9 класс. Литература. Н.В.Гоголь. «Мертвые души».

9 класс. Литература. Н.В.Гоголь. «Мертвые души».

Комментарии преподавателя

Урок № 6

Тема:                  Кто же он? Стало быть, подлец?

(образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»).

Цель:     выявить особенности образа Чичикова.

Задачи:

       образовательные:

- раскрытие образа Чичикова через деталь, портрет, биографию героя;

- продолжить работу по отработке правильной монологической речи учащихся;

-  - через форму работы «диспут» подвести общий итог в работе над образом Чичикова;

       развивающие:

-  развивать образное и аналитическое мышление;

-  формировать потребности в самостоятельном чтении художественного произведения;

       воспитательные:

- воспитание духовно развитой личности;

-  формирование любви и уважение к литературе.

Оборудование:  портрет Н. В. Гоголя, репродукция  П. Боклевского «Чичиков».

Ход урока:     

                                Предварительная работа:

учащимся были даны следующие вопросы, которые помогали им в раскрытии образа Чичикова:

• Какими чертами наделил своего героя Гоголь?

• Почему деятельность Чичикова не была созидательной?

• При каких условиях могла появиться такая личность?

• Насколько интересен такой герой сегодня?

Учащиеся были предупреждены, что при обсуждении вопросов во время диспута обязательным является использование текста, цитирование, ссылки на мнение автора.

                                    1.  Орг. момент: 

                                   II.  Диспут:

1. Учитель совместно с учениками обсуждает правила ведения диспута на литературную тему.

Предварительно они записаны учителем на переносной доске.

2. План раскрытия образа Чичикова

• Композиционная роль образа (связующая роль сюжета).

• Средства раскрытия образа

а). деталь:

б). портрет;

в). одежда (Чичиков очень заботился о своей внешности);

г). манера. речь;

д). биография:      

                         - происхождение («Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители его были дворяне, но столбовые или личные — Бог ведает»).

                         - «жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприятно ... ни друга, ни товарища в детстве»;

                        - наставление отца:

                        - учеба в училище;

                        - служба.

е). характеристика другими персонажами;

ж). «Говорящая фамилия» (фамилия Чичиков напоминает чириканье воробья, создается эффект подпрыгивания. пощелкивания).

з). Отношение Чичикова с дамами.

                          III. Подведение итогов диспута: оценивание работы.

                          IV. Организация д/з:

Еще раз пересмотреть текст произведения и подготовиться к уроку обобщения. 

Источники

http://www.youtube.com/watch?v=Xt-6RXBx2JE

http://www.youtube.com/watch?v=1lYQd3o742w

http://www.youtube.com/watch?v=aeu5vuMcXFw

http://www.youtube.com/watch?v=4eESC3-TQ3M

http://www.youtube.com/watch?v=O6wwLsJylmg

http://www.youtube.com/watch?v=0TGUZoUxP2s

http://www.uchportal.ru/load/257-1-0-13108

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.