Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. 5 класс (урок 116-133)
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. 5 класс (урок 116-133)
Комментарии преподавателя
Тема Падежи имён существительных
урока:
Цель * закрепить умения учащихся правильно склонять имена
урока: существительные;
-
повторить написание безударного окончания имён
существительных.
ХОД УРОКА.
-
Разминка.
Задание: правильно определите склонение имён существительных.
Тюль, дядя, простынь, дочь, тишина, озеро, шампунь, лебедь, Петя, рельс, объединение, такси, яблоко.
-
Театрализация стихотворения Г.Граубина «Ленительный падеж».
Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Из-за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог-то новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!
-
Устная разминка.
Задание: ответьте на вопросы.
-
Сколько падежей в русском языке?. Перечислите их с вопросами.
-
Почему мы задаём к падежам сразу два вопроса?
-
Какие имена существительные называются собственными, какие – нарицательными?
-
Сколько падежей было в древнерусском языке?
(Рассказ ученика о падежах)
Русский - язык девяти падежей.
Почему девяти, ведь в школе мы учили только шесть? Да, в русском языке шесть самостоятельных падежей, но есть ещё три, которыми все мы часто пользуемся.
Звательный падеж (вокатив).
Точнее, назовём его ново-звательным, чтобы отличить от того звательного, который существовал несколько веков назад.
Самостоятельная форма осталась только у группы уменьшительных. Когда мы обращаемся к Ване, Ане, Диме, говорим им "Вань", "Ань", "Дим", мы употребляем форму ново-звательного падежа вместо именительного "Ваня", "Аня", "Дима". "Ты, Зин, уж лучше, помолчала бы!" (Высоцкий). Ещё ново-звательный падеж есть у слов "мама", "папа", "дядя", "тётя" ("мам", "пап" и т. д.) и, редкий случай, у двух слов во множественном числе: "ребята" и "девчата" ("ребят", "девчат"). Однажды я даже слышал: "Мужчина! Мужчин!" Этот падеж образуется, как вы видите, посредством усечения окончания до нулевого. Но иногда, он может отличаться и специально добавленным окончанием: "Дениса! Пора домой!" или (собаке по кличке Бим) "Бима! Ко мне!"
Поскольку при обращении может использоваться и именительный падеж, ново-звательный является не обязательным, а ф а к у л ь т а т и в н ы м падежом.
Местный падеж (локатив).
Ну, тут всё просто. Все вы знаете, как образовать предложный падеж слова шкаф. "О чём? - О шкафе. На чём? - ... На шкафу!"
Вот эти формы: на шкафу, в лесу, в строю, на носу (а не на шкафе, в лесе в строе, на носе, что неграмотно) и выражают местный падеж. Как вы заметили, он употребляется только с предлогами "в" и "на". Единственный встреченный мною случай употребления локатива с предлогом "при": при полку.
Разделительный падеж (партитив).
Самый, пожалуй, неустойчивый и сложный падеж. Считается вариацией родительного. Головка чеснока или головка чесноку, стакан кефира или стакан кефиру, бутылка коньяка или бутылка коньяку? У Булгакова кот Бегемот в ходе перестрелки одновременно сделал глоток бензина и напился бензину. Иногда просто необходимо употребить форму не стандартного родительного, а разделительного: "Я из лесу вышел" (Некрасов), "Огоньку не найдётся?", "без году неделя".
А для того, чтобы запомнить систему девяти русских падежей существительного, давайте составим табличку.
Пример ново-звательного |
Пример местного |
Пример разделительного |
Пример разделительного и местного. |
|
Именительный |
Ваня |
мозг |
чай |
снег, лес |
Родительный |
Вани |
мозга |
чая |
снега, леса |
Разделительный |
--- |
мозга |
(стакан) чаю |
(куча) снегу, (вагон) лесу |
Дательный |
Ване |
мозгу |
чаю |
снегу, лесу |
Винительный |
Ваню |
мозг |
чай |
снег, лес |
Ново-звательный |
Вань |
--- |
--- |
--- |
Творительный |
Ваней (Ванею) |
мозгом |
чаем |
снегом, лесом |
Предложный |
О Ване |
о мозге |
о чае |
о снеге, о лесе |
Местный |
На Ване |
в мозгу |
в чае |
в снегу, в лесу. |
-
Какой падеж не употребляется с предлогом?
