9 класс. Литература. Н.В.Гоголь.
9 класс. Литература. Н.В.Гоголь.
Комментарии преподавателя
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе
Н.В. Гоголя «Ревизор».
Цели урока:
- развивать навыки анализа текста, характеристики героев, языковых средств и приёмов автора для характеристики персонажей;
- выявить пороки чиновников уездного города, увидев в них объект острой критики и сатиры автора;
- закрепить знания литературоведческих терминов, относящихся к драматическому роду литературы, умение пользоваться ими;
- развивать творческие способности учащихся.
Методические приёмы и методы:
1.работа по группам,
2.тестирование,
3.составление таблицы и работа с ней,
4.характеристика персонажей,
5.беседа,
6.ответы на вопросы викторины,
7.словарная работа,
8.постановка себя на место героя.
Оформление доски:
1.портрет Н.В. Гоголя;
2.эпиграф к уроку: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я знал, все несправедливости…и за одним разом посмеяться над всем»,
3.иллюстрации к комедии из «Школьного альбома» ( чиновники уездного города),
4.материал для теста,
5.тексты предложений, которые предстоит закончить на уроке,
6.домашнее задание.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Говоря о создании комедии «Ревизор» на предыдущем уроке, мы с вами узнали о том, какую цель ставил перед собой её автор Н.В. Гоголь, приступая к работе над пьесой. В «Авторской исповеди» Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, все несправедливости…и за одним разом посмеяться над всем».
Именно эти слова я взяла эпиграфом к нашему уроку, тема которого «Разоблачение пороков чиновничества в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор». И ставлю нашей общей задачей, работая с текстом, выяснить, какие же пороки современного ему общества раскрывает в своей комедии великий драматург, над чем он решился «посмеяться одним разом».
Предварительная работа с текстом.
Слово учителя. Читать пьесу сложно. В сентябре вы говорили мне, что прочитали комедию, но не совсем поняли. Я вам верю. Это, действительно, трудно.
Известный драматург К.С. Станиславский советовал « читать пьесу просто, но с хорошим пониманием сути, главной линии её внутреннего развития». Мы с вами последуем его совету, опираясь на утверждение Станиславского, что «лучший способ познать пьесу – это проследить: как зарождается и развивается конфликт, за что и между кем ведётся борьба, какие группы борются и во имя чего? Какую роль играет в этой борьбе каждый персонаж, каково его поведение?»
Давайте сейчас обратимся к самой первой реплике пьесы (Д1, я.1) и внимательно её прочитаем: «…я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор».
Вопросы и задания классу.
1.Какое слово данной реплики кажется вам ключевым, несёт главную информацию? Почему? (Ученики: ревизор, т.к. оно содержит главное сообщение – приезд ревизора, т.к. пьеса названа «Ревизор», т.к. в русском языке главное слово обычно ставится в конец предложения).
2.Я подчеркнула в словах Городничего ещё 3 слова, тоже, по-своему очень важных: пригласил, пренеприятное, к нам. Какую информацию несут они читателю? (Ученики: пригласил – т.к. чиновники первые лица города, уважаемые люди, обличённые властью; пренеприятное – приставка пре- употреблена в значении «очень»; к нам – объединяет собравшихся, делает их сообщниками. Помогает определить будущий конфликт между тем, кто «с» Городничим, а кто «против».)
3.Кто же в комедии «против» Городничего и чиновников? (ученики: ревизор, он будет вскрывать недостатки в исполнении их служебных обязанностей; купцы и горожане, т.к. они могут нажаловаться на притеснения, произвол и поборы; сам город с его беспорядками и нарушениями.)
Учитель (подводит итог работы со словом). Работая над одной фразой, мы с вами сумели определить конфликт, увидели, как происходит завязка действия.
Существует мнение, что в комедии «Ревизор две завязки: одна из них заключена в первой реплике городничего, другая с приходом Бобчинского и Добчинского и их сообщением, что ревизор в городе. На одном из следующих уроков, посвящённом композиции пьесы. Мы увидим и две развязки в развитии действия. Сегодня же поговорим о том, что мог увидеть приехавший ревизор в уездном городе и что испытывают собравшиеся, слыша «пренеприятное известие». (Ученики: все собравшиеся испытывают страх, об этом говорят и их слова, и реплики в сторону; страх объединяет героев; и Городничий, и чиновники едины в своём желании: скрыть недостатки, обезвредить ревизора, сохранить свою должность).
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе.
