10 класс. Литература. Ф.И. Тютчев. Жизненный и творческий путь писателя

10 класс. Литература. Ф.И. Тютчев. Жизненный и творческий путь писателя

Комментарии преподавателя

Одной из центральной в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований.

Тютчев не был известен монашеским поведеньем, он до поздних лет сохранил вкус к светской жизни, к салонному блеску; его остроумные словечки передавались из уст в уста; о его влюбчивости знали все окружающие.

Сразу после первого приезда в столицу Баварии Мюнхен(1822) у него завязался бурный роман с Амалией Лерхендельд, в замужестве баронессой Крюденер. Ей посвящено стихотворение, ставшее популярным романсом. Но уже в 1826-м он женился на Элеоноре Патерсон, урожденной графине Ботмер (она была вдовой русского дипломата). А в 1833-м у него вновь начался роковой роман – с Эрнестиной Дёрнберг, урожденной баронессой Пфеффель, вскоре овдовевшей.

После нервного и физического потрясения (пожар на пароходе «Николай I», на котором Элеонора с тремя дочерьми возвращалась из России в Италию), умирает жена Тютчева.

«По семейному преданию» Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя. Позднее Тютчев обвенчался с Эрнестиной Дернберг.

Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. Денисьевский цикл – вершина любовной лирики Тютчева, 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми до смерти Денисьевой. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, детей. В глазах высшего света связь с Денисьевой была скандальной, вся тяжесть осуждения и отверждения пала на плечи Денисьевой. Смерть Денисьевой от чахотки вызвала в поэте взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихах этого периода.

Обратимся к нашему эпиграфу. Что для лирического героя любовь? Какие ключевые слова вы выделите? («Союз», «роковое слиянье», «поединок»).

Значит, любовь для поэта – «и блаженство», и «безнадежность», и напряженное чувство, несущее человеку страдание и счастье, «поединок роковой» двух сердец.

Такой же пафос одушевляет стихотворение «О, как убийственно мы любим…»(1850 или 1851), которое по праву считается одним из шедевров русской любовной лирики.

Анализ тютчевских стихов «Денисьевского цикла».

1. Посвящено Е.А. Денисьевой. Стихи звучат как исповедь.

2. Стихи исполнены трагизма, боли, горечи лирического героя.

Он запутался в своих отношениях, двойственном положении.(привязанность к семье и тяга к Денисьевой, чувство вины перед ней).

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердце нашему милей.

Эти стихи пронизаны мукой и болью, тоской и отчаянием, воспоминаниями о былом счастье, непрочном, как и все на земле.

3. Тютчев даёт романтическую концепцию любви.

Любовь – это встреча «роковая», 2долговечен ли сон? « - спрашивает он. «Судьбы ужасный приговор…», незаслуженный позор». Столкновение двух личностей; борьба, в которой сгорает, как более слабил Денисьева.

4. Лирическая героиня стихов угасает, тает, душа её измучена общественным порицанием света.

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь её она легла!

5. Основной путь раскрытия внутреннего мира героев – это монолог.

6. Стихотворение носит фрагментарный характер. Это мгновенье любовных отношений.

Ключевые образы

Лексика

Он

Она

толпа

Существительное

Прилагательное

(субстантивно-адъективная)

Буйная слепость, страсти, сердце, победа, встреча роковая, сон, северное лето, мимолетный гость

Розы ланит, улыбка уст, горячая влага, волшебны взоры, смех младенчески живой, судьбы ужасный приговор, незаслуженный позор, отреченье, страданье, мученье, пепл, боль злая, боль ожесточенья, боль без отрады и без слез.

Толпа

Грязь.

Глаголы, наречия

Убийственно любим, губим

Уцелело, девались, опалили, выжгли, изменили, дико стало, ушло

Нахлынув, втоптала.

Вывод. Главное чувство лирического «я» этого стихотворения – чувство вины перед женщиной, которой его любовь принесла лишь роковые испытания. Любящая женщина для поэта – безупречно чиста, но их страсть оказывается трагической и несёт ей лишь страдания. Многомерным оказывается в этом стихотворении слово «убийственно», в котором сочетаются и силы любви («убийственно» в значении «очень сильно») и мотив насильственной смерти («убийственно» значит «способно убить»). Форма слова фонетически ассоциируется с одной из библейских заповедей – «Не убий!», нарушение которой делает вину лирического субъекта ещё более тяжкой.

 

Источники

http://www.youtube.com/watch?v=x9acvadsoSc заставка

http://www.youtube.com/watch?v=fx4PGgim8V4

http://www.youtube.com/watch?v=WQJFLE9t1wY

http://www.youtube.com/watch?v=a-neMmSO7TM

конспект http://gigabaza.ru/doc/862.html

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.