Фонетика. Орфоэпия. Графика.Орфография. 5 класс ( урок 57-71)

Фонетика. Орфоэпия. Графика.Орфография. 5 класс ( урок 57-71)

Комментарии преподавателя

Разработка урока на тему «Орфоэпия», 5 класс.

Пояснительная записка к конспекту урока

       Вопросы орфоэпии являются достаточно важными для современного человека. Модель выпускника средней школы предполагает сформированность у него ключевых компетенций, связанных с взаимодействием человека с социумом. Формирование коммуникативной компетентности, подразумевающей под собой овладение знаниями, умениями и навыками общения с другими людьми – важнейшая задача уроков русского языка. Сегодня обществу требуется коммуникабельный выпускник, способный вести грамотный конструктивный диалог.

Именно поэтому умение правильно произносить слова, ставить нужное ударение необходимо формировать с ранних этапов  изучения языка в школе. Культура устной речи - это один из важных показателей культуры человека вообще. На экзамене в форме ЕГЭ этому вопросу уделяется особое внимание: знание орфоэпических норм проверяется при решении заданий в части А. Чем раньше мы обратим внимание учащихся на орфоэпию, на необходимость знать и соблюдать нормы, тем прочнее будут знания, тем выше может оказаться и результат обучения, и общая культура обучающихся.

      В программе Т.А.Ладыженской тема «Орфоэпия» изучается в разделе «Фонетика». На неё отводится 1 час. Вопросам орфоэпии также посвящены несколько упражнений в учебнике под редакцией Л.А. Тростенцовой. Мы считаем, что необходимо углубить сведения об орфоэпии, расширить теоретический материал, предлагаемый для изучения учащимся уже в 5 классе. С этой целью расширяется теоретический материал: называются лингвистические термины, определяется место орфоэпии среди других разделов науки о языке.

Для формирования навыка самоконтроля предлагаются задания по самопроверке, самооценке, самостоятельной формулировке задания к упражнению. Компьютерная презентация является средством наглядности, мотивации обучения. Учитывая особенности возраста, обучая приёмам запоминания орфоэпических норм, предлагаем учащимся задания игрового характера.

Цель урока:

создание условий обучения, способствующих самостоятельному поиску и закреплению знаний об орфоэпических нормах.

Образовательные задачи:

-дать понятие орфоэпии и орфоэпической нормы;

-формировать навыки правильной речи (нормы ударения и произношения);

-развивать общеучебные умения:

-находить и применять изучаемые орфоэпические правила;

-обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие задачи:

-вырабатывать умения учащихся самостоятельно получать знания по теме урока и навык самостоятельной поисковой работы с учебной литературой.

-развивать внимание к собственной устной речи и речи собеседника;

- развивать мыслительные операции (анализ и синтез), память и внимание, логическое мышление, речевые способности и личностные качества (ответственность и самостоятельность), коммуникативные навыки;

-формировать творческие способности.

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к родному языку, культуру ответа, бережное отношение к русскому слову.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Основные методы: проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский.

Реализация: активизация умственной деятельности учащихся через различные формы.

Оборудование:

-стандартное

-мультимедийная установка,

-презентация (обращаемся к слайдам параллельно с работой над материалом  урока),

Ход урока.

1.Организационный момент.

- На доске написаны слова стрелки и гвоздики. Ребята нарисовали эти предметы. Почему рисунков больше, чем слов? Почему получились разные рисунки? Как вы думаете? (На доске прикреплены 4 рисунка)

(В каждом слове скрыто два, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному, т.к. ударение в этих словах может падать на разные слоги: стрелки (часов) – стрелки (военные), гвоздики (железные стержни) – гвоздики (цветы).

- Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение. Значит о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

2.Работа по теме урока.

А)Введение термина «орфоэпия».

- Что изучает этот раздел науки о языке? Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково значение каждой части?

(“Орфо” - правильный, “эпос” - речь)

- Откройте учебник и прочитайте определение термина “орфоэпия”. (Чтение определения)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с принципами орфоэпии: научимся правильно ставить ударение и произносить звуки в словах. В случае затруднения мы обратимся к словарю.

-Какие словари помогут нам определить правильное произношение слова, его ударение?

1) Словарь в учебнике “Произноси правильно”, 2) Школьный орфографический словарь, 3) Орфоэпический словарь.

