11 класс. Литература.Жизнь и творчество Максима Горького
11 класс. Литература.Жизнь и творчество Максима Горького
Комментарии преподавателя
1. Вступление
Пьеса «На дне» — социально-философское произведение, являющееся, по мнению многих литературных критиков, центральным в творчестве писателя. «Как бы к Горькому ни относиться, драма «На дне» переживёт и ругань его врагов, и кликушеские восторги подобострастных друзей»,— писал литературный критик Д. В. Философов. «Основной вопрос, который я хотел поставить,— говорил сам Горький,— это — что лучше: истина или сострадание?».
«На дне» — пьеса неоднозначная, допускающая различные толкования, в том числе и несогласные с замыслом своего автора. В ней отразился личностный конфликт самого автора: противоречие между Горьким-идеологом и Горьким-человеком. Окончательное своё название пьеса получила на театральной афише, после того как Максим Горький перебрал другие: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». В отличие от первоначальных, оттеняющих трагичное положение босяков, последнее явно обладало многозначностью, воспринималось широко: не только «на дне» жизни, а в первую очередь — «на дне» человеческой души.
Рис. 1. К.С.Станиславский, А.М.Горький и М.П.Лилина (Источник)
Здесь под мрачными и угрюмыми сводами ночлежного дома нашли себе приют люди самого различного характера и социального положения, выходцы почти изо всех слоев тогдашнего русского общества. Разные пути привели их на "дно", все они достойны лучшей участи. Большинству из них грозит неминуемая нравственная, и даже физическая гибель. Но именно здесь, "на дне" среди жалких искалеченных бродяг, среди мрака и безысходности зарождается спор о человеке и о смысле его жизни...
Пьеса Максима Горького «На дне» своим появлением взбудоражила общество. Первое её представление вызвало шок: неужели вместо актёров на сцену вышли настоящие ночлежники? Действие пьесы в подвале, похожем на пещеру, приковывает внимание не только необычностью героев, оно захватывает многоголосием. Это только в первый момент, когда читатель или зритель видит «тяжёлые каменные своды» потолка, «нары Бубнова», «широкую кровать, закрытую грязным ситцевым пологом» кажется, что и лица здесь все одинаковые — серые, мрачные, грязные. Действие 1-го акта предваряется подробным описанием подвала. Автору хотелось ввести зрителя именно в этот подвал. Он похож на пещеру. Но это дом ночлежников, они привязаны к своему жилищу. Но вот герои заговорили.
Сатин появился не со словами, а с рычанием. Его первая реплика говорит о том, что он карточный шулер и пьяница. Он когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком. Он произносит непонятные для окружающих слова. «Органон» в переводе означает «орудие», «орган знания», «разум». (Может быть, Сатин имеет в виду, что отравлен не человеческий организм, а сама разумность жизни.) Сикамбр — это древнегерманское племя, означает «тёмный человек». Этими словами Сатин показывает своё превосходство над остальными ночлежниками.
Актёр — пьяница, постоянно вспоминающий своё актёрское прошлое. Он безобиден, никому не делает зла, помогает Анне, жалеет её. Цитирование им классических произведений говорит в пользу героя. Он предпочитает одиночество, общество самого себя, вернее, своих дум, мечтаний, воспоминаний. Характерны ремарки к его репликам: «помолчав», «вдруг как бы проснувшись». У него нет имени (его звали Сверчков-Заволжский, но «никто этого не знает»). Как утопающий, он хватается за любую соломинку, если она создаёт иллюзию этого имени, индивидуальности. «Мой организм отравлен алкоголем». Ремарка «с гордостью» многое объясняет: вот и у меня есть то, чего нет у других.
Бубнов. С первых реплик проявляется тугодумие, равнодушие героя. В. Лужский, исполнявший в М ХТ роль Бубнова, вспоминает беседу с Максимом Горьким: «Меня он просил в 3-м акте быть ещё тупее».
Клещ. В 1-м акте — два раза ремарка «угрюмо». Это самая мрачная фигура. Он трезво и угрюмо смотрит на жизнь.
Настя в 1-м акте появляется с романом «Роковая любовь». (Газеты писали, что такие бульварные романы составляли традиционную «культуру» городской проститутки.) Она уже нашла «возвышающий обман» до прихода Луки.
Лука появляется со словами: «Доброго здоровья, народ честной». На вопрос Василисы: «Ты кто такой?» отвечает: «Проходящий… странствующий».
Эти люди в большинстве своём равнодушны друг к другу, часто не слышат,
что говорят другие, не пытаются понять. В 1-м акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других,— о своём. Действительно, каждый живёт в этом подвале так, как ему хочется, каждый озабочен собственными проблемами (для кого-то это проблема свободы, для кого-то — проблема наказания, для кого-то — проблема здоровья, выживания в создавшихся условиях). Развитие конфликта начинается с появления Луки. Драматург размышлял о проблеме человека многие годы. Вероятно, появление Луки в первом действии пьесы — кульминационный момент этого действия не только потому, что герой намечает одну из главных проблем — как относиться к человеку; появление Луки — наиболее яркий момент ещё и потому, что от него тянутся лучи-мысли к следующим действиям драмы.
