9 класс. Литература. Эсхил. «Прометей Прикованный».

9 класс. Литература. Эсхил. «Прометей Прикованный».

Комментарии преподавателя

Цели: познакомить с жизнью и творчеством Эсхила; продолжить работу над литературоведческими терминами; совершенствовать навыки анализа литературного произведения; развивать творческое представление.

Оборудование: портрет Эсхила.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа (прием «Микрофон»)

• Вспомните, что такое миф, мифология.

• Какие мифы вам известны? О чём в них рассказывается?

• Какие явления общественной жизни, природы они отображают?

• Кто является верховным божеством в греческой мифологии?

III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. К эпохе экономического и общественного подъёма Греции относится творчество Эсхила, уроженца афин, участника греко-персидских войн.

В те времена, когда жил Эсхил, театр занимал почётное место. Он финансировался государством. Драматурги писали трагедии, предлагая их на суд всего города, а постановка трагедий поручалась виднейшим гражданам, известным своей общественной деятельностью. Малоимущие граждане даже получали из государственной казны деньги для посещения театральных представлений.

В течение трёх дней непрерывно шли сценические представления. Их оценивала особая комиссия, выдававшая премии победителям-драматургам.

К сожалению, из нескольких сотен трагедий, написанных греками, до нас дошли лишь 32. И среди них одно из первых мест занимает трагедия Эсхила «Прикованный Прометей».

Трагедия Эсхила «Прикованный Прометей» основана на мифе о древнем боге — титане Прометее, который похитил огонь у Зевса и дал его людям. Вместе с огнём к людям пришёл свет новой жизни. С именем Прометея греки даже связывали миф о сотворении им из глины и воды людей, а также легенду о провидце (по-гречески «Прометей» — значит «провидец»), который знает будущее и судьбу владыки всех богов Зевса.

У Эсхила, как предполагают, были также трагедии «Прометей-огненосец» и «Освобождённый Прометей». но от них дошли только отдельные, незначительные отрывки.

IV. Работа над темой урока

1. вступительное слово учителя

— Кто такой Прометей? В греческих мифах говорится о том, что до Зевса миром правили боги старшего поколения — титаны, или гиганты, олицетворяющие стихийные силы природы и духовные силы человека: Океан, Свет, Мощь, Память и т. д. Они низложили ещё более древнего бога, Урана, утвердили владычество Крона. но вскоре против Крона и других титанов восстали боги младшего поколения во главе с Зевсом.

2. Слушание сообщения о происхождении мифа о Прометее

— некоторые титаны, и в их числе Прометей, поддержали Зевса и помогли ему победить Крона. но Зевс после победы расправился и с ними. Брата Прометея, атланта, он, в наказание за строптивость, заставил держать небесный свод. (В память об этом мы нередко говорим: титанический труд, титаническая стойкость; именем этого титана назван атлантический океан.) Прометей же не угодил Зевсу, став защитником людей — смертных существ, обитавших на земле ещё со времён Крона. Зевс хотел уничтожить их за дикость, а Прометей взял их под своё покровительство. Он похитил огонь из горна своего друга, бога-кузнеца Гефеста, и принёс его людям, чтобы они могли обогреваться, варить пищу, обрабатывать металл. Прометей научил людей и различным ремёслам, искусствам. В наказание за это он был прикован к одной из мрачных скал Кавказа и в грудь его Гефест (по указанию Зевса) вонзил копьё. но на этом муки Прометея не кончились. Он единственный из смертных знал, как предотвратить гибель, предначертанную Судьбой Зевсу, но отказался открыть эту тайну. Зевс пригрозил ему ещё большими страданиями, однако Прометей, уже прикованный к скале, остался непреклонным. тогда Зевс низверг скалу вместе с Прометеем в мрачные бездны Земли — тартар, а затем вернул его, по-прежнему прикованного, с тем, чтобы продлить его муки: к Прометею каждый день стал прилетать могучий орёл и клевать его печень, вновь выраставшую за ночь.

Страдания Прометея кончились по велению Судьбы, против которой бессилен даже Зевс: легендарный Геракл убил орла и освободил Прометея.

3. Слушание «литературных визиток» о жизни и творчестве Эсхила

4. Комментарий учителя

— Перед обсуждением трагедии Эсхила «Прикованный Прометей» — несколько слов об особенностях построения греческой трагедии.

Само слово трагедия в буквальном переводе означает «козлиная песнь». на праздниках Диониса весёлые шествия происходили в сопровождении ряженых — козлоногих сатиров; они плясали и пели, составляя хор. В «заплачках» по поводу страстей человеческих чередовались голоса отдельных лиц и причитания хора. так и стала строиться древнегреческая трагедия — на чередовании действия, движимого репликами отдельных лиц, и выступлений хора, комментирующих ход событий. Первая часть трагедии, где герои представлены до выхода хора, называлась прологом. Прибытие хора именовалось парад, а песни хора в отсутствие актёров — стасимы. новые приходы героев назывались эписоды, а последняя часть трагедии — эксод. (некоторые из древнегреческих названий вошли в наш язык почти без изменений: это и пролог, и эпизод, и парад, и многие другие.)

5. Беседа после первичного восприятия трагедии

Прочитав трагедию Эсхила, ответьте на вопросы:

• За что наказан Прометей и что вызывает ваше сочувствие к нему?

• Как автор относится к Гефесту и к Гермесу?

• Меняется ли отношение хора к Прометею в ходе трагедии?

• Почему Прометей верит в избавление от мук и в спасение, если боги ему «за добро отплатили злом»?

• Каким вы представляете облик и голос Прометея в начале и конце трагедии?

• Какое отношение к судьбе Прометея имеет история Ио?

• Зачем автор включил её в трагедию?

6. творческая работа в группах

Образ Прометея в драме Эсхила «Прикованный Прометей» дан статично или в развитии? аргументируйте свою точку зрения примерами из текста трагедии.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа (прием «Микрофон»)

• Охарактеризуйте эпоху, в которой жил и творил великий древнегреческий драматург Эсхил.

• В чём заключается своеобразие драматургии Эсхила?

• Как сам драматург относился к своему творчеству?

• назовите основные произведения Эсхила, которые дошли до наших дней.

• Скажите, что для вас осталось неясным после чтения трагедии Эсхила «Прометей прикованный».

VI. Домашнее задание

1. Перечитав трагедию, попытайтесь ответить на вопросы, возникшие при чтении.

2. творческое задание.

Выпишите из текста трагедии афоризмы, которые вам понравились. Опишите случай из жизни, иллюстрирующий один из афоризмов:

«Вылечить способно слово бурный, нездоровый гнев»;

«ах, как легко тому, кто в безопасности, увещевать и поучать попавшего в беду»;

«ничего постыднее неискренних, нечестных слов на свете нет»;

«Смерть принять единожды милей, чем каждый день в сплошном страданье жить»;

«Муки терпеть врагу от врага — совсем не позор».

Источники

http://www.youtube.com/watch?v=WbsQXO6TG-4

http://www.testsoch.com/esxil-prikovannyj-prometej-literaturnaya-versiya-mifa-o-prometee/

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.