9 класс. Литература. Н.В.Гоголь. «Мертвые души».

9 класс. Литература. Н.В.Гоголь. «Мертвые души».

Комментарии преподавателя

Урок № 3

Тема:           «Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка» Коробочка.

Цель:  раскрыть характеристику образов помещиков Манилова и Коробочки.  

Задачи:

       образовательные:

-  научить подмечать новые особенности персонажей, работая с текстом;

-  учить выделять главные черты характера, особенности портрета для анализа образа;

       развивающие:

-  развивать образное и аналитическое мышление;

-  развивать эмоциональное восприятие художественного текста; 

-  развивать устную речь учащихся;

       воспитательные:

- формирование любви и уважения к литературе и культурным ценностям.

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, репродукции картин П. М. Боклевского и Кукрыниксов, мультимедийная презентация

Оформление доски:

- запись темы урока;

- запись эпиграфа к уроку: « Рабы власти без достоинства тираны, без сострадания своих крепостных, высасывающие жизнь и кровь народа». А.И.Герцен. Из статьи «О развитии революционных идей в России».

Ход урока:           1. Орг. момент: 

                                   II. Вступительное слово учителя:

- Закончив экскурсию по городу NN вместе с Чичиковым и получив визитные карточки с приглашениями от помещиков, мы отправляемся в путь.

Непригляден, беден открывается дорожный пейзаж: кочки, ельник, кусты.Типичная картина убожества, нищеты русской провинции. Это подготавливает нас к встрече с жалким, пустым образом жизни помещика Манилова, к которому направляется наш герой. Посмотрим, что написано в его визитной карточке.

                           III. Приятная встреча:

Павла Ивановича с хозяином Маниловки будет проходить по плану:

1 .Описание усадьбы Маниловка.

2 .Авторская характеристика Манилова.

З.Манилов и его отношение к друзьям, помещикам.

(ученик рассказывает о Манилове по конспекту, составленному дома по второй главе, зачитывая описание усадьбы, кабинета)

                           IV. Лексическая находка:

Даётся лексическая характеристика образа и записывается всеми учащимися в тетрадь:

Полное отсутствие  живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазёрство; «сладенькая болтовня». Заискивающие манеры, заманчивая улыбка; человек бесформенный, неопределённый.

                           V. Итоги по образу Манилова:

1) Что же главное в Манилове? (его бездуховность, убожество, полное отсутствие живых мыслей, стремлений и интересов, он « ни то,  ни сё: «ни в городе Богдан, ни в селе Селифан»).

2) Что такое «маниловщина»? (это слово стало в нашем быту характеристикой сладеньких болтунов, которые прикрывают пустоту своей души «прекрасными» фразами).

   

          Соседство глав у Гоголя значимо. Показывая помещиков - «расточителей» и помещиков- «накопителей», он заставляет нас сопоставить и находить в них то общее, что причисляет их к «мёртвым душам».

Разминку проводит ученица, подготовившая сообщение о Коробочке.

- Читается визитная карточка Коробочки:

   Помещица

   Коробочка Настасья Петровна-

   коллежская секретарша,

   «дубинноголовая», суеверная и ограниченная,

   всегда ждёт вас в своей деревеньке

   и готова продать вам даже свою душу по выгодной цене.

                  VI. Трудный диалог:

этот диалог Коробочки и Чичикова читается учащимися по ролям.

                  VII. Экскурсия в картинную галерею:

(проводит 1 ученик)

- Я хочу обратить ваше внимание на портреты уже знакомых вам героев поэмы «Мёртвые души».

               Они выполнены известными мастерами кисти П. М. Боклевским и Кукрыниксами.

            Пётр Михайлович Боклевский (1816 — 1897) — русский живописец, рисовальщик, ученик Брюллова, выполнил серию карикатур и иллюстраций к произведениям Тургенева, Островского, Достоевского.

         Боклевский — известный иллюстратор «Мёртвых душ» Гоголя.

         Его заслуга заключается в том, что он создал прекрасную галерею образов поэмы.

Перед нами портреты Манилова. Слащавая, «сахарная улыбка, прищуренные глазки, губки бантиком, заискивающий наклон головы». Так и просятся слова: «Один только Бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова».

          Полной противоположностью Манилова изображена художником Коробочка.