Бубнов, картузник, 45 лет
Справка. Прозвище Бубен давали: 1) мастеру, делающему ударный музыкальный инструмент; 2) тому, кто беспрерывно болтает,неразборчиво бубнит, говоруну, вруну, мошеннику; 3) промотавшемуся или проигравшемуся в карты (метонимия на основе названия карточной масти) или разорившемуся бедолаге; 4) глупцу (бубны в голове — без царя в голове), лентяю, прихлебателю. Ср. также выражение «забубённая головушка», то есть пропащий человек.
..Бубнова и Анну зритель видит только в пределах костылёвской ночлежки. Даже в III акте, когда все остальные ночлежники оказываются «на воле» (на «пустыре»), он остаётся в подвале, выглядывая оттуда в окно.
.. «В любимом вся душа» — с этим утверждением Луки можно согласиться. У картузника Бубнова «любимое» — острожная песня, которую он самозабвенно распевает с Кривым Зобом,— та, которую «испортил» Актёр.
.. В ответ на замечание Луки: «Погляжу я на вас, братцы,— житьё ваше — о-ой!..» — Бубнов отвечает: «Такое житьё, что как поутру встал, так и за вытьё». Картузник при этом переиначивает пословицу: «Без правды житьё — вставши, да и за вытьё».
Сатин, лет под 40
Справка. Сатин — от Сата, Сатя — сокращённые варианты имени Сатир (в греческой мифологии сатиры — боги плодородия из свиты Диониса, бога виноделия; они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, любят вино).
Фамилию Сатин связывают также с «князем тьмы» — Сатаной.
.. Литературовед А. Новикова называет Сатина «новым Данко, превратившимся из романтика в реалиста», который «не может вести за собой людей, освещая дорогу лучами собственного сердца», ибо «у него нет сил».
Слова Сатина: «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!»?
2. Образы героев, Луки
Рис. 2. Образ Луки (Источник)
Лука, странник, 60 лет
Справка. Лука — Лукиан (лат. — светлый, светящийся). Лукой звали и одного из 70 учеников Христа, посланных Им «во всякий город и место, куда сам хотел идти», автора одного из канонических Евангелий и «Деяний Апостолов», искусного врача. В Евангелии от Луки подчёркнута любовь Христа к беднякам, блудницам, вообще грешникам. Лукавый — хитрый, умышляющий, коварный, скрытный и злой, обманчивый, притворный. Тип странника «прижился» в русской литературе давно. Вспомните, например, Феклушу из драмы А. Н. Островского «Гроза».
Внешность Луки описана довольно подробно: автор сообщает о его вещах: палке, котомке, котелке и чайнике, однако о росте, телосложении и пр. «приметах» он умалчивает.
В последнем разговоре Костылёв поучает Луку: «Не всякая правда нужна»?
Для ночлежников правда становиться невыносимой, они находятся на дне, они не могут справиться с правдой. Правда о своей ненужной жизни никому из героев не нужна.
Все они мечтают вырваться из этой ночлежки. В каждом герое живет страстная мечта, и Лука видит мечту каждого, он уважает тот мир, который герои сами себе придумали.
Как Лука воспринимает людей? Ему не нужно само утверждаться, он не вздорит с другими людьми, он интересуется ими, относится с любопытством. Каждый человек для него имеет свою ценность. С другой стороны, люди «уж больно суетятся».
Для Луки цивилизация ценности не имеет. Лука начинает наводить порядок в ночлежке теми силами, которые у него есть, и Лука выслушивает каждого и слушает всех. Всем дает совет, который соотносится с внутренним желанием человека. Он говорит: «Человек все может, лишь бы захотел».
Мечта может украсить жизнь, а правда бывает иногда беспощадна. Каждый герой по-своему не выдерживают реальности. «Зачем.. правда?»
Лука именно тот персонаж, который из людей может извлечь то, что они представляют собой на самом деле, извлечь из них этот внутренний конфликт мечты и реальности и преподнести его зрителям. Лука – единственный человек, который не делит людей на хороших или плохих. Зло и агрессия в человеке возникает тогда, когда он не видит нормального отношения к себе, не видит ни любви, ни жалости, ни сострадания. Он иногда чувствует, когда говорить правду, а когда можно и солгать во имя правды.
3. Три правды
Один из главных (если не самый главный) пунктов все рассуждения героев пьесы,— это вопрос о цели жизни человека (или человечества).
Первая правда — правда Бубнова, её можно назвать правдой факта. Бубнов убеждён, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты… Чего жалеть… Ты везде лишняя… да и все люди на земле — лишние». Как видим, Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. Для него правда — жестокий, убийственный гнёт бесчеловечных обстоятельств.
В чём правда Бубнова?
