Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. 5 класс (урок 116-133)
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. 5 класс (урок 116-133)
Комментарии преподавателя
Тема
«Три склонения имен существительных» |
|
Цель |
Закрепление у учащихся знаний в определении склонения имен существительных. |
Задачи |
Образовательные: отрабатывать умения и навыки в определении склонения имен существительных необходимые для выполнения в дальнейшем самостоятельной работы по теме. Развивающие: продолжать развивать орфографическую зоркость, самостоятельность, зрительную память, развивать и исправлять недостатки психических процессов: внимания и мышления. |
УУД |
Личностные УУД: формировать интерес (мотивацию) к учению, осознание личностного желания учиться. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно давать оценку своей деятельности на уроке. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения приходить к общему решению в совместной деятельности, но и учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь выражать свои мысли и овладевать диалогической формой речи. Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, построение речевых высказываний, использование знаково-символических средств. |
Планируемые результаты |
Предметные: Знать склонение имён существительных. Уметь определять склонение имён существительных. Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; воспитывать умение работать в коллективе, развивать самостоятельность и дисциплинированность. |
Основные понятия |
склонение |
Межпредметные связи |
литература |
Ресурсы: основные
|
Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. Русский язык. 5 класс. Проектор, интерактивная доска, индивидуальные карточки, магнитная доска. |
Формы урока |
Ф – фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая, С – самостоятельная работа |
Технология |
развивающее обучение, ИКТ – технология |
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Мотивация к учебной деятельности - психологический настрой учащихся.
Учитель: Слайд 1.
- Наш урок мы начнём с пословицы. Прочитайте её.
«Кто получит знания, тот не будет жить в нужде»
- Объясните, как вы её понимаете? (Ответы детей) - Только знания делают человека великим, грамотным и духовно богатым, а для этого вы должны особенно учить правила русского языка.
Учитель:
2. Сообщение темы и цели урока.
- На протяжении многих уроков русского языка мы знакомились с увлекательной частью речи - существительное. Слайд 2. Многое рассказала о себе эта часть речи. Но недавно мы узнали об интереснейшем факте. Посмотрите на доску из того что предложено вам определите тему урока - приём «Яркое пятно»: через зрительное восприятие найти нужное, обосновывая свой выбор. (Ответы детей) Тема урока - «Три типа склонения». А как вы думаете, что будет целью нашего урока?
Приём «Домысливание» - Учитель: с помощью слов-помощников попробуйте сформулировать цель, что будем весь урок делать:
изучать…
закреплять …
обобщать …
- Конечно же, закреплять знания, умения и навыки в определении склонения имён существительных. Но для того чтобы уметь определять склонение, надо знать несколько правил по этой теме.
II. Актуализация знаний.
Воспроизведение учащимися знаний, которые потребуются для выполнения предложенных заданий в дальнейшем. Устный опрос в форме – экзамена.
Учитель:
- С опроса, который пройдёт сейчас в форме - экзамена мы, и начнём наш урок. Что означает само слово - экзамен? Давайте прочитаем. Экзамен - 1. Испытание, задавание вопросов для определения степени чьих-либо познаний. 2. Проверка знаний, навыков по какому-нибудь учебному предмету или по какой-либо теме.
- Сейчас каждый из вас подойдёт ко мне и вытянет счастливый билет с вопросом, на который он затем ответит.
Вопросы для экзамена:
-
Что называется склонением?
-
Как определить склонение у существительного?
-
Что значит просклонять имя существительное?
-
Какие имена существительные относятся к 1 склонению? Назови.
-
Какие имена существительные относятся к 2 склонению? Назови.
-
Какие имена существительные относятся к 3 склонению? Назови.
-
Сколько падежей в русском языке?
Слабые ученики: выполняют работу по индивидуальным карточкам.
III. Закрепление ЗУН.
Выполнение учащимися различных заданий и упражнений по цели урока. Слайд 3.
Учитель:
- Откройте тетради, запишите число, классная работа. 2014 год Президентом В.В. Путиным объявлен Годом культуры. Культура означает не только правильное поведение. Это всё что написано на картинке. Это ещё и - Спорт, наука, живопись, балет, авиация, танцы.
