9 класс. Литература. Н.В.Гоголь.

9 класс. Литература. Н.В.Гоголь.

Комментарии преподавателя

Разоблачение  пороков чиновничества в пьесе

 Н.В. Гоголя «Ревизор».

Цели урока:

  1. развивать навыки анализа текста, характеристики героев, языковых средств и приёмов автора для характеристики персонажей;
  2. выявить пороки чиновников уездного города, увидев в них объект острой критики и сатиры автора;
  3. закрепить знания литературоведческих терминов, относящихся к драматическому роду литературы, умение пользоваться ими;
  4. развивать творческие способности учащихся.

Методические приёмы и методы:

1.работа по группам,

2.тестирование,

3.составление  таблицы и работа с ней,

4.характеристика персонажей,

5.беседа,

6.ответы на вопросы викторины,

7.словарная работа,

8.постановка себя на место героя.

Оформление доски:

1.портрет Н.В. Гоголя;

2.эпиграф к уроку: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я знал, все несправедливости…и за одним разом посмеяться над всем»,

3.иллюстрации к комедии из «Школьного альбома» ( чиновники уездного города),

4.материал для теста,

5.тексты предложений, которые предстоит закончить на уроке,

6.домашнее задание.

                              Ход урока

Вступительное слово учителя.

       Говоря о создании комедии «Ревизор» на предыдущем уроке, мы с вами узнали о том, какую цель ставил перед собой её автор Н.В. Гоголь, приступая к работе над пьесой. В «Авторской исповеди» Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, все несправедливости…и за одним разом посмеяться над всем».

       Именно эти слова я взяла эпиграфом к нашему уроку, тема которого «Разоблачение пороков чиновничества в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор». И ставлю нашей общей задачей, работая с текстом, выяснить, какие же пороки современного ему общества раскрывает в своей комедии великий драматург, над чем он решился «посмеяться одним разом».

Предварительная работа с текстом.

Слово учителя.  Читать пьесу сложно. В сентябре вы говорили мне, что прочитали  комедию, но не совсем поняли. Я вам верю. Это, действительно, трудно.

            Известный драматург К.С. Станиславский советовал « читать пьесу просто, но с хорошим пониманием сути, главной линии её внутреннего развития». Мы с вами последуем его совету, опираясь на утверждение Станиславского, что «лучший способ познать пьесу – это проследить: как зарождается и развивается конфликт, за что и между кем ведётся борьба, какие группы борются и во имя чего? Какую роль играет в этой борьбе каждый персонаж, каково его поведение?»

           Давайте сейчас обратимся к самой первой реплике пьесы (Д1, я.1) и внимательно её прочитаем: «…я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор».

Вопросы и задания классу.

1.Какое слово данной реплики кажется вам ключевым, несёт главную информацию? Почему? (Ученики: ревизор, т.к. оно содержит главное сообщение – приезд ревизора, т.к. пьеса названа «Ревизор», т.к. в русском языке главное слово обычно ставится в конец предложения).

2.Я подчеркнула в словах Городничего ещё 3 слова, тоже, по-своему очень важных: пригласил, пренеприятное, к нам. Какую информацию несут они читателю? (Ученики: пригласил – т.к. чиновники первые лица города, уважаемые люди, обличённые властью; пренеприятное – приставка пре-  употреблена в значении «очень»; к нам – объединяет собравшихся, делает их сообщниками. Помогает определить будущий конфликт между тем, кто «с» Городничим, а кто «против».)

3.Кто же в комедии «против» Городничего и чиновников? (ученики: ревизор, он будет вскрывать недостатки в исполнении их служебных обязанностей; купцы и горожане, т.к. они могут нажаловаться на притеснения, произвол и поборы; сам город с его беспорядками и нарушениями.)

Учитель (подводит итог работы со словом). Работая над одной фразой, мы с вами сумели определить конфликт, увидели, как происходит завязка действия.

      Существует мнение, что в комедии «Ревизор две завязки: одна из них заключена в первой реплике городничего, другая с приходом Бобчинского и Добчинского и их сообщением, что ревизор в городе. На одном из следующих уроков, посвящённом композиции пьесы. Мы увидим и две развязки в развитии действия. Сегодня же поговорим о том, что мог увидеть приехавший ревизор в уездном городе и что испытывают собравшиеся, слыша «пренеприятное известие». (Ученики: все собравшиеся испытывают страх, об этом говорят и их слова, и реплики в сторону; страх объединяет героев;  и Городничий, и чиновники едины в своём желании: скрыть недостатки, обезвредить ревизора, сохранить свою должность).

    Разоблачение пороков чиновничества в пьесе.

