6 класс. ОБЖ. Клещевой энцефалит и его профилактика
6 класс. ОБЖ. Клещевой энцефалит и его профилактика
Комментарии преподавателя
Клещевой энцефалит и его профилактика
Цель урока: Рассказать об опасном заболевании клещевой энцефалит и мерах профилактики.
Время: 1 час
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: проектор, компьютер, экран
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Повторение пройденного материала
1. Беседа по вопросам:
— Какую опасность для человека представляют кровососущие насекомые?
— Какие средства помогают защититься от нападения кровососущих насекомых?
— Как уберечься от укусов пчёл, ос, шершней?
— Какую опасность для человека представляют лесные клещи?
— В какой период года и в каких местах вашего региона наиболее часто встречаются клещи?
2. Сообщение темы и цели урока.
III. Изучение новой темы.
Клещевой энцефалит — это острое вирусное заболевание, протекающее с поражением головного и спинного мозга (центральной нервной системы). Возбудителем клещевого энцефалита является вирус, обитающий в крови некоторых диких животных и птиц. Переносчиком вируса являются клещи, которые питаются кровью этих животных.
Основными переносчиками вируса клещевого энцефалита являются два вида клещей: таёжный клещ и собачий клещ. Сезон активности клещей начинается с появления первых проталин в лесу (конец марта — середина апреля). Численность активных взрослых клещей обоих видов достигает максимума к концу мая — началу июня, а затем постепенно снижается.
В районах распространения таёжного клеща это снижение продолжается до полного исчезновения нападающих клещей. В районах, где основным переносчиком заболевания является собачий клещ, численность активных клещей временно снижается в летний период, а осенью вновь отмечается её подъём.
Заражение человека клещевым энцефалитом происходит при укусах клещей. После прокусывания кожи клещ выделяет заражённую слюну в кровь человека. Заражение может произойти также при удалении клеща, если раздавленные части клеща попадут на повреждённую кожу или на слизистую оболочку глаз.
После заражения скрытый процесс заболевания длится от 7 до 15 дней (иногда 2—3 дня). Заболевание развивается остро, в течение нескольких дней. Вначале ощущаются признаки недомогания, затем у заболевшего поднимается температура, появляется сильная головная боль, тошнота, иногда рвота. В тяжёлых случаях заболевание клещевым энцефалитом может привести к гибели человека.
Тяжесть поражения клещевым энцефалитом зависит от общего состояния человека перед заболеванием, от количества вирусов, попавших в его кровь в период кровососания клеща, и от своевременного обращения за медицинской помощью.
Обратим ваше внимание, что не каждый лесной клещ заражён вирусом клещевого энцефалита. В природных условиях находится лишь 2—8% клещей, заражённых вирусом, но отличить по внешнему виду заражённого клеща от незаражённого невозможно. Клещи — кровососущие насекомые, которые питаются только кровью. Самка клеща может находиться в присосавшемся состоянии до 7 сут., в течение которых она пьёт кровь человека и периодически вместе со слюной попадает в ранку вирус клещевого энцефалита. Чем дольше самка находится на коже человека, тем большая доза вируса попадает в кровь. Самцы присасываются ненадолго, не более чем на 20 мин, но зато могут присасываться неоднократно. При этом они также вводят в ранку слюну, а с ней вирус.
Внимание!
Основная мера профилактики заболевания — не допускать присасывания к себе любого клеща. Для этого во время пребывания в лесу нужно одеваться таким образом, чтобы клещи не могли попасть на тело. Нижняя часть рукавов должна плотно прилегать к телу, брюки нужно заправить в сапоги, на голове обязательно должен быть головной убор или капюшон, на шее — платок или сетка.
Каждый человек, который бывает в лесу, должен знать периоды активности клещей, места их наибольшего распространения и меры предупреждения заболевания клещевым энцефалитом.
Одежду и открытые части тела рекомендуется обрабатывать химическими препаратами, отпугивающими насекомых. (Для защиты от клещей разрешены средства «Гал-рэт», «Акрозоль», «Вибан».)
В походе рекомендуется как можно чаще осматривать себя и своих спутников, чтобы вовремя обнаружить клещей.
Клещ не всегда сразу присасывается к коже, но может несколько часов находиться в складках одежды или в волосах. Поэтому при возвращении домой (или на привале) следует тщательно осмотреть швы и карманы одежды. В жилые помещения клещей приносят не только на верхней одежде, но и с лесными цветами, на ветках лиственных деревьев, поэтому нежелательно рвать и приносить их в дом.
Для удаления присосавшегося клеща его предварительно смазывают каким-нибудь жиром (вазелином, кремом, подсолнечным маслом), а через 15—20 мин осторожно вытягивают нитяной петлёй или пинцетом, покачивая из стороны в сторону.
Ни в коем случае нельзя давить клеща. Снятое с одежды или удалённое с тела насекомое надо сжечь или залить кипятком. Место укуса необходимо обработать йодом или спиртом и тщательно вымыть руки.
Необходимо помнить, что экстренная профилактика проводится либо в травмпунктах, где осуществляется и удаление присосавшихся клещей, либо в специально организованных сезонных кабинетах профилактики клещевого энцефалита при поликлиниках или больницах.
IV. Изучение новой темы.
1. Закрепление темы урока:
— Кто является переносчиком вируса клещевого энцефалита?
— Какие меры предосторожности необходимо соблюдать в весенне-летний период в лесу, чтобы избежать присасывания к вашему телу клещей?
— Почему нельзя давить присосавшегося к телу клеща?
— Какие меры профилактики проводятся против клещевого энцефалита?
2. Домашнее задание
С использованием 2—3 примеров из сети Интернет подготовьте сообщение «Опасности и последствия заболевания клещевым энцефалитом».
1. Вы, находясь в лесу, обнаружили на своём теле клеща. Определите порядок ваших действий по снижению опасности заражения клещевым энцефалитом.
2. По итогам изучения раздела «Основы комплексной безопасности» и с привлечением ресурсов Интернета, специальной литературы напишите реферат на одну из тем «Обеспечение безопасности в природных условиях», «Туристические походы на равнинной и горной местности», «Активный отдых на природе».
Источники
http://schkoler.ru
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.