Фонетика. Орфоэпия. Графика.Орфография. 5 класс ( урок 57-71)

Фонетика. Орфоэпия. Графика.Орфография. 5 класс ( урок 57-71)

Комментарии преподавателя

Цели урока:

1.Обобщить знания по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия»;

2.Развивать коммуникативно-речевые умения, формулировать правила речевого поведения;

3.Работать над расширением словарного запаса и правильностью речи учащихся.

Тип урока: Повторение и обобщение изученного материала.

Вид урока: Урок-экскурсия.

Оборудование:

  • карта - маршрут работ на уроке. индивидуальные карточки. запись песни «Голубой вагон бежит, качается». билет.(приложение 1) мультимедийный проектор. экран.

Наглядность:

1.Презентация по теме урока.

2. Раздаточный материал. 

Ход урока

Слайд№1

I. Организационный момент

1. Приветствие учителя. Психологическая подготовка к восприятию темы урока.

Вступительное слово учителя:

- Ребята, вы любите путешествовать? А хотите отправиться в увлекательную поездку по городам Фонетляндии, показать свои знания о звуках русского языка и узнать много нового и интересного?

Слайд№2

Сегодня отправляются в путешествие две команды! Наш маршрут пройдёт по городам: Звукоград, Орфоград, Графоград, Орфоэпиград.

--------А путешествовать мы с вами будем на поезде. А чтобы нам войти в вагон, что необходимо иметь при себе? (билет)

--------Правильно! Для этого необходимо купить билеты. Вот вы сейчас это и сделаете. Вам необходимо посчитать, сколько согласных звуков в данных отрывках, сколько гласных звуков, сколько слогов. Все цифры сложить и у вас получится сумма вашего билета.

1. Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!

Е. Благинина

Ответ. В первом отрывке 40 согласных звуков, 28 гласных звуков,28 слогов=96 рублей стоит билет на наш поезд.

------Молодцы!

Слайд№3

- Усаживайтесь поудобнее на своих местах - и в путь! А я буду вашим гидом! Желаю приятного путешествия!

(звучит музыка «Голубой вагон бежит….)

II. Повторение пройденного

Слайд№4

- Внимание! Мы подъезжаем к городу «Звукоград». Но сторожа, которые охраняют город, не пропускают.

- Как вы думаете, почему? Они должны быть уверены, что мы понимаем язык этого города. И для этого они предложили нам выполнить следующее задание. Вы должны восстановить буквенный облик слов и заполнить кроссворд

М олоко

к О рова

Л ось

О рбита

подъез Д

Ц апля

м Ы шь

- Молодцы! Языковой комитет увидел, что вы прекрасно понимаете язык города «Звукоград».

Слайд№5

Задание 1

-Вот мы идёи по городу и видим, что дома отличаются не номерами, а буквами.

-Назовите буквы : б, л, ш, к, т, р, ф и звуки, которые они обозначают.

Слайд №6

Задание 2

«Помогите, потерялись существительные, начинающиеся на букву Б и К! Найдите их! Спасибо!» Маша - растеряша.

-Ребята, поможем Маше – растеряше?

- Мы знаем, что из одних и тех же букв можно составить разные слова. Составьте как можно больше слов, начинающихся с буквы Б и К.

-Проверим, сколько слов вы составили. Положите ручки. Читаем по очереди, а один ученик в каждой команде будет эти слова записывать для того, чтобы мы потом передали их Маше – растеряше.

Слайд №7

-Смотрите, кто это прячется за углом? Кит (крупное морское млекопитающее с рыбообразным телом)

- А там кто? Кот

-Эти слова соседи и даже похожи. Но чем они отличаются? (буквой, звуком, значением)

Слайд №8

-А теперь догадайтесь, кто живёт в следующих домах. Вам нужно заменить букву в предложенном слове. Записываете только соседей.

Слайд №9

-Роль звуков очень велика. Вот мы с вами произнесли буквы и звуки. А какие органы принимали участие в образовании звуков? (Лёгкие, горло, гортань, голосовые связки, ротовая или носовая полость, язык, губы, зубы).

