Фонетика. Орфоэпия. Графика.Орфография. 5 класс ( урок 57-71)

Фонетика. Орфоэпия. Графика.Орфография. 5 класс ( урок 57-71)

Комментарии преподавателя

План-конспект урока.

Тема: Фонетика.

Цели:

-познакомить учащихся с основными особенностями произносительного аппарата, природой образования звуков речи и их дифференциацией;

-развивать навыки синтаксического разбора предложений, умение исследовать: наблюдать, находить новые факты об объекте, анализировать их, аргументировать свои выводы.

- воспитывать уважение к родной истории. 

Оборудование:  доска, мультимедийный проектор (вариант. Интерактивная доска), компьютер, презентация Power Point.

План урока.

1.  Организационный момент.

2.  Орфографическая минутка.

3.  Синтаксическая минута.

4.  Воспитательная минутка.

5.  Объяснение темы.

6.  Запись и пояснение темы.

7.  Внутреннее проговаривание опорного конспекта.

8.  Выяснение непонятного, выборочное озвучивание блоков, вызвавших трудность у учащихся.

9.  Чтение сведений из учебника, сравнение с опорным конспектом.

10.  Объяснительный диктант.

11.  . Итог урока. Внешнее проговаривание.

12.  Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1.  Организационный момент.

2.  Орфографическая минутка.

Объяснение орфограмм в записанной на доске и в тетрадях дате. Например, «Десятое октября».

3.  Синтаксическая минута. Разбор предложения.

Настоящий человек уважает память предков.

4.Воспитательная минутка.

Учитель:

- Почему настоящий человек должен чтить память предков, уважать историю родной страны?

(Обычно основной смысл ответов учащихся сводится к утверждению о том, что обязанность каждого уважать родителей, любить Родину)

Учитель:

Я думаю, человек не может называться этим гордым именем, если не чтит память предков и не думает о потомках. Почему? (после небольшой паузы, позволяющей детям подумать над заданным вопросом) Попробую ответить вам небольшой притчей В. А Сухомлинского.

Краткий пересказ учителем притчи В. А. Сухомлинского «Сказка о человеке и стрекозе»

Человек пошел на кладбище к могиле Отца. Вырвал несколько появившихся из земли сорняков, полил траву. Потом выкопал яму и посадил куст розы.
 На стебельке травы сидела Стрекоза. Она внимательно наблюдала за работой Человека и думала: что это он делает? Ведь здесь не огород и не цветник.
 Прошло несколько дней. Человек опять пришел на кладбище. Сорвал несколько сорняков, полил розу. Улыбнулся, увидев на розовом кусте первый цветок.
 — Человек, — не утерпела Стрекоза, — что это ты делаешь? Зачем ты насыпал этот холмик? Зачем сажаешь на нем цветы, поливаешь траву?
— Под этим холмиком мой Отец,— ответил Человек.— Это его могила.
— А что такое Отец? — опять спрашивает Стрекоза.— Что такое могила?
 Человек объяснил, но Стрекоза не могла ничего понять. Она стала просить:
 — Человек, скажи мне, что надо сделать, чтобы понять все, о чем ты рассказываешь?
 — Для этого надо быть Человеком, — ответил Человек.

Итак, каждый человек должен, в том числе быть причастным истории своей страны. Почему?(пауза) Наверное, по очень простой причине. Потому что мы носим гордое имя Человек. Уважение к родной истории – вопрос сегодня очень важный, поэтому 2012 год Президентом России объявлен Годом Истории.

Мы слушали с вами сказку Сухомлинского, а в сказках возможно всё. Например, разговор Человека и Стрекозы, что в реальности трудно себе представить, потому что человек в отличие от животных обладает ещё одним умением.

- Что ещё отличает человека от окружающей природы? (Речь)

Нас с детства окружает мир звуков. Они везде и всегда: всё шуршит, шумит, звенит, булькает, скрипит, стонет – звучит. Но лишь звуки речи обладают неповторимым разнообразием и красотой разума. Итак, вы поняли, о чём мы будем сегодня говорить.

(Учащиеся обычно отвечают, что речь на уроке пойдёт о звуках)

Наша школа находится на оживлённой улице, какие звуки мы слышим сейчас?

