Фонетика. Орфоэпия. Графика.Орфография. 5 класс ( урок 57-71)
Фонетика. Орфоэпия. Графика.Орфография. 5 класс ( урок 57-71)
Комментарии преподавателя
Цели урока:
1.Обобщить знания по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия»;
2.Развивать коммуникативно-речевые умения, формулировать правила речевого поведения;
3.Работать над расширением словарного запаса и правильностью речи учащихся.
Тип урока: Повторение и обобщение изученного материала.
Вид урока: Урок-экскурсия.
Оборудование:
- карта - маршрут работ на уроке. индивидуальные карточки. запись песни «Голубой вагон бежит, качается». билет.(приложение 1) мультимедийный проектор. экран.
Наглядность:
1.Презентация по теме урока.
2. Раздаточный материал.
Ход урока
Слайд№1
I. Организационный момент
1. Приветствие учителя. Психологическая подготовка к восприятию темы урока.
Вступительное слово учителя:
- Ребята, вы любите путешествовать? А хотите отправиться в увлекательную поездку по городам Фонетляндии, показать свои знания о звуках русского языка и узнать много нового и интересного?
Слайд№2
Сегодня отправляются в путешествие две команды! Наш маршрут пройдёт по городам: Звукоград, Орфоград, Графоград, Орфоэпиград.
--------А путешествовать мы с вами будем на поезде. А чтобы нам войти в вагон, что необходимо иметь при себе? (билет)
--------Правильно! Для этого необходимо купить билеты. Вот вы сейчас это и сделаете. Вам необходимо посчитать, сколько согласных звуков в данных отрывках, сколько гласных звуков, сколько слогов. Все цифры сложить и у вас получится сумма вашего билета.
1. Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!
Е. Благинина
Ответ. В первом отрывке 40 согласных звуков, 28 гласных звуков,28 слогов=96 рублей стоит билет на наш поезд.
------Молодцы!
Слайд№3
- Усаживайтесь поудобнее на своих местах - и в путь! А я буду вашим гидом! Желаю приятного путешествия!
(звучит музыка «Голубой вагон бежит….)
II. Повторение пройденного
Слайд№4
- Внимание! Мы подъезжаем к городу «Звукоград». Но сторожа, которые охраняют город, не пропускают.
- Как вы думаете, почему? Они должны быть уверены, что мы понимаем язык этого города. И для этого они предложили нам выполнить следующее задание. Вы должны восстановить буквенный облик слов и заполнить кроссворд
М олоко
к О рова
Л ось
О рбита
подъез Д
Ц апля
м Ы шь
- Молодцы! Языковой комитет увидел, что вы прекрасно понимаете язык города «Звукоград».
Слайд№5
Задание 1
-Вот мы идёи по городу и видим, что дома отличаются не номерами, а буквами.
-Назовите буквы : б, л, ш, к, т, р, ф и звуки, которые они обозначают.
Слайд №6
Задание 2
«Помогите, потерялись существительные, начинающиеся на букву Б и К! Найдите их! Спасибо!» Маша - растеряша.
-Ребята, поможем Маше – растеряше?
- Мы знаем, что из одних и тех же букв можно составить разные слова. Составьте как можно больше слов, начинающихся с буквы Б и К.
-Проверим, сколько слов вы составили. Положите ручки. Читаем по очереди, а один ученик в каждой команде будет эти слова записывать для того, чтобы мы потом передали их Маше – растеряше.
Слайд №7
-Смотрите, кто это прячется за углом? Кит (крупное морское млекопитающее с рыбообразным телом)
- А там кто? Кот
-Эти слова соседи и даже похожи. Но чем они отличаются? (буквой, звуком, значением)
Слайд №8
-А теперь догадайтесь, кто живёт в следующих домах. Вам нужно заменить букву в предложенном слове. Записываете только соседей.
Слайд №9
-Роль звуков очень велика. Вот мы с вами произнесли буквы и звуки. А какие органы принимали участие в образовании звуков? (Лёгкие, горло, гортань, голосовые связки, ротовая или носовая полость, язык, губы, зубы).
- Чем отличаются гласные от согласных?
Физминутка
-Встали все! Если в слове встречается звук Л, то руки вверх, а если Л(ль), то руки вниз.
Лень, Лось, лодка, полька, полка, лента, полено, стол, пол, столько.
-Дыхание в норме, настроение замечательное, отправляемся дальше в путь. Усаживайтесь поудобнее, и чтобы нам было веселее дальше ехать, давайте придумывать весёлые четверостишия.
Слайд №10
-На доске даны слова, но вам сначала необходимо вставить орфограмму и подобрать проверочное слово. (взаимопроверка Слайд№11)
Слайд №12
-Что называется рифмой?
Рифма – это созвучие концов стихотворных строк.
Нам весёлый Дед Мороз
По заказу лёд привёз.
Как тяжёл был этот груз!
Может, спрятан там арбуз?
- А теперь ответьте, в каком городе мы с вами побывали? Правильно! Орфоград!
Слайд №13
-Мы проезжаем главную улицу Орфограда! Но смотрите, какая она серая, мрачная.
-А чего не хватает на этой улице? (зелени)
-Давайте с вами озеленим главную улицу, посадим цветы. А для этого вам необходимо правильно составить пословицу из слов, находящихся на пазлах.
( Ученье – свет, а не ученье - тьма)
-Получилось у вас озеленить главную улицу Орфограда? Жители этого города говорят вам: « Спасибо!!!»
Слайд №14
- Поезд снова отправляется в путь, следующая станция «Орфоэпиград»
-Возле каждого лежат карточки. Вам необходимо напротив каждого слова написать номер слога, на который падает ударение. Побеждает тот, кто сделает быстрее и не ошибётся.
Контрольный лист |
|
километр |
медикаменты свёкла процент |
Ключи |
|
киломЕтр |
медикамЕнты свЁкла процЕнт |
-Молодцы! Вы все хорошо справились с заданиями, но пора возвращаться домой .( все вместе поют песню «Голубой вагон бежит, качается..1 куплет)
Слайд №15
III. Домашнее задание
-Теперь вам будет легче выполнить домашнее задание.
1.Расставьте слова в алфавитном порядке.
2.Затранскрибируйте 3 любых слова.
3.Придумайте четверостишие, используя как можно больше слов из списка, или составьте 1 предложение.
IV. Итог урока
- Вернувшись из путешествия, какие впечатления вы привезли домой?
- Понравился ли вам урок?
- Чувствовали ли вы себя комфортно на уроке?
Литература
1. Григорьева Т. М. Русский язык. Орфоэпия. Графика. Орфография. История и современность. - М.: Академия, 2004
2. Бухаренко С. Г., Шуляк Л. И. Русский язык. Практика. Часть 1. фонетика, орфоэпия, графика, орфография. - Р/Д: Изд-во РГУ, 1995
3. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии.- М.:Просвещение, 1994
4. Волина В. Весёлая грамматика.- М.:Издательство Знание, 1995
5. Васильева В. В., Пищева Г. Н. Современные открытые уроки русского языка 5 класс.- Ростов-на-Дону Феникс, 2002
6. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе.- М.:2000
Словари
1. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические нормы / Под ред. Р. И. Аванесова. - М.: Русск. яз., 1998
2. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова Толковый словарь русского языка. Москва, 2003
3. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. - М.: Русский язык, 1993
Приложение 1
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.