Мне кажется, что она похожа на черепаху в тяжёлом панцире, из которого торчит маленькая головка без шеи, с совершенно тупым выражением лица, упрямо — неподвижным взглядом.

          А вот ещё один портрет Манилова. Таким его увидели Кукрыниксы.

        Кукрыниксы- это псевдоним трёх замечательных художников - Куприянова, Крылова и Соколова.

          Они учились вместе в Московском художественном училище. Всемирную известность получили, создав тип политической карикатуры.

         При иллюстрировании произведений Гоголя основную задачу видели в выявлении социального смысла поэмы, раскрытии критического отношения к персонажам, осмеянным великим писателем.

        Манилов в изображении Кукрыниксов- «божий одуванчик», расточающий ласковые словечки, приятно улыбающийся. Как вы думаете, какой эпизод проиллюстрировали художники? По- моему, сюда как раз подходит фраза: «Лизанька, - сказал Манилов с жалостливым видом, - Павел Иванович оставляет нас!»

                        VIII. Обобщение:  ( слово учителя )

Мы познакомились с двумя уникальными типами помещиков: бесхозяйственным Маниловым, «рыцарем пустоты», праздным мечтателем, живущим в мире своих грёз, и «дубинноголовой» Коробочкой, мелочной скопидомкой. Жизнь одного никчёмна.  Хозяйством он не занимался. Не мудрено, что у такого «хозяина» пусто в кладовой, приказчик и ключница- воры, слуги- «нечистоплотные пьяницы», «вся дворня спит немилосердным образом и повесничает всё остальное время».

         Другая- пародия на живого человека. В противоположность Манилову, Коробочка -домовитая хозяйка. Она — воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.

(Оценивание работы на уроке)

                         IХ. Организация д/з:

подготовить характеристики образов Ноздрёва и Собакевича.

                          Х. Аукцион в Маниловке.

Предлагается пять вопросов (лотов).

Стоимость каждого — два балла. Кто из «покупателей» наберёт больше баллов, тот имеет полное право на получение хорошей оценки.

Начали!

1. Что было написано на беседке у пруда? («Храм уединённого размышления»).

2. Как звали жену Манилова? (Лизанька).

3. Сколько лет прожили в супружестве Маниловы? (более восьми лет).

4. Как звали детей Манилова? (Фемистоклюс и Алкид).

5. Какие подарки обещал привезти Чичиков детям Манилова? (саблю и барабан).

 

Урок № 4

Тема:           «Рыцарь кутежа» Ноздрев и «чертов кулак» Собакевич.

Цель:  продолжить работу над характеристикой образов помещиков.  

Задачи:

       образовательные:

-  выявить отношение учащихся к героям поэмы;

-  показать нравственное разложение помещичьего класса;

       развивающие:

-  развивать эмоциональное восприятие художественного текста; 

       воспитательные:

- воспитание духовно развитой личности.

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, репродукции картин П. М. Боклевского и Кукрыниксов,  мультимедийная презентация.

Ход урока:           1. Орг. момент: 

                                   II. Вступительное слово учителя:

На предыдущем уроке мы начали рассматривать галерею образов, которую раскрыл перед нами Н.В.Гоголь в своей поэме «Мёртвые души». Сегодня продолжим работу над характеристикой помещиков- «расточителей» и «накопителей».

Нашу разминку начнём с типа «живого мертвеца» Ноздрёва. Вот его визитная карточка.

   Помещик Ноздрёв:

   кутила, картёжник и болтун-

   с большим удовольствием проиграет вам всё своё состояние в карты,

   потом выпьет и закусит за ваш счёт в любом трактире.

                                III. Литературная разминка:

План рассказа:

1. Портрет Ноздрёва.

2. Его поведение с Чичиковым.

З. Отношение Ноздрёва к другим персонажам поэмы. (Собакевича он называл «жидомор», Чичикова в глаза называл мошенником и говорил, что повесил бы его на первом дереве).

- Ученик даёт характеристику образу Ноздрёва и заканчивает своё выступление словами:

- Учитывая, что Ноздрёв своим поведением, как прожигатель жизни, должен быть исключён в поэме из круга помещиков, передаю дело в суд.