- Давайте вспомним, как работать со словарем. По какому принципу расположены слова в словаре? Определите правильный вариант: бутерброд [тэ] или [т`э], квартал или квартал. Что такое квАртал?

- Молодцы, все справились с заданием. 

Отгадайте загадку.

Шутник он, невидимка-молоток,
Тук! – и ударил в безударный слог…
И сразу же исчез огромный замок,
И появился маленький замок.

- Кто этот шутник, ребята? (Ударение)

- Чем отличается ударный слог от безударного?

Б) Тренировочные упражнения.

Задание

В группе однокоренных слов выделите корень и расположите слова так, чтобы ударение падало на первый, второй и т.д. слоги. (Задание выполняется по рядам, у доски по одному человеку от каждого ряда.)

Молодежь, молод, молоденький, помолодел.

Дорогой, дорого, дороже, дороговатый.

Переносит, носит, разносит, переносной.

Задание

Прочитайте правильно слова, записанные на доске, объясните значения. Составьте словосочетания или предложения. (Задание выполняется в парах)

Пропасть, село, хлопок.

- В чем мы убедились, выполнив это задание? (Важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого зависит его лексическое значение)

Введение понятия «омонимы».

А сейчас мы проведем орфоэпический диктант.

Задание

Спишите с доски слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю. Обозначьте орфограммы в словах.

Алфавит, фарфор, каталог, библиотека, красивее, звонит, приговор, средства, километр, документ, свекла, начал, досуг, процент, магазин.

Мы справились с этим заданием. Теперь эти слова будем произносить правильно.

Задание

На доске записаны слова, произнесите их правильно. (Устно)

Что, чтобы, скучный, конечно, скворечник, яичница, гречневый, пустячный.

Очень важно, ребята, не только правильно поставить ударение в слове, но и произнести правильно звуки. В русском языке есть слова, заимствованные (пришедшие) из других языков. Во многих словах сохраняется твердое произношение согласных перед е. Мы должны правильно произносить такие слова.

Задание

Распределительный диктант-игра. Отгадайте слово по лексическому значению, правильно произнесите его, запишите в нужный столбик, объясняя орфограммы.

1) Твердый согласный перед е.

2) Мягкий согласный перед е.

1. Мастерская по пошиву одежды. (А[тэ]лье.)

2. Раздел науки, изучающий звуки речи. (Фо[нэ]тика.)

3. Широкая асфальтированная дорога. (Шос[сэ].)

4. Знак препинания. (Ти[рэ].)

5. Плавучая гора, отколовшаяся от родника. (Айс[б`э]рг.)

6. Высшее достижение мастерства. (И[д`э]ал.)

7. Нижние места для зрителей в театре. (Пар[тэ]р.)

8. Спортивная игра с мячиком. (Теннис [тэ].)

9. Название научного понятия. (Термин[т`э].)

10. Шарф, шейный платок. (Каш[нэ].)

11. Гостиница. (О[тэ]ль.)

3) Закрепление изученного. (Задание выполняется самостоятельно, по рядам)

1. Спишите, поставьте ударение в словах – парах, имеющих одинаковое написание. Объясните.

На путях я вижу сорок
Резко скачущих сорок.
Этот вид мне очень дорог
Средь неведомых дорог.

(Введение понятия «каламбур»)

4) Рефлексия. 

Что нового узнали на уроке? Что показалось сложным?

5) Закрепление изученного.

Мини-тест (каждый делает самостоятельно).

Продолжите предложение. Орфоэпия – это…

Найдите ошибку: Алфавит, процент, досуг, звонит.

Найдите “лишнее” слово: Что, скворечник, скучный, гречневый.

Исправьте ошибку: Пар[тэ]р, каш[нэ], [тэ]рмин, порт[р`э]т.

 6) Домашнее задание.

Проецируется на слайде, разъясняется.

 

Фонетический разбор слова

  1. Разделить слово на слоги.
  2. Поставить ударение.
  3. Определить, какой звук дает каждая буква, записать его.
  4. Охарактеризовать каждый звук:

     а) гласный: ударный или безударный;

      б) согласный:

         * звонкий (сонорный) или глухой,

            парный или непарный;

 

                  *твердый или мягкий,

            парный или непарный;

5. Указать количество букв и звуков в слове.

