Морфемика. Орфография. Культура речи. 5 класс.(урок 94-113)

Морфемика. Орфография. Культура речи. 5 класс.(урок 94-113)

Комментарии преподавателя

Конспект урока усвоения новых знаний

по русскому языку в 5 классе

по теме: «Окончание и основа слова»

 

 

Тема: «Окончание и основа слова»

Цель – сформировать у учащихся умения выделять окончания различных частей речи и основу.

Тип урока - урок усвоения новых знаний.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные – осознают способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий, различают нулевое окончание; определяют окончание с выделением его основных признаков, основу; графически обозначают окончание и основу; объясняют грамматическое значение окончаний.

Метапредметные – осознают цель учебной деятельности и могут ее пояснить; умеют самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели; способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные – сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы / формы обучения – наблюдение над языком, эвристический метод / индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование – интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, фоторисунки на заданную тему, карточки самоконтроля.

Демонстрационный материал – презентация по теме урока, выполненная подготовленной группой обучающихся.

Основные понятия – основа слова, окончание.

 

1. Формирование положительной мотивации к учебной деятельности

Организационный момент. Приветствие учителя.

Прозвенел у нас звонок

Все настроились на урок

Ну-ка улыбнитесь

Здравствуйте, садитесь.

Откройте тетради, запишите число.

Обучающие компоненты

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Эмоциональная подготовка

обучающихся

к усвоению учебного материала

Участвуют в диалоге

Личностные:

положительно относятся

к познавательной деятельности, совершенствуют имеющиеся знания

 

2. Повторение учебного материала предыдущего урока. Актуализация знаний. активизировать имеющиеся знания о составе слова и однокоренных словах; установить тематические рамки урока; изучение нового о частях слова; активизировать мыслительные операции; мотивировать учащихся к выполнению пробного действия; организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в обосновании полученного результата.

 

Дорогие ребята, мы продолжаем наше путешествие по удивительной стране под названием «Морфемика». Для того, чтобы продолжить наше путешествие, мы должны проверить наши знания. Но помните,жители этой страны очень серьёзные и поэтому не любят тех, кто кричит, мешает другим работать. Знайте, в этой стране нельзя кричать, вскакивать с места, надо помнить, что ты не один. Итак, отправляемся в путь.Внимательно посмотрите на слайд( №1) и ответьте на вопрос:

1.Почему морфема значимая часть слова? ( С помощью морфемы образуем новые слова)

2.Что такое морфема? ( наименьшая значимая часть слова, которая имеет лексическое и грамматическое значение слова)

3.Как вы понимаете лексическое значение слова?

4.Что такое грамматическое значение слова?

5.Какие морфемы вы знаете?

6.Как называются слова, имеющие одно значение корня?

Молодцы, страна морфем с радостью открывает двери перед вами.

Обучающие компоненты

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Воспроизведение

ранее изученного,

его применение

в новой ситуации;

эвристическая беседа

с элементами  игры

отвечают на вопросы.

Познавательные:

устанавливают причинно-следственные связи,

осуществляют для решения учебной задачи

операции сравнения,

анализа, синтеза

Коммуникативные:

Формулируют собственные мысли, высказывают

и доказывают

 свою точку зрения

 

 

3. Изучение темы. Целеполагание. Что вы можете сказать про окончание?
– Как вы думаете, почему окончание получило такое название? Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?
– Для чего служит окончание?
– Вернёмся к нашим словам и выделим окончание.

Ребята, сегодня утром мне передали письмо, которое адресовано вам. Давайте откроем его и прочитаем. Ой, я ничего не поняла. Может быть вы мне поможете?

Снегири.

(Снегирь) живут в лесах с густым подлеском. Летом (снегирь) обитают как в густых лесах, так и в редколесьях. Питается (снегирь) семенами, почками и ягодами. Очень удачное название дано (снегирь). Зимой стаи (снегирь) очень хорошо различимы на белоснежном фоне.
 

А чего в этом письме не хватает? ( Окончания).давайте исправим ошибки.

А как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Сформулируйте тему урока. ( дети отвечают).

Чему вы должны сегодня научиться? ( Выделять окончания).

Что вызвало затруднение? Почему?
– Значит чему нам надо научиться? Поставьте перед собой цель. (Узнать, научиться...).
– Сформулируйте тему урока.
– Какая часть слов не изменяется? (Корень, снегир-).
– В какой части слова происходят изменения? (В окончании).
– Что вы знаете про окончание? В чём причина затруднения? (Не всё можем объяснить).