1.Слово учителя. Итак, мы приступаем к главной теме нашего разговора – разоблачению  пороков чиновников. В работе над этой проблемой вам помогут таблицы, которые вы составляли дома, работая по группам. Каждая группа получила задание – выбрать материал об одном из главных лиц в городе в соответствии с графами таблицы и заполнить её примерами  и цитатами из текста. Чтобы вспомнить городские учреждения и ведомства, а также их руководителей, проведём небольшой тест.

Задание к тесту: соединить имена чиновников и их должности.

Антон Антонович Сквозник-                                   Смотритель училищ

Дмухановский                                           

Аммос Фёдорович  Ляпкин-Тяпкин                      Почтмейстер

Артемий Филиппович Земляника                           Судья

Лука Лукич Хлопов                                                    Попечитель богоугодных заведений

Иван Кузьмич Шпекин                                              Городничий

  1. Слово учителя. А сейчас я хочу предложить вам вопросы викторины, составленные из реплик персонажей. Ответив на вопрос, кому из героев принадлежат слова, ваша группа получит цитату и присоединит её к найденным дома самостоятельно.

Викторина «Кому из героев комедии принадлежат эти слова?» (см. «Приложение к уроку №1».)

( Учитель проводит викторину, отдаёт напечатанные цитаты группам в соответствии с именем героя, пополняя материал о нём.)

 

  1. Работа с таблицей (см. «Приложение к уроку №2.)

Слово учителя.  Решая тест, мы вспомнили имена чиновников и ведомства, которыми они руководят. Отвечая на вопросы викторины – получили цитаты, характеризующие чиновников и их отношение к своим обязанностям. Теперь обратимся к вашим таблицам и дадим более подробные характеристики героям. Напомним её графы. (Ученики читают названия колонок, рассказывают о том, что им удалось найти о своём герое в соответствии  с таблицей, выполняя домашнее задание. Ребята из других групп и учитель дополняют сказанное. К концу работы должна получиться таблица, с необходимым материалом обо всех чиновниках города. См. Приложение №1.)

  1. Рассказ об одном из чиновников.

(Ученики  по одному из группы рассказывают о своём чиновнике, используя материалы таблицы и цитаты,  полученные при решении викторины.)

      5.   Работа над заданием «Закончи предложение».

Слово учителя. Чтобы сделать вывод о состоянии ведомств и порядках в уездном городе, давайте закончим данные предложения, полученный вывод запишем в тетрадь под таблицей.

                                         1-ая

Чиновники исполняют свои обязанности  ………………(халатно),

используют своё служебное положение для…………(обогащения, развлечений, произвола),

законы и предписания ……………(не соблюдают),

городское хозяйство …………… (запущено, в беспорядке).

                                       2-ая

В городе царят

      с одной стороны                                                        с другой стороны

самоуправство, взяточничество,                              бесправие, унижения,

неразбериха, казнокрадство,                                     низкий уровень жизни,

хищения, бесконтрольность,                                    плохое медицинское обслуживание,

произвол, безнаказанность,                                     низкое качество образования.

К кому относятся эти слова? (к чиновникам и жителям города)

Учитель. Ответив на этот вопрос, вы убеждаетесь, что конфликт развивается.

7. Вопросы и задания классу.

- Какой выход из сложившейся ситуации видит городничий? Что советует чиновникам? На что направлены его действия? (изменить внешнюю сторону, скрыть недостатки, пустить пыль в глаз; цель чиновников – предохранить своё ведомство от настоящей ревизии и обезопасить себя )

 -   Как это сделать?  (Земляника: «Подсунуть…между четырёх глаз и того…чтобы и уши не слыхали! Вот  как в обществе благоустроенном делается!»)

 -  Вспомните слова Городничего, говорящие о том же самом. (Ученики. «Нет  человека, который бы за собой не имел каких-нибудь грехов».)

Учитель помогает сделать общий вывод: Это ещё раз подтверждает, что уездный город в пьесе Гоголя – лишь часть общества, где обман, произвол, взяточничество, казнокрадство и т.п. в порядке вещей, это те  самые «несправедливости» в России, о которых говорил драматург, приступая к комедии.

Учитель: Именно так  понял истинный смысл комедии «Ревизор» Николай I. Выходя из ложи театра после просмотра премьеры спектакля, он заметил: « Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех». (19 апреля, 1836 год, Александрийский театр, Петербург.)

      Хлестаков оказался ложным ревизором, но в финале пьесы (в Явлении последнем) мы узнаём, что в город приехал и проживает в нём 2 недели настоящий ревизор.

      «Что произойдёт в городе после приезда настоящего ревизора?» - этот вопрос станет одной из тем вашей будущей письменной работы после изучения пьесы. А ответить на него вам помогут материалы сегодняшнего урока, которые вы оформите в своих тетрадях.

Домашнее задание.

