11 класс. Литература. Введение. Историческая и культурная ситуация. Основные события культурной жизни России.
11 класс. Литература. Введение. Историческая и культурная ситуация. Основные события культурной жизни России.
Комментарии преподавателя
Декаданс
Декаданс - культурный упадок в литературе и искусстве конца XIX— начала XX века, характеризующийся формализмом, индивидуализмом.
В это время стали называть в искусстве упадок вкуса, когда разгорелась дискуссия о старом и новом: о литературе, о писателях. Споры шли о том, что лучше античная литература (образцовая) или современная (отвечающая духу современности). Именно в этот период в Европе и употребляется слово декаданс.
Это слово также употребляется в середине XIX века. Начали переносить исследования Дарвина и других физиологов на литературу, общество, искусство, заговорили о вырождении человеческого биологического вида и конце человеческой цивилизации. Эти идеи получили название «социал-дарвинизма».
Э. Золя в своей статье «Что я ненавижу» (1866) пишет: «Мой вкус, если хотите, испорчен. Я люблю чересчур острое литературное рагу: произведения декаданса, для которых свойственна болезненная чувствительность, а не крепкое здоровье классических эпох. Я принадлежу своему времени.»
Французский поэт Т. Готье издаст сборники стихов Бодлера («Цветы зла»), которые во многом определят идеологию и психологию декаданса.
Рис. 1. Пьер Жюль ТеофильГотье (Источник).
Рис. 2. Шарль Пьер Бодлер (Источник).
Рис. 3. Иллюстрация к изданию «Цветы зла» (1900) (Источник).
«Сочинитель «Цветов зла» то, что называют декаденским стилем, есть искусство, которое дошло до такой степени зрелости, которой достигают на закате состаревшейся цивилизации,» - говорит Т. Готье в своем предисловии к сборнику.
Декаданст – это старость, закат европейской цивилизации, т.е. - зрелость и мудрость. Художники слова выражают это время. К концу века эти настроения упадка, близкого конца цивилизации усилились. Казалось, что очень важное прозойдет, и творчество писателей, у которых доминировали настроения упадка, ощущуния близкой смерти и стали называть декаденскими.
Рис. 4. Леконт де Лиль (Источник).
Леконт де Лиль считал, что городская цивилизация сойдет на нет (образ травы, прорастающей сквозь асфальт), на месте городов будут расти леса, а затем вся планета погибнет в космической вспышке.
Эсхатология (от греч. eschatos последний, конечный и logos – учение) – учение о последних вещах: о конце мира, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о царстве Божием на земле. Различается индивидуальная эсхатология, т.е. учение о загробной жизни единичнойчеловеческой души, и всемирная – учение о цели космоса и истории и их конце.
Становиться популярная тема упадка римскоцй империи( образ Юлиана Отступника). Эту культуру, по мнению других, могут и погубить варвары. Внешние и внутренние варвары угрожали цивилизации. События Парижской коммуны (обрушение Вандомской колонны, поджог Лувра).
Рис. 5. Гюстав Флобер (Источник).
Г. Флобер пишет Тургеневу: « Меня угнетает состояние общества... Я чувствую, как поднимается откуда-то снизу неодолимое варварство. Я всегда пытался жить в башне из слоновой кости, но окружающее ее море дерьма поднимается все выше, волны бьют о ее стены с такой силой, что она вот-вот рухнет». Речь здесь идет не о политике, а об умственном состоянии Франции.
Россия в кругу европейских государств могла считать себя достаточно молодой цивилизацией. Русские поэты чувствуют что-то похожее.
Рис. 6. Владимир Соловьев (Источник).
Поэт и философ Владимир Соловьев гибель цивилизации видит не в пришествии русского бунта, а в агрессивном движении с Востока. В своем стихотворении «Панмонголизм» он пишет:
Панмонголизм! Хоть слово дико,
Но мне ласкает слух оно,
Как бы предвестием великой
Судьбины божией полно.
Когда в растленной Византии
Остыл божественный алтарь
И отреклися от Мессии
Иерей и князь, народ и царь,-
Тогда он поднял от Востока
Народ безвестный и чужой,
И под орудьем тяжким рока
Во прах склонился Рим второй.
