Лексика. Культура речи. 5 класс( урок75-91)

Лексика. Культура речи. 5 класс( урок75-91)

Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением:

Комментарии преподавателя

Тема: Антонимы

Класс: 5

Уровень: базовый

Тип урока: комбинированный

Цель: создать условия для активной деятельности учащихся на уроке через использование системы учебных заданий по теме: «Антонимы».

Задачи:

· учебно-образовательные – способствовать формированию знаний учащихся об антонимах;

организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению понятий: «антоним», «антонимическая пара».

· развивающие – содействовать формированию общеучебных умений и навыков: работе с учебником, умение логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся, навыков самообразования, интереса к знаниям русского языка; помочь учащимся осознать значимость изучаемого материала для овладения выразительной связной речи.

· воспитывающие – способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся.

Используемые методы и приемы: методы объяснительно-иллюстративного обучения (самостоятельная работа над учебным материалом), репродуктивного (упражнения, практикум), метод проблемно-поискового обучения (частично-поисковый, исследовательский), коммуникативные методы (дискуссия, диалог, презентация); лингвистическая разминка, работа с учебником, самостоятельная работа, комментированное письмо.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация Microsoft Office PowerPoint 2007, учебник «Русский язык» под ред. Т.А.Ладыженской.

 

 

Ход урока

  1. Организационный этап

- Добрый день, ребята! Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу.

Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом.

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Пропустите одну строку для записи темы.

  1. Мотивационный этап

- Ребята, чтобы выяснить тему нашего сегодняшнего урока, нам предстоит выполнить лингвистическую разминку в форме загадки. (Слайд 1)

(Чтение учащимся текста загадки.)

Д_леко мой стук

Слышит?ся вокруг.

Червякам я вра_,

А деревьям друг.

- Вы уже догадались о ком идёт речь? (дятел)

-Ребята, кто выпишет слова с пропущенными буквами и объяснит пропущенные орфограммы? (1 ученик работает у доски.) (Слайд 2)

- А как вы поняли, что ответом на нашу загадку явилось слово «дятел»? Какие ключевые слова помогли вам в этом? (стук, враг червякам, друг деревьям.)

  1. Актуализация опорных знаний. Подготовка к изучению новой темы

- Ребята, в тексте встретились два слова: враг-друг. Как они связаны между собой по смыслу? Какое значение у этих слов? (противоположное.)

- Такие слова с противоположным значением называются антонимами.

(Запись темы урока.) (Слайд 3)

- Ребята, как вы думаете, что сегодня мы должны узнать на уроке? (Что такое «антонимы», какими словами они выражаются, все ли слова имеют антонимы, для чего необходимы антонимы.) Чему должны научиться? (Безошибочно находить антонимы в тексте, верно подбирать антоним к словам, правильно использовать антонимы в речи.)

- Ваши цели совпадают с моими целями, а значит, урок будет плодотворным. (Слайд 4)

  1. Этап усвоения новых знаний и способов действия

- Так как вы уже знакомы с антонимами из курса начальной школы, давайте вспомним с вами, что называют антонимами. Антонимы – это …

(слова с противоположным значением.)

- Ребята, а как вы думаете, можно ли в нашей речи обойтись без антонимов? (Проблемный вопрос, однозначное решение которого будет дано учащимся при выполнении практической части.) (Слайд 5)

  1. Этап первичной проверки понимания изученного

    1. Игра «Наоборот» (упр. 2) (Слайд 6,7)

- Давайте сочинять стихи! Вам нужно добавить только одно слово, когда я остановлюсь…

Задание: выпишите антонимы, определите части речи.

И нам с тобой

Пришел черед

Сыграть в игру

« Наоборот».

Скажу я слово

высоко,

А ты ответишь

( высоко – низко)

Скажу я слово

далеко.

А ты ответишь

….

(далеко – близко)

Скажу я слово

потерял.

И скажешь ты

…..

(потерял – нашел).

Скажу тебе я слово

трус.

Ответишь ты:

(трус – храбрец)

Теперь

начало

Я скажу-

Ну, отвечай:

….

(начало – конец).

- Ребята, ваши записанные антонимы существуют сами по себе, отдельно, или же только в паре? (в паре.)