                           IV. Суд над Ноздрёвым:

Судья: Приняв к сведению заявление, объявляю судебное разбирательство открытым. Слово прокурору (обвинителю).

Прокурор: Почему мы считаем Ноздрёва «мёртвой душой»? Да потому, что за ним числится ряд смертных грехов, а именно:

1. Подсудимый своей беспутной жизнью довёл до смерти жену, оставив сиротами детей, которых «подкинул» на воспитание смазливой няньке.

2. В образе Ноздрёва Гоголь наглядно показывает все противоречия между интересами крестьян и помещиков.  Все вырученное от выгодной продажи произведённого крестьянами товара он проигрывает в карты и пропивает.

З. Ноздрёв оскорбительно ведёт себя с Чичиковым, грозя повесить его на первом дереве. Это прямая угроза жизни главного героя.

4. Он неуважительно отзывается о помещиках — соседях и чиновниках города.

5. Он постоянно дерётся в общественных местах. Недаром Гоголь зовёт его «историческим человеком», «разбитным малым».

Считаю, что Ноздрёв заслуживает высшей меры наказания — изгнания его из русской литературы.

Судья: Слово защите.

Адвокат (защитник):

Господин судья, господа присяжные заседатели. Мы выслушали прокурора, но я прошу глубже разобраться в причинах, побудивших моего подзащитного к подобным поступкам.

Ноздрёв стал Ноздрёвым из- за губительного воздействия крепостного права в России. Жизнь за счёт крепостных, их труда, бездействие, вседозволенность родовитых помещиков, достаток и много свободного времени, которые некуда деть, кроме посещения балов, пирушек, званых обедов, - всё это и привело Ноздрёва на скамью подсудимых. Прошу быть к нему снисходительным.

Судья: Что скажут присяжные?

Присяжные: Мы достаточно хорошо разобрались в той ситуации, которая раскрылась перед нами. От имени присяжных заседателей хочу обратить ваше внимание на подсудимого. (обращаясь к портрету Ноздрёва).

Перед нами красавец, изображённый художником Боклевским. Человек приятной наружности, высокий, с пышной шевелюрой и длинными, в завитушках, усами. Жизнерадостный, полный энергии, пышущий здоровьем, обожающий животных.

Разве можно такого «героя» выбросить из литературы? По его виду можно предположить, что этот герой выдержит критику ещё не одного поколения учащихся.

Мы решили оставить Ноздрёва в литературе для дальнейшего изучения.

Судья: Приговор вынесен. На этом судебное заседание считаю закрытым.

                         V. Встреча с Собакевичем.

Учитель: А мы продолжим работу над образом следующего героя поэмы. С ним вас познакомит ...  Он получил визитку от Собакевича. В ней говорится следующее:

   Помещик

   Собакевич Михайло Семёнович-

   ненавистник просвещения, крепкий хозяин, неустойчивый в торгах,

   будет рад «облить грязью» всех знакомых за обильным ужином в своём доме.

Ученик: Новая ступень морального поведения человека — «чёртов кулак» Собакевич.

«Казалось, - писал Гоголь, - в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а как у бессмертного кощея, где-то за горами...» У Собакевича тяготение к старым крепостническим формам хозяйства, вражда к городу и просвещению сочетаются со страстью к наживе, хищному накоплению. Страсть к обогащению толкает его на плутовство, заставляет его изыскивать разные средства наживы. В отличие от других помещиков, Собакевич, помимо барщинной, принимает и денежную оброчную систему. Так, например, один Еремей Сорокоплёхин, торговавший в Москве, приносил Собакевичу пятьсот рублей оброку.

                         VI. Экскурсия в галерею:

 Проводит ученик.

Перед вами портрет типичного представителя помещичьей России. Нарисован он русским художником Александром Алексеевичем Агиным, одним из родоначальников русской реалистической иллюстрации.

Какую характеристическую деталь образа Собакевича подчёркивает художник?

Вспомним текст: «Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя...»

А вот портрет уже знакомого вам художника П. М. Боклевского. Подумайте сами над тем, какие черты характера Собакевича подчёркивает он в  портрете?

                          VII. Лексическая характеристика героя:

Запишем лексическую характеристику Собакевича:

«Патриот русского желудка», ненавистник культуры и просвещения. Грубая сила и напористость, беспредельная наглость. Настоящий помещик — торгаш и скопидом.