- Чем отличаются гласные от согласных?

Физминутка

-Встали все! Если в слове встречается звук Л, то руки вверх, а если Л(ль), то руки вниз.

Лень, Лось, лодка, полька, полка, лента, полено, стол, пол, столько.

-Дыхание в норме, настроение замечательное, отправляемся дальше в путь. Усаживайтесь поудобнее, и чтобы нам было веселее дальше ехать, давайте придумывать весёлые четверостишия.

Слайд №10

-На доске даны слова, но вам сначала необходимо вставить орфограмму и подобрать проверочное слово. (взаимопроверка Слайд№11)

Слайд №12

-Что называется рифмой?

Рифма – это созвучие концов стихотворных строк.

Нам весёлый Дед Мороз

По заказу лёд привёз.

Как тяжёл был этот груз!

Может, спрятан там арбуз?

- А теперь ответьте, в каком городе мы с вами побывали? Правильно! Орфоград!

Слайд №13

-Мы проезжаем главную улицу Орфограда! Но смотрите, какая она серая, мрачная.

-А чего не хватает на этой улице? (зелени)

-Давайте с вами озеленим главную улицу, посадим цветы. А для этого вам необходимо правильно составить пословицу из слов, находящихся на пазлах.

( Ученье – свет, а не ученье - тьма)

-Получилось у вас озеленить главную улицу Орфограда? Жители этого города говорят вам: « Спасибо!!!»

Слайд №14

- Поезд снова отправляется в путь, следующая станция «Орфоэпиград»

-Возле каждого лежат карточки. Вам необходимо напротив каждого слова написать номер слога, на который падает ударение. Побеждает тот, кто сделает быстрее и не ошибётся.

Контрольный лист

километр
красивее
квартал
каталог
баловать
банты
ворота
газопровод
договор
звонит
магазин
 

медикаменты
начать
нефтепровод
молодёжь

свёкла

процент
портфель
столяр
танцовщица
шофёр
щавель

Ключи

киломЕтр
красИвее
квартАл
каталОг
баловАть
бАнты
ворОта
газопровОд
договОр
звонИт
магазИн
 

медикамЕнты
начАть
нефтепровОд
молодЁжь

свЁкла

процЕнт
портфЕль
столЯр
танцОвщица
шофЁр
щавЕль

-Молодцы! Вы все хорошо справились с заданиями, но пора возвращаться домой .( все вместе поют песню «Голубой вагон бежит, качается..1 куплет)

Слайд №15

III. Домашнее задание

-Теперь вам будет легче выполнить домашнее задание.

1.Расставьте слова в алфавитном порядке.

2.Затранскрибируйте 3 любых слова.

3.Придумайте четверостишие, используя как можно больше слов из списка, или составьте 1 предложение.

IV. Итог урока

- Вернувшись из путешествия, какие впечатления вы привезли домой?

- Понравился ли вам урок?
- Чувствовали ли вы себя комфортно на уроке?

Литература

1. Григорьева Т. М. Русский язык. Орфоэпия. Графика. Орфография. История и современность. - М.: Академия, 2004

2. Бухаренко С. Г., Шуляк Л. И. Русский язык. Практика. Часть 1. фонетика, орфоэпия, графика, орфография. - Р/Д: Изд-во РГУ, 1995

3. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии.- М.:Просвещение, 1994

4. Волина В. Весёлая грамматика.- М.:Издательство Знание, 1995

5. Васильева В. В., Пищева Г. Н. Современные открытые уроки русского языка 5 класс.- Ростов-на-Дону Феникс, 2002

6. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе.- М.:2000

Словари

1.  Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические нормы / Под ред. Р. И. Аванесова. - М.: Русск. яз., 1998

2.  С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова Толковый словарь русского языка. Москва, 2003

3.  Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. - М.: Русский язык, 1993

Приложение 1

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.