Задание № 1. - Записать слова существительные в алфавитном порядке, определить склонение. Если кто-то знает и уверен, что сделает правильно, то может выполнять самостоятельно в тетрадях.
Учитель:
- Почему в слове танцы нет склонения? (Ответы детей - правило)
Учитель:
- Год культуры, ребята, проводится с целью "…сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире". Вы знаете, что в феврале уже прошло одно большое культурное событие – 22 зимние Олимпийские игры. Мы показали всем и в первую очередь себе, что умеем побеждать. И вы сейчас покажите свои победные умения в определении склонения существительных. Упражнение "Найди свое слово". Работать будете командами. Каждая команда получает карточку со словом-прилагательным.
Задание № 2. – Образовать от этого слова три однокоренных существительных 1, 2, 3 склонения. После того как выполните коллективно это задание, один человек от команды выйдет к доске и запишет свои слова.
Учитель:
- Важность задания заключается не в том кто вперёд, а кто правильно выполнит.
Команда 1 Команда 2
старый бедный
1 скл. - старушка беднота, бедняга
2 скл. - старик, старец бедняк
3 скл. - старость бедность
Учитель:
- Разберите слова по составу: 1 команда разбирает существительное первого скл., 2 команда – сущ. 3 скл.
Проверка выполненной работы на интерактивной доске. Слайд 4.
Учитель:
А) Работа с таблицей.
- Ребята, в этом месяце исполнится 205 лет со дня выхода первой книги Ивана Андреевича Крылова, великого баснописца - автора басен. Герои его басен в основном – животные и предметы быта. Сейчас каждый из вас будет работать с таблицей и выполнит самостоятельно на нэтбуках упражнение, которое называется "Ловушка". В таблице записаны с ошибками имена существительные-герои басен Крылова.
Задание № 3. – В каждом столбике найти ошибки. Правильно перетащить имена существительные по типам склонения.
1 скл.
2 скл. |
3 скл. |
|
пчела |
скворец |
мышь |
сирень |
медведь |
тень |
синица |
змея |
лошадь |
зеркало |
сапожник |
журавль |
свинья |
стрекоза |
лань |
Проверка выполненной работы. Слайд 4.
Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Физминутка
Учитель:
- Басни Крылова являются важнейшим источником фразеологизмов в русском языке. Слайд 5. Фразеологизмы – это не очень большая фраза, как правило, она имеет переносное значение. И вы, ребята, не раз уже слышали их от кого-либо, прочтите несколько фразеологизмов и их значения.
Фразеологизм
Значение фразеологизма |
|
Душа в пятки ушла |
Испугаться. Испугавшийся человек. |
Скатертью дорога |
Уходи, без тебя обойдемся. |
На седьмом небе |
Быть в полном восторге. Счастливый человек. |
Б) Работа с фразеологизмами (по группам).
Учитель:
Задание № 4. – Посмотрите на фразеологизмы и выпишите все существительные только:
1 группа (среднего уровня) 2 группа (сильного уровня) 3 группа (слабого уровня)
3 склонения 2 склонения 1 склонения скатертью на небе душа
дорога
Проверка выполненной работы. Слайд 5.
Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
В) Работа с книгой (с учебником).
стр. упр. №
Проверка выполненной работы.
IV. Итог урока.
V. Приём «Рефлексия (вопросы)».
Цель: получение эмоционального отклика личности, адекватной самооценки.
-
Что на уроке для вас было самым главным?
-
Что показалось вам сегодня трудным?
-
Какую пользу вы извлекли из этого урока?
Учитель:
- А теперь оцените себя сами.
Прикрепите на наше «Дерево Знаний» - листик, цветок, плод:
-
плод – всё получалось, работал отлично и плодотворно, на пять - 5;
-
цветок – не совсем удовлетворён своей работой, иногда ошибался, но в целом неплохо, на четыре - 4;
-
листик – недовольны собой, неудовлетворенны работой, что-то сегодня не заладилось, на три - 3 и надо ещё раз повторить эту тему и правила к ней.
VI. Оценки.
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.