/konspekty_urokov/gorod_n_v_bessmertnoj_komedii_gogolja_quot_revizor_quot/5-1-0-127 - конспект
http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/konspekty_urokov_russkogo_jazyka/russkaja_literatura/priroda_komicheskogo_v_pese_n_v_gogolja_revizor/6-1-0-2145 - система уроков
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.