10 класс. Литература. А.А. Фет. Поэзия как выражение красоты и идеала. Стихотворения о природе Тема любви в лирике А.А. Фета
10 класс. Литература. А.А. Фет. Поэзия как выражение красоты и идеала. Стихотворения о природе Тема любви в лирике А.А. Фета
Комментарии преподавателя
В 1838 году А. Фёт (именно так звучит настоящая фамилия поэта) поступил в Московский университет. В это время и происходит "рождение поэта" - 18-летний "Афоня", как звали его друзья, начинает писать стихи, которые помещает в специальную "желтую тетрадь". Первый "студенческий" сборник вышел в 1840 г. под инициалами "А. Ф.", и назывался он "Лирический пантеон". Эта книга во многом еще ученическая: в ней заметно влияние самых разных как русских, так и западных поэтов. (Подобный этап проходят все начинающие поэты). Впоследствии А. Фет так и не решится ее переиздать. Но уже здесь, в дебютном лирическом сборнике, виден почерк мастера.
После выхода "Лирического пантеона" два крупнейших журнала 40-х г.г. 19 в.: "Москвитянин" и "Отечественные Записки" - стали охотно печатать стихотворения молодого поэта. За период с 1841 по 1845 г. г. в них были напечатаны 85 стихотворений. (Кстати, именно в это время из-за ошибки наборщика появляется у Фёта творческий псевдоним - Фет). Среди этих
стихотворений было стихотворение "Я пришел к тебе с приветом..." (1843 г.), которое стало "поэтической декларацией", " лирическим портретом" автора.
(Чтение стихотворения "Я пришел к тебе с приветом")
А. Фет как-то написал: " Поэзия требует новизны, под новизной я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства".
Какова тема стихотворения "Я пришел к тебе с приветом..."? (любовь)
Согласитесь, тема сама по себе стара, неоригинальна. Тогда в чем же новизна?
Необычно уже самое начало стихотворения:
Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что...
Фраза по законам грамматики построена неправильно. Для нас сейчас эта строка удачна, а вот современниками Фета она воспринималась как поэтическая дерзость (ведь пушкинская норма требовала точности в слове, сочетании слов). Сам автор шутливо, но не без гордости называл свои стихи стихами "в растрепанном роде". Вот еще несколько примеров: "Можно ль тужить и не жить нам в обаянии?", "Теснее и ближе сюда! Раскрой ненаглядное око!".
Неточные слова, неряшливые, "растрепанные" выражения в стихах Фета создают неожиданные, яркие, волнующие образы. Создается впечатление, что поэт не задумывался над словами, они сами к нему пришли.
Пересказать стихотворение прозой нельзя, но мы можем найти опорные слова, передающие настроение.
Какие слова в стихотворении вы можете выделить? (привет, солнце, свет, трепет листьев)
Какое настроение они передают? (радость, счастье, любовь)
Радость, счастье, любовь - это то, о чем пришел рассказать Фет в русской поэзии. Поэзия Фета в целом очень жизнерадостна, оптимистична (не зря Фет своим учителем считал Пушкина). И чем суровее была к нему жизнь, тем ярче, теплее и радостнее становились его стихи. "Радуга фетовской поэзии победила мрак его жизни".
Скажите, как в стихотворении соотносятся мир чувств лирического героя и мир природы? (они едины)
Это еще одна особенность всей фетовской поэзии: человек, природа, красота - нераздельны.
В чем в последней строке стихотворения любовь и радость лирического героя находят свое воплощение? (в песне)
О последних строках стихотворения:
...не знаю сам, что буду
петь, но только песня зреет,
Л. Н. Толстой сказал:
"...этим он выразил настоящее, народное чувство поэзии. Мужик тоже не знает, что он поет, -ох, да -ой, да -эй, - а выходит настоящая песня, прямо из души, как у птицы".
Таким образом, песня - высшая точка радости. Это открывает нам, пожалуй, самую яркую особенность лирики А. Фета - музыкальность. Поэт считал, что лирика и музыка не просто родственны, а нераздельны. Вот что он написал по этому поводу:
"Все вековечные поэтические произведения от пророков до Гете и Пушкина включительно - в сущности - музыкальные произведения - песни".
Музыка живет внутри человеческих слов, которые есть не только "смысл", но и "звук". Стихи Фета с легкостью ложатся на музыку, становясь песнями, романсами. Написанное в 1842 г. стихотворение "На заре ты ее не буди..." стало первым стихотворением А. Фета, положенным на музыку. Сделал это композитор Александр Егорович Варламов. Романс получил широчайшую известность, его распевали по всей России. У нас с вами есть возможность послушать его.
(Прослушивание аудиозаписи романса "На заре ты ее не буди" на стихи
А. Фета)
Но стихи Фета уподобляют не только песням, но и произведениям живописи, а именно полотнам художников импрессионистов, за умение автора изображать предметы не в целостности, а в мгновенных, случайных фрагментах. Ярким примером стихотворения, написанного в стиле импрессионизма, является стихотворение "Шепот, робкое дыханье..."(1850), которое стало в свое время настоящим литературным скандалом.
(Чтение стихотворения "Шепот, робкое дыханье..." одним из учащихся) Читатели поражались "безглагольности" стихотворения. Стихотворение насыщено действием, а между тем в нем нет ни одного глагола.
А. Фет - поэт "чистого искусства". Цель поэзии для него - сама поэзия. Многие были не согласны с подобным отношением к творчеству (например, Николай Алексеевич Некрасов), считая, что поэзия должна воспитывать в читателях граждан, говорить о житейском. Послушайте, как высказался об этой ситуации Ф. М. Достоевский:
"Представьте себе, что в каком-то городе произошло стихийное бедствие. Жители в отчаянии, они поражены, обезумели от ужаса. Утром следующего дня в городе выходит очередной номер газеты. Несчастные надеются, что в ней есть сведения о погибших, пропавших без вести. Но на самом видном месте газетного листа напечатано: "Шепот, робкое дыханье...". Что должны были бы сделать горожане с автором стихотворения? Поэта они б казнили, а через 50 лет поставили б ему на площади памятник за его удивительные стихи... Конечно, кто-то должен помогать нам разбираться в сумятице повседневной жизни. Но в равной мере кто-то должен хранить священный огонь поэзии".
Стихи А. Фета - поэта, хранящего "священный огонь поэзии" - посвящены трем составляющим прекрасного - любви, природе, искусству.
Источники
http://www.youtube.com/watch?v=YrWHJKamjAE
http://www.youtube.com/watch?v=DnxZeM8WDbc
http://www.youtube.com/watch?v=YP-zZ8tyKEo
http://www.uchportal.ru/load/257-1-0-12532