1.Слово учителя. Итак, мы приступаем к главной теме нашего разговора – разоблачению пороков чиновников. В работе над этой проблемой вам помогут таблицы, которые вы составляли дома, работая по группам. Каждая группа получила задание – выбрать материал об одном из главных лиц в городе в соответствии с графами таблицы и заполнить её примерами и цитатами из текста. Чтобы вспомнить городские учреждения и ведомства, а также их руководителей, проведём небольшой тест.
Задание к тесту: соединить имена чиновников и их должности.
Антон Антонович Сквозник- Смотритель училищ
Дмухановский
Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин Почтмейстер
Артемий Филиппович Земляника Судья
Лука Лукич Хлопов Попечитель богоугодных заведений
Иван Кузьмич Шпекин Городничий
- Слово учителя. А сейчас я хочу предложить вам вопросы викторины, составленные из реплик персонажей. Ответив на вопрос, кому из героев принадлежат слова, ваша группа получит цитату и присоединит её к найденным дома самостоятельно.
Викторина «Кому из героев комедии принадлежат эти слова?» (см. «Приложение к уроку №1».)
( Учитель проводит викторину, отдаёт напечатанные цитаты группам в соответствии с именем героя, пополняя материал о нём.)
- Работа с таблицей (см. «Приложение к уроку №2.)
Слово учителя. Решая тест, мы вспомнили имена чиновников и ведомства, которыми они руководят. Отвечая на вопросы викторины – получили цитаты, характеризующие чиновников и их отношение к своим обязанностям. Теперь обратимся к вашим таблицам и дадим более подробные характеристики героям. Напомним её графы. (Ученики читают названия колонок, рассказывают о том, что им удалось найти о своём герое в соответствии с таблицей, выполняя домашнее задание. Ребята из других групп и учитель дополняют сказанное. К концу работы должна получиться таблица, с необходимым материалом обо всех чиновниках города. См. Приложение №1.)
- Рассказ об одном из чиновников.
(Ученики по одному из группы рассказывают о своём чиновнике, используя материалы таблицы и цитаты, полученные при решении викторины.)
5. Работа над заданием «Закончи предложение».
Слово учителя. Чтобы сделать вывод о состоянии ведомств и порядках в уездном городе, давайте закончим данные предложения, полученный вывод запишем в тетрадь под таблицей.
1-ая
Чиновники исполняют свои обязанности ………………(халатно),
используют своё служебное положение для…………(обогащения, развлечений, произвола),
законы и предписания ……………(не соблюдают),
городское хозяйство …………… (запущено, в беспорядке).
2-ая
В городе царят
с одной стороны с другой стороны
самоуправство, взяточничество, бесправие, унижения,
неразбериха, казнокрадство, низкий уровень жизни,
хищения, бесконтрольность, плохое медицинское обслуживание,
произвол, безнаказанность, низкое качество образования.
К кому относятся эти слова? (к чиновникам и жителям города)
Учитель. Ответив на этот вопрос, вы убеждаетесь, что конфликт развивается.
7. Вопросы и задания классу.
- Какой выход из сложившейся ситуации видит городничий? Что советует чиновникам? На что направлены его действия? (изменить внешнюю сторону, скрыть недостатки, пустить пыль в глаз; цель чиновников – предохранить своё ведомство от настоящей ревизии и обезопасить себя )
- Как это сделать? (Земляника: «Подсунуть…между четырёх глаз и того…чтобы и уши не слыхали! Вот как в обществе благоустроенном делается!»)
- Вспомните слова Городничего, говорящие о том же самом. (Ученики. «Нет человека, который бы за собой не имел каких-нибудь грехов».)
Учитель помогает сделать общий вывод: Это ещё раз подтверждает, что уездный город в пьесе Гоголя – лишь часть общества, где обман, произвол, взяточничество, казнокрадство и т.п. в порядке вещей, это те самые «несправедливости» в России, о которых говорил драматург, приступая к комедии.
Учитель: Именно так понял истинный смысл комедии «Ревизор» Николай I. Выходя из ложи театра после просмотра премьеры спектакля, он заметил: « Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех». (19 апреля, 1836 год, Александрийский театр, Петербург.)
Хлестаков оказался ложным ревизором, но в финале пьесы (в Явлении последнем) мы узнаём, что в город приехал и проживает в нём 2 недели настоящий ревизор.
«Что произойдёт в городе после приезда настоящего ревизора?» - этот вопрос станет одной из тем вашей будущей письменной работы после изучения пьесы. А ответить на него вам помогут материалы сегодняшнего урока, которые вы оформите в своих тетрадях.
Домашнее задание.
