ІІІ Новая тема - В форме какого числа существительное троллейбус употреблено в нашем предложении? ( в ед. числе)
- Поставьте его во множественное число. (Троллейбусы).
- О чем мы с вами сегодня будем говорить? ( О форме числа имени существительного.)
- И так, в форме какого числа употребляются имена существительные? ( В форме единственного и множественного числа.)
5. Объяснение нового материала
1)Остановка «Орфографическая». (Слайд №6) ( работа у доски и по карточкам)
- Подберите проверочные слова, вставьте пропущенные буквы.( Заранее на доске.
Поменяйтесь тетрадями и проверим по компьютеру (Слайд№7)
Взаимопроверка Самопроверка ОЦЕНКИ
Посмотрите внимательно, в 1 столбике существительные, в форме какого числа? А во 2 ?
А как вы подбирали проверочные слова?
Сделайте вывод: (Имена существительные изменяются по числам._) (Слайд№ 8)
2. Работа с учебником. - Давайте сделаем остановку и зайдем в кафе под названием “Учебник” (Слайд №9).Но внимание, чтобы в него войти вам необходимо решить задачку.
- Перед вами слова (Слайд № 10), прочитайте их:
Ландыш Край Инженер Директор
- Что у них общего? (Существительные, единственное число, именительный падеж).
- Запишите их в тетрадь, изменив форму числа этих существительных, выделите окончания. - Что вы заметили?(Изменяются окончания.)
- А какое окончание во множественном числе вы написали у существительного «Директор»? У кого другой вариант?
- С какой проблемой мы столкнулись?
- Откройте учебники на странице 123 и прочитайте правило.
-Какие же окончания имеют существительные в именительном падеже во множественном числе?
- А вот что касается существительного «Директор», то правильным окончанием будет окончание ( а). Таких слов много и их произношение и написание нужно запомнить. С ними нам ещё предстоит встретиться на других уроках.
- Ребята, надо отдохнуть в кафе, сейчас зазвучит музыка, давайте подвигаемся, встаньте все
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Отдохнули в кафе? 3.Поехали дальше на пути стройка. Придётся остановиться
(Учитель читает стихотворение, на экране это стихотворение появляется.) (Слайд№14)
Мне нужны такие вещи: Молоток, тиски и клещи, Ключ, напильник и ножовка.
А всего нужней сноровка.
Сноровка это Навык, умение в каком – нибудь деле.
Определите, в каком числе употреблены выделенные существительные.
Подумайте можно ли изменить форму их числа. (Нет.)
- Почему?
-Все ли существительные в русском языке могут быть в форме и множественного и в форме единственного числа? Какой сделаете вывод? (Есть существительные только в единственного и только множественного числа.)
-Сравним наш вывод с компьютером. (Слайд № 15).
ВЫВОД в русском языке есть существительные, которые употребляются только в форме множественного числа или
|