 

 

Гласные звуки:  [а]   [о]   [у]   [и]   [ы]   [э] 

Гласные буквы  а    о    у    и    ы    э    е    ё    ю    я

Буквы  Е, Ё, Ю, Я могут давать 2 звука, если стоят:

  1. в начале слова:   ель  [ й' э]
  2. после гласной:   поёт  [ й' о]
  3. после Ь  вьюга:   [ й' у]
  4. после Ъ  объявит:  [ й' а]

Буквы  Е, Ё, Ю, Я  дают 1 звук, если стоят после согласного, например:      петь [ э ]                ключ [ у ]

                        мёд [о ]                  мяч [ а ]

 

В слабой позиции (безударной) буквы Е, Я могут давать звуки:

1. [ и ]   (звенит, тянуть); 2.  [й' и]    (съедобный, объявление)

Согласные звуки по твердости – мягкости делятся на: парные и непарные.

Парные: [б-б'] [в-в'] [г-г'] [д-д'] [з-з'] [к-к'] [л-л'] [м-м'] [н-н'] [п-п'] [р-р'] [с-с'] [т-т'] [ф-ф'] [х-х']

Непарные твердые:  [ж] [ш] [ ц]      Непарные мягкие:   [ч'] [щ'] [й']

 

Согласные звуки по звонкости – глухости делятся на парные и непарные.

Парные:   [б-п]  [ в-ф]  [ г-к]  [д-т]  [ж-ш]  [з-с]  

Непарные звонкие (сонорные):  [л] [л']   [м] [м']   [н] [н']   [р] [р']   [й']

Непарные глухие:    [х] [х'] [ц] [ч'] [щ']

 

Согласные звуки могут оглушаться: нож [ ш]  ;    озвончаться: сдача  [з]

 

Не дают никакого звука  Ь и Ъ знаки.

 

В некоторых словах согласный звук может выпадатьсолнце [-],   грустный [-]

 

Удвоенные согласные дают 1 звук: класс [с] ,   хоккей  [к']  

 

Звуки Ж, Ч,  Ш,  Щ  называются шипящими.

 

Звук Ш на письме может быть обозначен следующими буквами: Ш (штука), Ч (конечно).

 

Звук Щ на письме может быть обозначен следующими буквами:

 Щ (щетка),  СЧ (счастье),  ЗЧ (указчик),  ЖЧ (перебежчик),  ЗДЧ (объездчик).

 

Звук Ц на письме может быть обозначен следующими буквами: Ц (цирк), ТС (спортсмен),

ДС (средство)

 

 Буквы Е, Ё, Ю, Я, И, Ь, Щ, Ч  смягчают предыдущий согласный.

 

Образец фонетического разбора слова

 

Обед (о-бе́д) – 2 слога

о    [ а ]   глас.,  безуд.

б    [ б']   согл.;  зв., парн.;   мяг., парн.  

е    [ э ]   глас.,  удар.

д    [ т ]   согл.;   глух., парн.;   тв., парн.

-----------------------------------------------

4 б., 4 зв.

 

Ель -  1слог

е    [ й']    согл.; сонорн., непарн.;  мяг., непарн.

      [ э ]     глас.,  ударн.

л    [ л']     согл.;  сонорн., непарн.;  мяг., парн.

ь    [ - ]

----------------------------

3 б., 3 зв.

Случаи несовпадения количества букв и звуков

 

1.Звуков БОЛЬШЕ, чем букв

  • если в слове есть буквы Е,Ё,Ю,Я, которые дают 2 звука (Ёлка – 4 буквы, 5 звуков)

 

2.Букв БОЛЬШЕ, чем звуков

  • если в слове есть непроизносимые буквы, которые не дают звука (грусТный – 8 букв, 7 звуков)
  • если в слове есть Ь, Ъ, которые не дают звука (лень – 4 буквы, 3 звука)
  • если в слове есть удвоенные согласные, которые дают 1 звук (клаСС – 5 букв, 4 звука)
  • если в слове есть сочетания 2 или 3 букв, которые дают 1 звук: СЧ, ЗЧ, ЖЧ, ЗДЧ дают звук Щ, ТС, ДС дают звук Ц (груЗЧик – 7 букв, 6 звуков, деТСтво – 7 букв, 6 звуков)

 

Файлы