 - творческое задание по материалам урока: нарисовать иллюстрацию или шаржи к теме «Чиновники уездного города»; сочинить частушку или частушки на эту же тему; написать продолжение или римейк пьесы «Ревизор».

 -  опережающее задание к следующей теме: перечитать Д.2,3 и приготовить рассказ о Хлестакове по плану:

      1.   Что нам известно о прошлом Хлестакова?

      2.   Каковы жизненные идеалы Хлестакова и чем они определяются?

3.    Что побуждает Хлестакова рассказывать о себе небылицы?

Заключительный этап урока.  Общее впечатление о работе класса, групп, выставление оценок.

                                                          Приложение №1

                         Характеристика чиновников уездного города

 

   Имя чиновника

 

 

 

Сфера городской жизни, которой он руководит

 

Информация о положении дел в этой сфере

 

Характеристика героя по тексту

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Городничий: общее управление, полиция, обеспечение порядка в городе, благоустройства

Берёт взятки, попустительствует в этом другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются

«Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало»; черты лица грубы и жёстки; грубо развитые склонности души.  «Смотри, у меня ухо востро!.. не

по чину берёшь!» Купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай». В немой сцене: «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!..»

Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин

Судья

Занимается больше охотой, нежели судопроизводством. Заседатель вечно пьян.

Человек, прочитавший пять или шесть книг»,  берёт взятки «борзыми щенками».

«Я вот уже 15 лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну».

Артемий Филиппович Земляника

Попечитель богоугодных заведений

«Больные как мухи…выздоравливают», кормят их прокисшей капустой, лекарств дорогих не употребляют.

«Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но притом проныра и плут, «совершенная свинья в ермолке»; предлагает подсунуть «ревизору» взятку, доносит ему на других чиновников.

«Человек простой: если умрёт, то и так умрёт; а если выздоровеет, то и так выздоровеет».

Лука Лукич Хлопов

Смотритель училищ

Один учитель «скроил такую рожу» , другой при объяснении «не помнит себя… хвать стулом об пол». «Умный человек – или пьяница, или рожу состроит хоть святых выноси».

«Не приведи Бог служить по учёной части! Всего боишься; всякий мешается, всякому хочется учёность показать, что он тоже умный человек». «Я, признаюсь. так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык, как грязь, завязнул».

Иван Кузьмич Шпекин

Почмейстер

«Посылки задерживаются», «дела в большом запущении», письма вскрываются.

«Простодушный до наивности человек», вскрывает чужие письма «из любопытства».

 

Приложение №2

                                                  Викторина.

    Кому из героев комедии «Ревизор» принадлежат эти слова?

  1. «С тех пор, как я принял начальство,…все как мухи выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров…»
  2. «…на днях…он скроил такую рожу, какой я никогда ещё не видывал. Он её сделал от доброго  сердца, а мне выговор…»
  3. « Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя».
  4. «Это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете».
  5. «Чтобы всё было прилично: колпаки были бы чистые, и больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему».
  6. «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!..»
  7. « Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками».
  8. «Не приведи Бог служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек».
  9. «Подсунуть… да между четырёх глаз и того… как там следует – чтобы и уши не слыхали! Вот как в обществе благоустроенном делается!»
  10. «Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов».
  11. «Пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку –а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда, а что неправда».
  12. «Больным велено габерсуп давать, а у меня по всем коридорам несёт такая капуста, что береги только нос».
  13. «…если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела…А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась».
  14. «Только увидите, что идёт кто-нибудь с просьбою, а хоть и не с просьбою, да похож на такого человека, что хочет подать на меня просьбу, взашей так прямо и толкайте!»
  15. «Человек простой: если умрёт, то так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет».
  16. «…совершенно ничего не делает: дела в большом запущении, посылки задерживаются…»
  17. «В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак! Нечистота! Позор!»

«…он для порядка всем ставит фонари под глазами: и правому и виноватому».

Раздаточный материал

Закончите предложения и сделайте вывод о состоянии ведомств и порядках                     в уездном городе

  1. Городские чиновники выполняют свои обязанности ……………….. .
  2. ----  используют своё служебное положение для …………………..... .
  3. ---- законы и предписания ……………………………………………... .
  4. ---- городское хозяйство ……………………………………………….. .

В городе царят

с одной стороны                                          с другой стороны

 

самоуправство                                    бесправие

взяточничество                                   унижение

неразбериха                                        низкий уровень жизни

казнокрадство                                     плохое медицинское

безнаказанность                                  обслуживание

хищения                                               низкое качество образования

К кому относятся эти слова?

 

Источники

http://gvozdikova.ucoz.ru/load/literatura/konspekty_urokov/urok_issledovanie_po_literature_quot_polozhitelnyj_geroj_komedii_n_v_gogolja_quot_revizor_quot/9-1-0-60

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98707965 - конспект

Файлы