«На что мне совесть? Я — не богатый!» «Люди все живут… как щепки по реке плывут…» «Все люди на земле лишние…» «Всё сказки…» «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты…»
Вторая правда — правда Луки — правда сострадания и веры в Бога. Приглядевшись к босякам, он для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду: рассказывает Актёру о лечебнице для алкоголиков, советует Пеплу уйти в Сибирь, Анне говорит о счастье в загробном мире. То, что говорит Лука, нельзя назвать просто ложью. Скорее он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть. «Все ищут люди, все хотят — как лучше, дай им, Господи, терпенья!» — искренне говорит Лука и добавляет: «Кто ищет — найдёт… Помогать только надо им…» Лука несёт людям спасительную веру. Он думает, что жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно излечить его душу, чтобы самый последний вор понял: «Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать…»
В чём правда Луки?
«Во что веришь, то и есть…» «Христос всех жалел и нам велел» «Человек — всё может… лишь бы захотел…» «… Если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…» «Всяко живёт человек… как сердце налажено, так и живёт…»
Третья правда — правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога. Он считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и сострадании. «Какая польза тебе, если я тебя пожалею?» — спрашивает он
Клеща. А затем произносит свой знаменитый монолог о человеке: «Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит — гордо!» Сатин говорит не просто о сильной личности. Он говорит о человеке, способном перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания,— о человекобоге.
В чём правда Сатина?
«Всё — в человеке, всё для человека. Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и мозга! Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит — гордо! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью…» «Что такое правда? Человек — вот правда!» «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!»
В пьесе нет авторского героя (резонера). Это полифоническое звучание, где нет главных и второстепенных персонажей.
В противопоставлении мечты, лжи и правды в пьесе есть еще один нюанс: мечта – это то, что порождает безумцев, которые странно смотрят на жизнь. Каждый из героев стремятся к прекрасному, искусству (чтение романа, стихов). В ночлежке искусство (обрывки) - это единственный источник ярких эмоций, который здесь не хватает, где все темно и серо. Финальная реплика Сатина - «Дурак, испортил песню»- относится и к Барону (который сообщает, что Актер повесился), и к самому Актеру (который повесился). Песня эта - частица искусства.
«Три правды» трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие правды многомерно. Яркий пример тому — и одновременно момент столкновения разных правд — монолог Сатина о гордом человеке. Этот монолог произносит пьяный, опустившийся человек. И сразу возникает вопрос: этот пьяница, опустившийся человек — тот же самый, который «звучит гордо»? Положительный ответ сомнителен, а если отрицательный — то как же быть с тем, что «существует только человек»?
Получается, что для того, чтобы воспринять правду слов Сатина о гордом человеке, нужно не видеть Сатина, облик которого — это ведь тоже правда.
Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе то, что М. Горький заставляет ещё острее почувствовать несправедливость общественного устройства, задуматься о человеке, его свободе. Он говорит: не надо мириться с неправдой, несправедливостью, необходимо сберечь в себе доброту, сострадание, милосердие.
Заключение
В пьесе «На дне» М. Горький стремился не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов — трагическое столкновение трёх правд, трёх представлений о жизни.
Рис. 3. К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко (Источник)
4. Премьера
Первая пьеса Максима Горького «Мещане» поставлена в 1901 году и имела умеренный успех. Пьеса «На дне» (вторая премьера Горького в театре) успех принесла оглушительный.
В пьесе играли выдающиеся актеры: Станиславский – Сатина, Москвин – Луку,
Рис. 4. К.С. Станиславсий (Источник)
Рис. 5. Москвин И.М. (Источник)
Рис. 6. Качалов В.И. (Источник)
Рис. 7. Книппер-Чехова О.Л. (Источник)
Нет одного ответа, в чем правда?
Дополнительное
Драма (греч.— действие) — самый действенный род литературы. Она предназначена для постановки на сцене. Поэтому драматург не может в отличие от автора эпического произведения прямо выразить свою позицию — исключения составляют лишь авторские ремарки, которые предназначены для читателя или актёра, но которых не увидит зритель. Драматург ограничен и в объёме произведения (спектакль может идти два-три часа), и в количестве действующих лиц (все они должны поместиться на сцене и успеть
реализовать себя). Поэтому в драме особая нагрузка ложится на конфликт — острое столкновение между героями по очень значимому для них поводу. В ином случае герои просто не смогут реализовать себя в ограниченном объёме драмы и сценического пространства.
Драматург завязывает такой узел, при распутывании которого человек показывает себя со всех сторон. При этом в драме не может быть лишних героев — все герои должны быть включены в конфликт.
Домашнее задание
Составить цитатную характеристику Луки.
Источники
http://www.youtube.com/watch?v=TTAZFPWjw9c
http://interneturok.ru/ru/school/literatura/11-klass/maksim-gorkiy/maksim-gorkiy-na-dne-chto-takoe-pravda?seconds=0
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.