Судьбою павшей Византии
Мы научиться не хотим,
И всё твердят льстецы России:
Ты - третий Рим, ты - третий Рим.
Революция близка.
Рис. 7. Мережковский Дмитрий Сергеевич (Источник).
Мережковский – родоначальник русского символизма - назовет нового героя «грядущим хамом».
Для русских представителей декаданса не существует истин и моральных обязательств. Истин много, значит, и морали много. Декадансы – это люди, которые считают, что разделение добра и зла не существует (Ницше «По ту сторону добра»).
Эстетизм, имморализм, пессимизм, индивидуализм составляют философию и психологию декаданса. Для искусства этот период словно взлет. Декаданс – это упадок общественного сознания, но не искусства.
Рис. 8. Освальд Шпенглер (Источник).
Немецкий философ О. Шпенглер в книге «Закат Европы» находится на витке гибели.
3. Модернизм
В этот период возникает новый термин «дух современности». Мир меняется, и нужно обратиться современности. В своей статье «Поэт (художник) современной жизни», которая посвящена художнику Константен Ги, Шарль Бодлер пишет: «Современный художник должен найти красоту не в неких идеальных образцах, а в образцах современности… Он ищет нечто, что можно назвать духом современности, которая лучше бы выразила нашу мысль. Он стремиться выделить в изменчивом лике повседневности скрытую в нем поэзию, старается извлечь из этого элементы вечного..»
Рис. 9. Константен Ги (Гис) (Источник).
Красота – это изменчивое понятие. Каждая историческая эпоха выдвигает свое представление о красоте.
Впечатлительность и талант – важные составляющие искусства этого времени.
От этого выражения «дух современности» появилось слово « модернизм».
Жизнь в это время быстро меняется. Меняется география мира: идет битва за Африку, Россия продвигает идею колонизации на Восток, эпоха Мэйдзи (открытие границ Японии). Европа почувствовала себя дряхлой, потому что открылись новые культуры, новые научные открытия. Люди не всегда понимали, что с этим делать. Появились новые теории: теория относительности Эйнштейна, идея научного воскрешения предков (Н. Федоров), идея полета в космос (К. Циолковский). Картина мира не совсем понятна. Разум понимает, что что-то не понимает. И возникает позиция, что разум не главное. Атеизм и материализм господствуют в это время, уступают место новому. Разум теряет веру в себя (поиски по ту сторону).
Современность меняется. Картин мира много. Разум подвергается сомнению. Художники ищут истину в потустороннем мире. Модернизм по кругу идей похож на романтизм: тот же бунт против традиций, поиск самовыражения, внимательное отношение к индивидуальности каждого художника. Каждый поэт, музыкант или художник стремиться открыть свое направление, придумать новый язык, новую картину мира.
ИЗМы растут как грибы: атеизм, символизм, кубизм, футуризм, фовизм и другие.
Искусство в этот момент обращается на себя. Часто темами художественного произведения становятся так называемые рефлексии. Размышлением над тем, что такое искусство. Современная теория искусства опирается на наблюдения, которые были созданы в этот период.
4. Авангард
Декаданс и модернизм – это не художественное направление, это круг определенных идей, понятий, картина мира.
Одной из ветвей модернизма принято считать авангард, что в переводе означает «передовой отряд».Представители пытаются строить новую будущую цивилизацию из обломков старой. Их творчество больше связано с эпатажем(шокирующее поведение с целью привлечения внимания).
Больше этот термин прижился в изобразительном искусстве, меньше - в литературе.
В литературе авангардистами чаще всего называют футуристов. Для них главное поскорее увидеть будущее.
5. Заключение
Декаданс, модернизм и авангард не являются художественными направлениями, потому что не имеют общей стилистической идеи. Их определяет точка зрения, картина мира, философия, ощущение времени, в котором они живут. Они пересекаются, их объединяет общее ощущение того, что художники живут на сломе веков и считают своей главной задачей отразить это время.
Ичточники
http://interneturok.ru/ru/school/literatura/11-klass/vvedenie/dekadans-modernizm-avangard-osnovnye-opredeleniya?seconds=0
http://www.youtube.com/watch?v=FdGjgYXTC7E
http://present5.com/prezentaciya-avangard/