(учащиеся перечисляют шумы улицы)

Но, конечно же, на уроках русского языка мы не будем изучать перечисленное, мы будем знакомиться со звуками речи, изучаемыми в разделе языкознания фонетике.

5. Запись и пояснение темы «Фонетика»

6. Объяснение темы.

а) «Выведение» опорного конспекта»

Мы уже выяснили, что фонетика – это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение и слоги.

(появляется блок опорного конспекта-слайда. Приложение )

Решение проблемной задачи № 1

Примечание. Все задания, выводы, сведения, элементы опорного конспекта с помощью эффектов анимации появляются последовательно и убираются со слайда после их решения.

Учитель:

- Произнесём звук П. Какие органы участвовали в образовании звука?

На экране появляется надпись.

(Определяем органы речи. Вывод появляется на слайде)

Точно также определяем органы речи, участвующие в образовании других звуков. На экране последовательно появляются задания и выводы.

При работе над гласными положим руку на гортань, чтобы ощутить колебание голосовых связок.

Делаем вывод о том, что относится к органам речи. На экране появляется последовательно вывод по проблемной задаче № 1.

Озвучивание блока № 1 Опорного конспекта.

Примечание: Как уже отмечалось, все элементы опорного конспекта появляются последовательно с помощью эффектов анимации. (Далее показана последовательность. Принцип работы с остальными блоками - подобный, поэтому далее иллюстрироваться подробно не будет)

Проблемная задача №2. Для наблюдения за движением воздуха через органы речи используем импровизированный прибор в виде небольшого листа бумаги, согнутого в виде буквы Г. Шляпка прибора надевается на карандаш, лист бумаги может свободно двигаться на карандаше.

При произнесении согласного звука листочек останется неподвижным, а при произнесении согласного будет колебаться.

На экран выводится вопросы: Как проходил воздух при произнесении звука А ?

Почему сместился прибор при произнесении звука П ?

Делаем вывод о делении звуков на гласные (воздух при произнесении проходит свободно) и согласных (воздух преодолевает препятствие)

Итог проблемной задачи № 2

.

Проблемная задача №3. Выясним, из чего состоят гласные и согласные звуки. Выполняем задания.

Запись на экране:

Вывод: колебались голосовые связки, гласные состоят из голоса. На экране:

Выясняем, входит ли голос в состав согласного звука. Проводим подобный опыт с согласным звуком.

Вывод: в состав согласных тоже может входить голос.

Выясняем, что ещё входит в состав согласного звука. Выполняем задание:

Определяем из чего состоят шипящие согласные. Выполняем задание:

Итог проблемной задачи. Вывод блока опорного конспекта.

Проблемная задача №4. Наблюдаем за делением слова на слоги. Проводим опыт со свечой.

Делаем вывод, затем он появляется на экране:

Выясняем, почему на третьем слоге пламя погасло (ударный слог)

Вывод из проблемной задачи, озвучивание нового блока опорного конспекта:

Проблемная задача №5. Выясняем отличие букв от звуков На экране:

Вывод6 буквы мы читаем и пишем, звуки – произносим и слышим.

Итог проблемной задачи № 5, вывод блока опорного конспекта.

Проблемная задача №6. Наблюдаем за согласными звуками, выясняем деление их на мягкие и твёрдые. На экране задание:

Делаем вывод о делении согласных на твёрдые и мягкие:

Итог проблемной задачи № 6, вывод блока опорного конспекта.

Проблемная задача №7. Наблюдаем за звонкими и глухими согласными. Задание, а затем вывод на экране:

Итог проблемной задачи № 7, вывод блока опорного конспекта.

б) Объяснение опорного конспекта в целом. (Подробнее см. в «Расшифровке опорного конспекта» Приложение )

7.Внутреннее проговаривание опорного конспекта. (Учащиеся воспроизводят опорный конспект про себя)

8. Выяснение непонятного, выборочное озвучивание блоков, вызвавших трудность у учащихся.

9. Чтение сведений из учебника, сравнение с опорным конспектом.

10. Объяснительный диктант.

Записать отрывок стихотворения Вадима Шефнера. Гласные звуки подчеркнуть.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

11. Итог урока. Внешнее проговаривание. (Учащиеся по очереди вслух воспроизводят опорный конспект)

12. Домашнее задание. Выучить сведения по фонетике, используя учебник, опорный конспект и расшифровку к нему.

Файлы