 

А что вы знаете об окончани?

Как вы думаете, если букву на конце слова можно изменить, а слово при этом не меняет смысла, то как называется эта изменяемая часть слова?Например: вода, водный, подводник.( Окончанием) Проверьте свои предположения, прочитав правило в учебнике на стр.8.(Окончанием слова называется его изменяемая часть.)

Вы знаете, что при помощи приставки и суффикса образуются новые слова. А какую же роль играет окончание? (Окончание помогает связать слова и объединить их в предложение.)

Обратите внимание на слайд (№2) Цель: создать условия для проведения учащимися анализа своих действий; организовать выявление и фиксацию учащимися причины затруднения

слайд – деформированный текст

Ночь, ударять, сильный, мороз

Пушистый, снегири, сидеть, ветках, рябина

- Прочитайте слова первой строчки. Понятен смысл каждого из них? (Понятен.)

- Можно ли сказать, что здесь записано предложение? Обоснуйте свой ответ. (Нет, слова никак не связаны друг с другом.)

- Что надо сделать, чтобы составить из данных слов предложение? (Надо изменить окончания слов; во второй строке добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.)

Работаем коллективно у доски. Составляем предложение, выделяем окончание и основу слова, разбираем предложение по членам и даём характеристику предложениям.

Ночью ударил сильный мороз.( повеств., невоскл, двусоставное, …

Пушистые снегири сидели на ветках рябины.

Так для чего служит окончание? (Окончание служит для связи слов и выражает значение рода, числа, падежа, лица. В слове есть изменяемая часть – окончание, оставшаяся часть – неизменяемая. Это основа слова.)

Физкультминутка. ( слайд № 4)

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок (потягивание, руки вверх)

Мы попрыгаем немного (прыжки на месте)

И пройдемся по дороге (ходьба на месте)

За столы садимся дружно-

Нам теперь учиться нужно (дети садятся за парты).

 

Первичное закрепление материала. Цель: создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение изученного способа действий.

Работа с учебником.

 

- А теперь ответье, можно ли ? посмотрев на окончание сказать, к какой части речи принадлежат они.: -у,-а-, -ит, -ям, -ешь, -ишь. Выполнение упражнения 8.Можно ли определить грамматическое значение этих слов?

Чтобы назвать ч.речи и форму слова , надо определить грамматическое значение морфемы. Какими частями речи могут принадлежать эти окончания?-А, е, ов, ы; ем,ут, ешь; ей,ой. Обоснуйте ответ, приведите примеры. Сществительное , глагол прилагательное.

Какой можно сделать вывод?

Обучающие компоненты

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Раскрытие сущности

новых понятий,

эвристическая беседа, просмотр презентации (теоретическая информация

по теме

 и ключ

к деформированному тексту)

 

Формулируют цель учебной деятельности

в диалоге с учителем,

тему урока;

в сотрудничестве

с одноклассниками

слушают

и обсуждают ответы

Личностные:

Осознают свои

возможности в учении

Познавательные:

устанавливают причинно-следственные связи,

делают выводы, выбирают необходимую информацию

из прослушанного

объяснения и высказывания одноклассников, 

систематизируют

собственные знания

Регулятивные:

Планируют совместно

с учителем

и одноклассниками необходимые действия

Коммуникативные:

Строят небольшие монологические

высказывания

 

 

 

5. Самостоятельная работа обучающихся. Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий; организовать самопроверку работ.
 

А теперь мы с вами разделимся на группы и выполним задания.

КАРТОЧКА 1 ( первый ряд)

На поляне около лесной опушки росл. синие цветы. Они жались друг к другу. Заросли их были похожи на маленькие озёра с густой синей водой .Я нарвал большой букет этих цветов. Когда я встряхивал его, в цветах погромыхивали созревшие семена. Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики. Но (у)колокольчиков чашечка всегда склоняется к земле, а (у)этих неизвестных цветов сухие чашечки стояли, вытянувшись вверх. (К.Г. Паустовский.)

- Выделите окончания и основу у слов с пропущенными орфограммами, определите их грамматическое значение.

