Морфемика. Орфография. Культура речи. 5 класс.(урок 94-113)

Морфемика. Орфография. Культура речи. 5 класс.(урок 94-113)

Комментарии преподавателя

Тема: Правописание гласных и согласных в приставках 5 класс

 

Цели:

• обучающие:

  1. формирование орфографического навыка правописания приставок с опорой на знание того, что приставки сохраняют одинаковое написание, независимо от произношения;

  2. тренировка умения образовывать новые слова с помощью приставок;

  3. графическое обозначение их на письме.

 

• развивающие:

  1. развитие самостоятельности получения знания;

  2. развитие мыслительных операций: анализа, наблюдения;

  3. развитие познавательных и творческих способностей.

 

• воспитательные: воспитание интереса и любви к родному языку, родным традициям

 

Тип: урок изучения нового материала.

Ход урока

1.Оргмомент

– Здравствуйте, ребята! Совсем скоро, через три недели наступит один из самых любимых праздников.

Просмотр фрагмента мультфильма «Смешарики»

– Вы, конечно, поняли, какой это праздник (масленица)

– Верно. Ребята, а вы можете представить себе масленицу без блинов и сжигания чучела? (нет)

– А почему нет? (это традиция)

 

2.Введение в тему

– В нашей стране много традиций, много традиций, наверняка, и в ваших семьях. Оказывается, что есть традиции и в языке. Сегодня мы с вами поговорим о традиционных неизменяемых приставках. Откроем тетради, запишем число, классная работа и тему урока «Неизменяемые приставки».

 

Запись числа, темы

 

– Как вы считаете, какова цель нашего урока? Что мы сегодня должны сделать? (ответы учеников)

 

3.Упражнения

– А помните ли вы, что такое приставка? (ответ)

– Давайте проверим, умеете ли вы находить приставки в словах.

 

Упражнение 1 слайд 1

На экране деформированный текст.

 

Прочитай. Найди лишнее слово. Обоснуй свой выбор.

  1. Д…бежать, д…брый, д…ехать;

  2. П…лоска, п…дъезд, п…днять;

  3. Пре…ставить, пре…горье, пре…мет.

– Как вы думаете, можно ли ошибиться в написании этих приставок? Почему? (ответ)

Устная работа по упражнению(объяснение правописания).

Вывод: данные приставки всегда пишутся одинаково.

 

Упражнение 2

– Перед вами конверт. В данном конверте вы найдете листочки с предложениями. Ваша задача составить текст из данных предложений, работая в парах.

Проверка текста с помощью картинки (если текст составлен верно, то на обороте картинка блинов ). Слайд 2

Проверка текста. Слайд 3

– Наша с вами задача: научиться видеть слова с неизменяемыми приставками. Все приставки, которые вы увидите в тексте, – неизменяемые. Вам необходимо найти слова с неизменяемыми приставками и выписать только приставки.

 

Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица.

Ее наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями…

В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами.

Сани под смех и шутки односельчан проезжали по всей деревне, а потом отправлялись в соседнее село.

Веселье продолжалось до вечера, а в конце праздника сжигали чучело–Масленицу.

 

По одному предложению читают, находят слова с приставками, выписывают приставки.

По-, у-, на-, про-, от-, с-

 

Упражнение 3

– С каждой из приставок составить три по три слова: 1 существительное, 1 прилагательное и 1 глагол.

1 вариант: приставка по-

2 вариант: приставка у-

3 вариант: приставка на-

4 вариант: приставка про-

5 вариант: приставка от-

6 вариант: приставка с-

 

– Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, на какие вопросы отвечает имя существительное? (имя прилагательное? Глагол?)

 

Опрос детей

 

Упражнение 4. Слайд 4

– Вашему вниманию представлены слова в транскрипции. Ваша задача расшифровать фонетическую запись, соблюдая законы орфографии.

[збр,ит,]
[здан,ий,э]
[здаров,й,э]
[здат,]
[зд,эс,]

 

Сбрить, здание, здоровье, сдать, здесь.

 

– Почему произносим одинаково, а пишем по-разному. Почему несоответствие транскрипции и написания? (происходит озвончение)

 

– Это одна из самых сложных орфограмм. Как бы звонко не звучала приставка с- перед звонкими согласными, будем помнить, что это традиционная неизменяемая приставка и пишется она всегда одинаково. Слова здесь, здание, здоровье не противоречат правилу правописания приставки с-, а просто не относятся к этому правилу.

 

Упр....

 

  1. Итог урока

– Почему традиционные неизменяемые приставки так называются? (ответ)

– Давайте проверим насколько хорошо вы усвоили материал урока и проведем небольшую проверочною работу. Я буду диктовать вам слова, ваша задача записать только приставки. Если в диктуемом слове нет приставки – ставьте прочерк.

Слова для диктанта: Подпилить, влить, оборвать, здание, надписать, собрать, сдать, здесь.

– Обменяйтесь листочками и проверьте правильность выполнения по образку на доске.

Слайд 5

1. Под-
2. В-
3. Обо-
4. ------
5. Над-
6. Со-
7. С-
8. ------

 

– У кого нет ошибок? Одна две? Посмотрите, какие вы молодцы, большинство выполнили работу на отлично. И пусть это будет вашей традицией: на каждом уроке получать лишь отлично. Спасибо за работу. Урок окончен. Можете быть свободны.

 

Домашнее задание: Придумать небольшой текст о семейных традициях, употребив слова с неизменяемыми приставками.

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.