Лексика. Культура речи. 5 класс( урок75-91)

Лексика. Культура речи. 5 класс( урок75-91)

Укажите слово с переносным значением:

Комментарии преподавателя

Слово и его лексическое значение

 

Тип урока: изучение нового материала

Цели: 1)совершенствование  умения понимать роль слова в формировании  и выражении мыслей и чувств;

             2) формирование представления  о способах определения  лексического значения  слова;

             3)развитие  умения  работать с толковым словарём;

              4)воспитание  чуткого  отношения к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.

 

Планируемые результаты:

личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха ,формирование самоуважения и самопонимания

 

метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать  действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки 

 

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам

коммуникативные: планировать  учебное  сотрудничество,

осознанно  строить речевое  высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

предметные:  научиться     определять лексическое значение слов несколькими способами,                    работать  с толковым словарем.

Понятия: лексикология, лексическое значение слова, словарная статья

 Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения

Вид используемых ИКТ:  мультимедийная презентация.

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Используемые Интернет-ресурсы: ru.wikipedia.org, festival.1september.ru,http://www.naturalmask.ru/gimnastika-glaz.html, AudioPoisk.comtrack/melodia/mp3/v…u-skazki/

 

Оборудование: мультимедиа (презентация), школьный толковый словарь, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Большой толковый словарь современного русского языка Д. Н.Ушакова, Толковый  словарь живого великорусского языка В.И.Даля ,смайлики трех цветов у каждого ученика.

 

 

Ход урока

I. Организационный этап( слайд 1   доска)

 

1. Приветствие. - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

 Улыбнитесь друг другу, себе! И мы начнем наш урок! … Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

 

II. Актуализация знаний

 

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося        

Ребята, мы с вами уже изучили несколько разделов русского языка, давайте их повторим:

Синтаксис и пунктуация

Фонетика

Орфоэпия

Орфография

И сегодня мы  приступим к изучению нового раздела, а какого именно вам предстоит определить самим…

На доске слова : ( слайд 3)

Много слов на земле…. Есть дневные слова, -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём

Вспоминаем с улыбкой и со стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести...

 

 

Посветить-посвятить ( слайд 4)

Примерять -прим.ирять

Полоскать - поласкать

 

Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание этих слов.                  ( правописание зависит от лексического значения слова)

Давайте сформулируем тему урока « Слово и его лексичекое значение»          ( слайд 5)

Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться

 

-Какова главная цель урока? (понять, что такое лексическое значение слова)    

 

-Какова задача урока?  (Научиться определять ЛЗ слова,  расширить свой словарный запас.

 

Зачитать цель и тему урока на слайде ( 6 слайд)

Сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение. Вы должны усвоить, какими особенностями обладает слово как единица языка, как выражается его грамматическое значение. Мы ответим на вопрос, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова и научимся определять лексическое значение слова  с помощью толкового словаря.

А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова

К.Г.Паустовского ( слайд 7)

 

«Для всего, что существует в природе... в русском       языке есть великое множество 
хороших слов и названий”

 

А какой же раздел русского языка изучает слово? ( лексика слайд 8)

 

( слайд 9)

 

Учитель:

                                                                          

Сколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч), термины-10 тысяч, диалекты-200 тысяч, имена-25 тысяч, устаревшие-30 тысяч. Сосчитать же абсолютно все слова общенародного современного русского языка никто не может - ни ученые, ни самый мощный компьютер. Потому-то языковеды и пришли к выводу: язык в количественном отношении неисчислим.

Сколько слов в русском языке?  (Много)

 

- А конкретнее?

 

(Нельзя сказать)

 

- Почему же?

 

(Какие-то слова появляются, какие-то исчезают) (слайд 10 )

 

 

 

Ребята, а  что можно речи человека определить?   (слайд 11 )

 

Вспомним цитату из смешной книги Ильфа и Петрова «12 стульев»: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов, словарь негра из людоедского племени „Мумбо-юмбо“ составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась 30 словами».

 

Что же делать, чтобы достичь уровня высокообразованного человека                        ( читать, расширять свой словарный запас)

 

Наша задача – расширять свой словарный запас.

 

– Это очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово, пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова.

В современном мире, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас русского языка свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с  богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни

— Ребята, а что же такое вообще слово и его лексическое значение?

( обратимся к учебнику)

Прием «Инсерт»

Индивидуальная работа, самостоятельное чтение текста. Учитель просит по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:

 

     \/ - эту информацию я знаю;

 

     + - это новая для меня информация;

 

     ? – эта информация для меня не понятна.

 

После чтения текста беседа:

- Какая информация вам была знакома?

- Какие новые сведения вы для себя отметили?

- Все ли понятно? Какие появились вопросы?

- Какие же способы объяснения лексического значения слова существуют?

 

Итак: ( слайд 12)

 

-слово называет понятия, предметы, лица, признаки, действия, оценки.

 

-слово - значимая единица языка, имеет внешнюю оболочку( звуки и буквы, и внутреннюю оболочку- значение и смысл слова.

 

-слово имеет лексическое и грамматическое значение

 

Как в случае затруднения можно определить лексическое знчение слова ( по словарю)  упражнение 314,  1 часть. Проверка  (слайд 13)

 

Физминутка

 

Включить видео

 

Следущее задание ( слайд 14)

распределить слова в 3 колонки и вставить пропущенные буквы

 

 

Как вы думаете, что важнее лексическое или грамматическое значение слова?

Предлагаю решить такую лингвистическую задачу Ларисы Петрушевской, переведите сказку на русский язык ( слайд 15)

 

Перевод ( слайд 16)

 

 Какой вывод можно сделать?

 

( для понимания текста важно ЛЗ, а для построения, связи слов важно ГЗ)

 

Иногда мы не можем точно определить ЛЗ слова , что нужно тогда сделать?   ( подобрать однокоренные слова или обратиться к толковому словарю.

 

Какие же словари существуют? (выступление уч-цы)

 

(слайды 17-20)

Итак. Давайте сделаем вывод. Предлагаю сделать кластер сегодняшнего урока.

Посмотрим  мой кластер

Синквейн урока

Рефлексия.

Домашнее задание.

 

 

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.