9 класс. Литература. Н.В.Гоголь. «Мертвые души».
9 класс. Литература. Н.В.Гоголь. «Мертвые души».
Комментарии преподавателя
Урок № 1.
Тема: Н.В. Гоголь «Мёртвые души».
История создания, особенности сюжета, система образов.
Цель: познакомить с особенностями сюжета и системой образов поэмы «Мёртвые души».
Задачи:
образовательные:
- выявление в произведении конкретно - исторического и общечеловеческого содержания; - дать представление об истории создания и образной системе поэмы;
развивающие:
- развивать эмоциональное восприятие художественного текста;
- развивать читательскую культуру и понятие авторской позиции Н.В .Гоголя;
воспитательные:
- формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, любви и уважения к литературе и культурным ценностям Отечества.
Тип урока: лекция учителя.
Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, презентация.
Ход урока:
I. Орг. момент:
II Лекция учителя:
по ходу работы ведётся запись учащимися в тетрадь основных понятий, отдельных пунктов лекции.
План лекции:
1. Как Н.В.Гоголь работал над поэмой «Мёртвые души»
2. Жанровое своеобразие поэмы.
Запись в тетрадь: Гоголь определения жанр «Мёртвых душ» как поэму, подчеркнув тем самым равноправие эпического (повествовательного) и лирического начал в своём произведении.
З. Построение поэмы «Мёртвые души». Система образов.
(Работа ведётся с опорной схемой. Она — на доске. По ходу объяснения учащиеся записывают её в тетрадь).
Композиционные звенья поэмы.
1 глава «вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором (приезд Чичикова в город, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры). |
2- 6 главы Изображение жизни российских помещиков |
7- 10 главы – Изображение губернского города ( в его пределах завершается характеристика владельцев усадеб. На центральное место выходит мир чиновников). |
11 глава- Повествование о жизненной судьбе сюжетообразующего героя поэмы- Чичикова |
1 глава «вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором (приезд Чичикова в город, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры).
|
2- 6 главы Изображение жизни российских помещиков |
7- 10 главы – Изображение губернского города ( в его пределах завершается характеристика владельцев усадеб. На центральное место выходит мир чиновников). |
11 глава- Повествование о жизненной судьбе сюжетообразующего героя поэмы- Чичикова |
(Учитель комментирует схему, делая пояснения о ведущих персонажах каждого композиционного звена).
4. Деталь как средство создания образов героев «Мёртвых душ».
Запись в тетрадь: деталь (от французского detаi1 — часть, подробность) - значимая подробность, частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода или всего произведения.
Принципы отбора деталей и их функции:
1. деталь как средство типизации (типичность города, гостиницы, типичность в одежде)
2. деталь как средство индивидуализации (например, Манилов: портрет, речь, дом, кабинет, еда.)
III Заключительное слово учителя:
Вот и познакомились мы с сюжетом «Мёртвых душ». Множество героев, разнообразие обстоятельств...
А вот и главный герой - путешественник П.И.Чичиков.
Только вот цель его путешествия вас поразит: покупка мёртвых душ.
Войдя в художественный мир «Мёртвых душ», вы увидите всю Русь и воскликните вслед за Пушкиным: «Боже! Как грустна наша Россия!»
IV Организация д /з:
Прочитайте главу 1 «Мёртвых душ» и проследите маршрут Чичикова по губернскому городу, прочитайте статью учебника об истории создания поэмы.
Урок № 2
Тема: В губернском городе NN.
Цель: проанализировать главу 1 поэмы «Мёртвые души», выявить отношение к городу Чичикова и автора.
Задачи:
образовательные:
- учить находить главное из общего;
- выявить отношение к городу Чичикова и автора;
развивающие:
- развивать образное и аналитическое мышление;
- развивать устную речь учащихся;
воспитательные:
- выявление в произведении конкретно - исторического и общечеловеческого содержания;
- воспитание духовно развитой личности.
Тип урока: урок- экскурсия.
Оборудование: портрет Н.В.Гоголя.
Оформление доски:
- запись темы «В губернском городе NN»;
- запись вопроса, который станет главным вопросом урока: «Как относятся к городу Чичиков и автор».
Ход урока: 1. Орг. момент:
II. Вступительное слово учителя:
- Сегодня мы с вами войдём в художественный мир поэмы Н.В.Гоголя <»Мёртвые души», ведь именно в ней отражена жизнь целых сословий - уездного чиновничества, поместного дворянства.
У нас сегодня не совсем обычный урок. Мы отправляемся на экскурсию. Правда, экскурсия наша будет не совсем реальной. Рядом с нами незримо будет находиться господин Чичиков. И как при любой экскурсии, нам надо составить маршрут.
(совместно с учащимися составляем маршрут экскурсии.)
В результате — на доске и в тетрадях появляется следующая запись:
1. Гостиница и комната Чичикова.
2. Общая зала и обед.
З. Улица и городской сад.
4. Визиты.
5. Домашняя вечеринка в губернаторском доме.
III. Экскурсия по городу NN:
На уроке работа ведётся непосредственно с текстом поэмы, а именно с главой 1.
Учащиеся находят и зачитывают материалы из главы по плану «маршрута».
Делают выводы.
IV. Выводы по теме урока:
- Ну что ж, Чичиков остался доволен осмотром города? А как автор? (иронически)
- Что помогает понять авторскую иронию? (художественные детали:
«Тараканы, выглядывающие, как чернослив, из всех углов», « висела копчёная люстра»).
- Как вы охарактеризуете умиление Чичикова городом? (это умиление не бескорыстно).
- Каково отношение автора к Чичикову?
- Что же можно сказать об этом губернском городе?
V. Организация д/з:
прочитать главы 2 и З, составить визитные карточки Манилова и Коробочки
Источники
http://www.youtube.com/watch?v=H9HxypmI53s
http://www.youtube.com/watch?v=Zk0QHXFR8sE
http://www.youtube.com/watch?v=aeOIJVrwkCw
http://www.youtube.com/watch?v=Q6iV8PUW-0s
заставка http://www.youtube.com/watch?v=0hDlK22XAWQ
http://www.youtube.com/watch?v=xb2-9JDYX8Q
http://www.uchportal.ru/load/257-1-0-13108