- разделите на морфемы( по составу) все имена существительные женского рода;

- найдите орфограмму « непроизносимая согласная в корне слова»

КАРТОЧКА 2 ( второй ряд)

Что общего между циркулем и цирком? Я Расссудил так: главное в цирке - это арена. На ней выступают акробаты,фокусники, жонглёры и дрессировщики. А арена какая? Круглая. Так же, как и здание самого цирка. Но ведь и циркуль имеет отношение к кругу .Он его чертит.Значит, именно круг как раз то, что оба слова произошли от одного и того же латинского слова «циркулюс», что значит «круг», «окружность».

Выделите окончания и основу у слов с пропущенными орфограммами, определите их грамматическое значение.

- разделите на морфемы все имена существительные мужского рода; Найдите орфограмму «непроверяемая безударная гласная в корне слова»

Карточка 3 ( третий ряд)


Приближались сумерки, но мы продолжали бродить по лесу. Казалось, лесная поляна наливались густой темнотой. Она ползла откуда-то из земли ,ложилась у наших ног на растения. Птиц. постепенно замолкали. Скоро стало трудно различать очертания веток. . Знакомые тропинки стал пропадать в трясине туман., но сквозь него еще виднелись лучи солнц.. (По К. Паустовскому)

Выделите окончания и основу у слов с пропущенными орфограммами, определите их грамматическое значение.

- разделите на морфемы( по составу) все имена существительные среднего рода;

- найдите орфограмму « непроизносимая согласная в корне слова»



 

Обучающие компоненты

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Комментированное чтение учебного материала,

выполнение

обучающего

 задания

 

Распределяются по группам, вариантам, выполняя упражнение;

слушают

и обсуждают

ответы одноклассников

Регулятивные:

Контролируют учебные действия, замечают

и исправляют

 допущенные ошибки; осознают правило контроля

Коммуникативные:

Осуществляют

совместную работу

с учетом

конкретных учебных задач

 

Повторение полученных знаний

 

. Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий; организовать самопроверку работ.
– Ребята, вы сегодня работали в группах и в парах, а сейчас поработайте самостоятельно.

 

Задание на слайде.

Измени слово снегирь, используя предлоги про, к, со, о. Запиши слова, выдели в них окончание и основу.

Слайд №5.
– Проверьте свою работу.Слайд№6

  • про снегиря

  • к снегирю

  • со снегирём

  • о снегире

– Если нет ошибок, поставьте “+”, если возникли затруднения – “-”.
– У кого остались затруднения? Что осталось непонятным?
– Это одно и то же слово или разные слова? Какой вывод вы можете сделать?
–Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?
– Как найти в слове окончание? Что такое основа слова?

 

- Заполните карточки самоконтроля. Оцените свои знания и умения, ответив на вопросы карточки.

Обучающие компоненты

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Оценивание результатов работы

 

Анализируют выполненные задания, оценивают их,

отвечают на вопросы

Личностные:

Понимают значение знаний

для человека

Познавательные:

Приобретают умения применять

полученные знания

на практике

Регулятивные:

Оценивают

свою работу на уроке

Коммуникативные:

Высказывают

и обосновывают

свою точку зрения

 

 

 

Я ЗНАЮ:

1. для чего служит окончание;

2. какое значение заключено

в окончании;

3. как выделить окончание в слове;

4. как определить основу слова.

Я УМЕЮ:

1. определять, что называется окончанием;

2. указывать значения, выраженные окончанием;

3. выделять окончание (в изменяемых словах);

4. выделять основу слова (в изменяемых и неизменяемых словах).

 

Рефлексия учебной деятельности

Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности; создать условия для фиксации учащимися в речи нового способа действий, изученного на уроке; организовать фиксацию затруднений, которые остались и способов их преодоления; организовать самооценку собственной учебной деятельности на уроке; согласовать домашнее задание.
Ребята, скажите,Что нового вы узнали на уроке? (Как определить и графически обозначить окончание слова, основу.)

Какую цель мы ставили?
– Достигли цели?
– К какому выводу пришли? ( Окончание
– это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов и выражает значение рода, числа и падежа.
– Какие ошибки были допущены в самостоятельной работе?
– Над чем еще надо поработать?
– У кого не было затруднений по новой теме?

 

Обучающие компоненты

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Заключительная

беседа

 

Определяют свое эмоциональное

состояние,

 анализируют

свою работу

на уроке

Личностные:

Стремятся

к приобретению

новых знаний

Познавательные:

Устанавливают связь

между полученным

объемом знаний

и своими умениями

Регулятивные:

Оценивают свою работу

Коммуникативные:

Высказывают

и обосновывают

свою точку зрения,

строят монологические высказывания

 

Домашнее задание Упражнение ...

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.