                       VIII. Подведение итогов урока:

              Рассуждая о характере Собакевича, Гоголь подчёркивает широкое обобщающее значение этого образа. «Собакевичи, - говорит он, - бывали не только в помещичьей, но и в чиновничьей среде и в среде учёной».

                И везде они проявляли качества «человека — кулака»: корыстолюбие, узость интересов, косность.

Но к нашему разговору мы ещё вернёмся на следующем уроке. А пока...

                     IХ. Организация д/з:

дома я попрошу вас стать на некоторое время художниками. Придумайте и нарисуйте гербы, которые могли бы принадлежать каждому из помещиков.

                     Х.И вновь аукцион.

Учитель:

Напоминаю, что за каждый правильный ответ я даю вам по два балла. И вновь — пять вопросов.

1.  Назовите греческих полководцев, портреты которых висели в гостиной Собакевича.

(Маврокордато, Миаули, Канари и греческая героиня Бобелина).

2.  Как звали жену Собакевича?

(Федулия Ивановна).

3.  Имя слуги Чичикова?

(Петрушка).

4. А кучера?

(Селифан).

5. Любимое занятие губернатора?

(Вышивание по тюлю).

                                             Урок № 5.

Тема:                         Плюшкин-  прореха на человечестве
Цель:         подведение итогов в работе над образами помещиков.                        
Задачи:
образовательные:

     • выявление в произведении конкретно- исторического и общечеловеческого    

      содержания;
     • раскрытие образа помещика, морально падшего в своей скупости;
     • продолжить работу по отработке правильной монологической речи учащихся;
     • подвести итог в работе над образами помещиков;
 развивающие:
     • развивать эмоциональное восприятие  художественного текста;

     • развивать образное и аналитическое мышление, творческое воображение;
     • развивать читательскую культуру и понятие авторской позиции Н.В.Гоголя;
     • формирование потребности в самостоятельном чтении художественного    

       произведения;
     • развивать устную и письменную речь учащихся;

  воспитательные:
     • воспитание духовно развитой личности;
     • формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
Оборудование:     1. Портрет Н.В.Гоголя;
                                     2. На доске- слова Н.В.Гоголя «Мысли мои, мои труды, мое имя будут принадлежать народу».
                                    З. Эпиграф к уроку < Не ревизские — мертвые души, а все эти    

                                        Ноздревы, Маниловы и все прочие».

                                       А.И. Герцен
                                    4. Таблица — опора А.И. Фогельсона
                                    5. Рисунки гербов, созданные учащимися.
                                    6. Репродукции портретов Плюшкина художников А.А.Агина и

                                       П. М.Боклевского.

                                    7. По ходу урока- мультимедийная презентация.

Структура урока:
                                         1. Орг. момент -  1  минута
                                         2. Сообщение темы урока, постановка целей - 2  минуты
                                         З. Литературная разминка – 5 минут
                                         4. Лексическая находка –  4  минуты
                                         5. Новая ситуация – 7 минут
                                         6. Экскурсия в картинную галерею -3 минуты
                                         7. Работа с опорной таблицей Фогельсона - 10 минут
                                         8. Свободная дискуссия - 6 минут
                                         9. Обобщение учителя —2 минуты
                                        10. Подведение итогов урока — 2 минуты
                                        11. Организация домашнего задания – 3 минуты

 

Источники

http://www.youtube.com/watch?v=qqaLKNn77wA

http://www.youtube.com/watch?v=-BSvZj9o3v8

http://www.youtube.com/watch?v=Zcs2xrNJGKM

http://www.youtube.com/watch?v=nMoJ5c17z4Y

http://www.youtube.com/watch?v=dq_casmWaRc

http://www.youtube.com/watch?v=4SRvHhDDjvE

http://www.youtube.com/watch?v=kpeggFLiHG8

http://www.youtube.com/watch?v=1q5QFM3gYD8

http://www.youtube.com/watch?v=Q2NKBiGRDQE

http://www.youtube.com/watch?v=xyFAwiAT1yw

http://www.youtube.com/watch?v=f1X7gkStICI

http://www.youtube.com/watch?v=svmpavpUSOY

http://www.uchportal.ru/load/257-1-0-13108

http://gavitex.com/share/qln7vda50

Файлы