- В парах слова одной и той же части речи или разных? (одной и той же части речи.)

Дети делают вывод:

- Антонимы принадлежат к одной части речи.

- Ребята, а как вы думаете, все ли слова могут иметь антонимическую пару? (нет, не все) А откуда мы об этом можем узнать? (из словаря)

(Демонстрация словаря антонимов.)

Слайд 8

 

2. Работа с учебником. (Сравнение теоретического материала § 69 с выводами учащихся.)

3. Упражнение 359. Работа в парах.

Задание: найдите и выпишите антонимические пары, обозначающие

1 парта: время (ранний-поздний; тогда-теперь; утро-вечер)

2 парта: цвет (белый-черный; яркий-тусклый; бледный-румяный)

3 парта: размер (широкий-узкий; короткий-длинный; высокий-низкий)

4 парта: температура (жара-холод; горячий-холодный; нагреть-остудить)

5 парта: место (близко-далеко; подземный-надземный; вверх-вниз).

- Ребята, в ваших антонимических парах слова разных корней или это однокоренные слова? (слова разных корней, одна пара – однокоренные слова.)

Дети делают вывод:

- Большинство антонимов – это слова разных корней.

 

4. Динамическая пауза (Слайд9)

Руки, нога, голова,

Плечи, пояс и спина-

Всё имеет имена.

Повернулись, улыбнулись, прямо сели.

И готовы сей же миг

Изучать родной язык.

5. Работа с таблицей (упражнение 4.)

Задание: подобрать антонимы к слову «свежий». (Слайд 10, 11)

Свежий (хлеб) -

Свежий (журнал) -

Свежий (ветер) –

- Ребята, с чем связано то, что вы к одному слову подобрали несколько слов с противоположным значением? (слово многозначное.)

Дети делают вывод:

Многозначные слова имеют разные антонимы.

 

  1. Этап закрепления новых знаний и способов действия

Упражнение 5. Самостоятельная работа в парах (устно)

Задание: подобрать антонимы к словам

Горе – радость;
Большой – маленький;
Низкий – высокий;
Белый – черный;
Друг – враг;
Хороший – плохой;
Сложный – простой;
Мальчик – девочка;
Хорошо – плохо;
Зима – лето…

  1. Этап применения знаний и способов действий (Слайд 12,13,14)

Задание: Прочитайте текст. Подберите слова, подходящие по смыслу к выделенным словам, вставьте их на месте многоточия.

Кто затрудняется, можно воспользоваться словами для справок.

И грустно и …

Странный в сентябре лес – в нем рядом … и осень.
Желтый лист и … травинка. Поблекшие и … цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и … белая радуга.
… и расцвет. … и песни.
И грустно и …..

(Н. Сладков)

Слова для справок: зацветающие, тишина, холодная, весна, увядание, зелёная, радостно.

- Ребята, можно ли назвать те пары слов, с которыми мы столкнулись антонимами, если рассматривать их без контекста? (нет, нельзя, потому что без контекста они не обозначают противоположные значения)

- А если рассматривать их в данном контексте? (да).

- Такие слова, которые становятся антонимами только в определенном контексте, называют контекстуальными антонимами.

- Ребята, в самом начале урока мы с вами пытались выяснить, для чего необходимы в нашей речи антонимы. Сможем ли мы сейчас однозначно ответить на этот вопрос? (Слайд 15) Что добавили они в этот текст, как они его изменили? (Антонимы позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты; помогают противопоставить явления, высказать мысль с большей точностью.)

  1. Этап обобщения и систематизации знаний

- Ребята, чтобы закрепить изученный материал, вам необходимо выполнить тестирование. (Слайд16)

  1. Этап информации о домашнем задании (Слайд 17)

§ 69, 1) упр. 361;

2) для творческих ребят - подобрать пословицу с антонимами и составить по ней небольшой рассказ.

  1. Этап подведения итогов занятия

Выставление оценок.

  1. Этап рефлексии (Слайд 18)

- Я узнал…

- Было интересно...

- Особенно понравилось…

- Оказалось неожиданным…

- Вызвало затруднение…

- Было сложно…

 

         
         
       

 

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.