11 класс. Литература.Жизнь и творчество Максима Горького
11 класс. Литература.Жизнь и творчество Максима Горького
Комментарии преподавателя
1. Вступление
Горький познакомился с труппой театра, когда она приехала в Ялту навестить Чехова. Тогда они уговорили Горького писать для них. Горький начал работать над двумя пьесами сразу: «Мещане» и «На дне».
Рис. 1. Московский Художественный театр, МХТ СССР им. Горького (прежние названия «Художественно-общедоступный театр») (Источник)
Московский Художественный театр, руководимый в 1902 году яркими реформаторами театра К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко, не случайно избрал эту пьесу (и отстоял ее в споре с цензурой): ему был нужен своеобразный жесткий, не сентиментальный «антитеатр» Горького с неожиданной сценической площадкой («подвал, похожий на пещеру»), театр, отрицавший традиционную камерную, «потолочную» пьесу с искусственными декорациями, с извечными резонерами, простаками, «злодеями».
Пьеса «На дне» — социально-философское произведение, являющееся, по мнению многих литературных критиков, центральным в творчестве писателя. «Как бы к Горькому ни относиться, драма «На дне» переживёт и ругань его врагов, и кликушеские восторги подобострастных друзей»,— писал литературный критик Д. В. Философов. «Основной вопрос, который я хотел поставить,— говорил сам Горький,— это — что лучше: истина или сострадание?».
Драма Горького «На дне» (1902), созданная сразу же после серии романтических произведений 90-х годов, полных бунта против психологии смирения, покорности, «гуманизма сострадания», поражает обилием тревожных вопросов, скрытых и явных дискуссий о месте человека в мире, о правде мечты и правде реальности, о границах свободы человека и принижающей силе обстоятельств.
Рис. 2. Кириллов А. Максим Горький читает пьесу (Источник)
На самых острых, судьбоносных вопросах, звучащих в драме, и следует остановиться в определенной последовательности, непременно учитывая изменчивое отношение Горького к своей же пьесе, ее сложную и новаторскую драматургическую структуру, ее язык. В этой пьесе он передал свои наблюдения за людьми.
2. Смысл названия
У Горького было несколько вариантов названия пьесы: « Без солнца», «Ночлежка», «На дне жизни». Название «На дне» появилось впервые на афишах МХАТ.
Рис. 3. Афиша пьесы «На дне» (Источник)
Почему Горький остановился на этом названии?
Пьеса «На дне» подчеркивала точку невозврата, в этом философский смысл пьесы.
3. Жанровые особенности. Поэтика пьесы
Горький определил жанр своей пьесы – это картина (автор стремиться уйти от жесткого жанрового определения). Он делает акцент на описание куска действительности.
Создает определенную атмосферу. Список действующих лиц (хозяин ночлежки, люди без определенных занятий). Сразу возникают предположения о социальном, любовном конфликтах. В самом названии конфликт философский. Описание декораций сопровождено авторскими ремарками. Камень, темнота - все разрушено, грязно. Было ощущение того, что мир утратил красоту, целостность. Звуковой мир тоже не совсем приятен.
Рис. 4. Сцена из спектакля (Источник)
Рис. 5. Сцена из спектакля (Источник)
Весна. Раннее утро. Надежда на что? Завязки в пьесе нет.\
Рис. 6. Сцена из пьесы (Источник)
Это следование чеховской драматургии, где зритель невольно становиться участником неорганизованной жизни. Но каждая реплика информативна. Каждый персонаж своеобразен, имеет свой особый голос, свой круг тем, своя интонация, словно хор, в котором все звуки звучат одновременно. Из этого хора можно вычленить лейтмотив.
Лейтмотив. Термин лейтмотив в литературоведении обозначает как главенствующую тему произведения или творчества писателя в целом, так и совокупность групп тематических элементов или выразительных средств, постоянных, «канонических» для определенного жанра и стиля. Также под лейтмотивом иногда подразумевается комплекс тематических и выразительных средств, который постоянно повторяется на протяжении данного художественного целого — литературного произведения.
4. Герои пьесы
Из разговоров персонажей можно узнать их реальные или выдуманные истории. Нет ответов на вопрос, почему люди оказались в ночлежке. Что-то с ними не так: кто-то убыл, кто-то запил, обстоятельства находятся внутри героев.
Все ночлежники разные, но у них есть общие черты: у каждого нет в жизни таких событий. Они попали в ночлежку из-за ошибок, которые совершили сами.
Горький не склонен искать причины этого путешествия на дно жизни.
Все они считают пребывание в ночлежке временным и все, что с ними происходит, они ненавидят. Они пытаются свою жизнь приукрасить. Все они раздражены, философствуют, много говорят. Всех их объединяет мечта вырваться из этого мира.
Реплики контрастируют друг с другом (2 дейст., разговор Анны и реплики картежников).
Жизнь постояльцев повседневная, все события идут по заведенному кругу. Герои произносят одни и те же слова, производят одни и те же действия. Жизнь вертится по замкнутому кругу, все мечтают разорвать этот круг.
5. Образ Луки
Появляется в образ Луки (странник, о котором ничего не известно). Постояльцы равнодушны друг к другу, Лука вглядывается в каждого с любопытством. Постояльцы ночлежки разговаривают грубо, Лука - с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Он жалеет и успокаивает постояльцев, обещает им примирения с действительностью. Лука предлагает Ваське и Наташе уйти и искать своё будущее.
Он похож на босяка, у которого ничего нет, он странствует в поисках правды. Это главный вопрос, который автор задает в этой пьесе.
Домашнее задание
Прочитать пьесу «На дне». Составить характеристику героям.
Источники
http://www.youtube.com/watch?v=JqfVB6ZPbwM
http://www.youtube.com/watch?v=X578VE428js
http://www.youtube.com/watch?v=czCJgLwVZ1I
http://www.youtube.com/watch?v=hwmX8IDxaRo
конспект http://interneturok.ru/ru/school/literatura/11-klass/maksim-gorkiy/maksim-gorkiy-na-dne-poetika-piesy?seconds=0
http://ppt4web.ru/literatura/amgorkijj-pesa-na-dne.html
http://prezentacii.com/literatura/6180-a-m-gorkiy-pesa-na-dne.html
http://infourok.ru/prezentaciya_k_uroku_literatury_v_11_klasse_po_pyese_m.gorkogo_na_dne-416696.htm