-
Творческая работа.
Задание: составьте из данных слов предложение.
- Что такое предложение?
(Маленький, удавиться, в, Данилко, петелька. – Маленький Данилко в петельке
удавился).
- Сделайте синтаксический разбор предложения, определите склонение и падеж
существительных.
-
Дополнение учителя.
Падеж – грамматическая категория имени, выражающая отношение данного имени в данном падеже к другим словам в предложении.
Древнегреческая традиция оказала влияние на латинскую. В латинском было 5 падежей.
- Лишительный, «отложительный», был добавлен в конце.
- Именительный, родительный, дательный, винительный, отложительный.
Количество падежей зависит от развитости системы предлогов. В современном английском языке существует два падежа и развитая система предлогов, финско – угорском – 14 падежей и минимальное количество предлогов, в венгерском – двадцать два.
Именительный падеж – прямой. Форма именительного падежа является начальной формой слова. В предложении существительное в именительном падеже может быть подлежащим, именной частью составного сказуемого, обращением, приложением.
- А сколько в русском? Перечислите их.
-
Определите падеж.
Задание: определите падеж слова «дело» в разных пословицах.
Дело шуток не любит. (И.п.)
От до дела целая верста. (Р.П.)
Не по сути дело, а по делу суть. (Д.п.)
Задание: прочитайте четверостишие, помогите попугаю Кеше найти и исправить ошибки. Какой можно сделать вывод.
Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол,
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вывод: в русском языке есть несклоняемые имена существительные.
-
Стихотворение поэта Кирсанова.
Повсречательный есть падеж,
Узнавательный есть падеж,
Ожидательный и томительный,
Расставательный и мучительный,
И ревнительный есть падеж.
- Эта шутка не так далека от действительности. Каких только нет падежей в русском языке:
1. Сопроводительный (в сопровождении чего? кого?).
2. Лишительный (без чего?).
3. Заступительный (вместо кого?).
4. Превратительный (становится чем? кем?).
5. Срединный (среди чего?).
6. Поверхностный (поверхности чего?).
И множество других есть падежей в языках мира.
-
Алгоритм.
-
-
Нахожу слово, к которому относится имя существительное.
-
Ставлю вопрос.
-
Выделяю окончание.
-
Определяю падеж.
-
-
Работа с сигнальными карточками (Е – И).
-
-
Сидеть на ветке.
-
Гулять по аллее.
-
Подплыть к суше.
-
Отдыхать в санатории.
-
Вспомнить о товарище.
-
Привязать к нити.
-
Стоять в очереди.
-
Подойти к речке.
-
Найти на карте.
-
Расти на яблоне.
-
Хранить в бутыли.
-
Бланк повестки.
-
Подходить к рассаде.
-
Письмо учительнице.
-
Отвечать по географии
-
Побывать в планетарии.
-
-
Игра «Кто быстрее».
Задание: определите падеж существительных, поставьте ударение, выделите окончание.
1 группа 2 группа
у реки у опушки
для семьи для ёлки
без доски без дороги
около реки около деревни
из земли из рощи
-
Письмо по памяти.
Задание: запишите по памяти стихотворение, определите падеж имён существительных.
Ночь уходит. Свет зари струится.
Поредел над сопками туман.
Лес шумит. Шумят поля пшеницы.
Моряки уходят в океан.
Реки и озёра засверкали, звёзды догорают в синеве.
Над Москвою розовеют дали. Утро начинается в Москве.
11. Проверь себя (тестирование).
1. В русском языке падежей:
1) 7;
2) 9;
3) 6.
2. Творительный падеж отвечает на вопросы:
1) кто? что?
2) кем? чем?
3) кого? что?
3. У существительных мн.. в Дат.п. пишется окончание:
1) – ы, - и;
2) - амии, - ями;
3) - ям, -ам.
12. Итоги урока.
- Что нового вы узнали о склонении имени существительного?
- Как правильно определить падеж?
13. Домашнее задание.
-
-
Вспомнить падежи имён существительных с вопросами.
-
Составить текст на тему «Природа родного края».
-
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.