- творческое задание по материалам урока: нарисовать иллюстрацию или шаржи к теме «Чиновники уездного города»; сочинить частушку или частушки на эту же тему; написать продолжение или римейк пьесы «Ревизор».
- опережающее задание к следующей теме: перечитать Д.2,3 и приготовить рассказ о Хлестакове по плану:
1. Что нам известно о прошлом Хлестакова?
2. Каковы жизненные идеалы Хлестакова и чем они определяются?
3. Что побуждает Хлестакова рассказывать о себе небылицы?
Заключительный этап урока. Общее впечатление о работе класса, групп, выставление оценок.
Приложение №1
Характеристика чиновников уездного города
Имя чиновника
|
Сфера городской жизни, которой он руководит |
Информация о положении дел в этой сфере |
Характеристика героя по тексту |
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский |
Городничий: общее управление, полиция, обеспечение порядка в городе, благоустройства |
Берёт взятки, попустительствует в этом другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются |
«Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало»; черты лица грубы и жёстки; грубо развитые склонности души. «Смотри, у меня ухо востро!.. не по чину берёшь!» Купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай». В немой сцене: «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!..» |
Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин |
Судья |
Занимается больше охотой, нежели судопроизводством. Заседатель вечно пьян. |
Человек, прочитавший пять или шесть книг», берёт взятки «борзыми щенками». «Я вот уже 15 лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну». |
Артемий Филиппович Земляника |
Попечитель богоугодных заведений |
«Больные как мухи…выздоравливают», кормят их прокисшей капустой, лекарств дорогих не употребляют. |
«Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но притом проныра и плут, «совершенная свинья в ермолке»; предлагает подсунуть «ревизору» взятку, доносит ему на других чиновников. «Человек простой: если умрёт, то и так умрёт; а если выздоровеет, то и так выздоровеет». |
Лука Лукич Хлопов |
Смотритель училищ |
Один учитель «скроил такую рожу» , другой при объяснении «не помнит себя… хвать стулом об пол». «Умный человек – или пьяница, или рожу состроит хоть святых выноси». |
«Не приведи Бог служить по учёной части! Всего боишься; всякий мешается, всякому хочется учёность показать, что он тоже умный человек». «Я, признаюсь. так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык, как грязь, завязнул». |
Иван Кузьмич Шпекин |
Почмейстер |
«Посылки задерживаются», «дела в большом запущении», письма вскрываются. |
«Простодушный до наивности человек», вскрывает чужие письма «из любопытства». |
Приложение №2
Викторина.
Кому из героев комедии «Ревизор» принадлежат эти слова?
- «С тех пор, как я принял начальство,…все как мухи выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров…»
- «…на днях…он скроил такую рожу, какой я никогда ещё не видывал. Он её сделал от доброго сердца, а мне выговор…»
- « Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя».
- «Это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете».
- «Чтобы всё было прилично: колпаки были бы чистые, и больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему».
- «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!..»
- « Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками».
- «Не приведи Бог служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек».
- «Подсунуть… да между четырёх глаз и того… как там следует – чтобы и уши не слыхали! Вот как в обществе благоустроенном делается!»
- «Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов».
- «Пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку –а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда, а что неправда».
- «Больным велено габерсуп давать, а у меня по всем коридорам несёт такая капуста, что береги только нос».
- «…если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела…А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась».
- «Только увидите, что идёт кто-нибудь с просьбою, а хоть и не с просьбою, да похож на такого человека, что хочет подать на меня просьбу, взашей так прямо и толкайте!»
- «Человек простой: если умрёт, то так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет».
- «…совершенно ничего не делает: дела в большом запущении, посылки задерживаются…»
- «В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак! Нечистота! Позор!»
«…он для порядка всем ставит фонари под глазами: и правому и виноватому».
Раздаточный материал
Закончите предложения и сделайте вывод о состоянии ведомств и порядках в уездном городе
- Городские чиновники выполняют свои обязанности ……………….. .
- ---- используют своё служебное положение для …………………..... .
- ---- законы и предписания ……………………………………………... .
- ---- городское хозяйство ……………………………………………….. .
В городе царят
с одной стороны с другой стороны
самоуправство бесправие
взяточничество унижение
неразбериха низкий уровень жизни
казнокрадство плохое медицинское
безнаказанность обслуживание
хищения низкое качество образования
К кому относятся эти слова?
Источники
http://gvozdikova.ucoz.ru/load/literatura/konspekty_urokov/urok_issledovanie_po_literature_quot_polozhitelnyj_geroj_komedii_n_v_gogolja_quot_revizor_quot/9-1-0-60
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98707965 - конспект