Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. 5 класс (урок 116-133)
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. 5 класс (урок 116-133)
Комментарии преподавателя
Цели урока:
- отработка способа действия при выборе написания О-Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц;
- формирование умения применять правило написания О-Е после шипящих и Ц.
Тип урока: урок – изложение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Как правильно определить падеж имен существительных?
(1. Найти слово, к которому относится существительное.
2. Поставить от этого слова к существительному вопрос.
3. Определить падеж существительного в данном предложении.)
III. Повторение.
– Работа по карточкам в 2-х вариантах. (Приложение)
– Устная синтаксическая минутка. (Проводится с теми учащимися, которые не работают по карточкам)
Задание. Составьте предложения по данным схемам, используя в них предложенные слова. Объясните постановку знаков препинания. (Удачные предложения записать в тетради).
- [ ], и [ ] шорох
- А: «П» желтый лист
- «П?» – а крыжовник
– Задание для учащихся всего класса
Запись словосочетаний с пояснением и графическим выделением орфограммы № 14. (Буквы Е-О после шипящих в корне слова).
Трудолюбивые пчелы, спелый крыжовник, желтый одуванчик, мягкая шерстка, тихий шепот, ровный шов.
– Ребята, в какой морфеме находится орфограмма? (В корне)
– Что называется корнем?
Вывод: буквы О и Е после шипящих могут стоять не только в корне, но и в окончании.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой орфограммой «Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
Запись темы урока в тетрадях.
– Что называется окончанием ?
IV. Объяснение нового материала.
На доске изображена таблица.
Падеж, число | О | Е |
И.п. ед.ч. | Кольцо | Полотенце |
Т.п. ед.ч. | Свечой Плащом Ковшом Ножом Свинцом |
Тучей Рощей Маршем Пляжем Задачей |
Р.п. мн.ч. | Борцов | Горцев |
Наблюдения по таблице, выполнение заданий
- Какой частью речи являются данные слова? (Имена существительные)
- В какой части слова выделены буквы О и Е? (В окончании)
- После каких согласных стоят эти буквы? (После шипящих и Ц)
- Определите ударение в словах.
Выводы из наблюдений.
Сформулировать правило пытаются ученики. Учитель обобщает выводы учащихся.
Проговаривается орфограмма №18.
После шипящих и Ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква О, без ударения – буква Е.
Чтение и заучивание орфограммы №18 по учебнику на стр.210.
Обратить внимание на выделение орфограммы
V. Словарно-орфографическая работа.
Полотенце (историч. полотен/ц/е, уменьшительное от полотн/о. полотенеч/н/ый (ч/ц).
Полотенце, в Р.п. -а; во мн.ч. -нец.
Бельевое изделие в виде удлиненного полотнища для вытирания, обтирания. Личное, ручное, банное полотенце.
Запись в словарик.
Составление предложения со словом полотенце.
VI. Каллиграфия.
Прописать данное слово в тетради.
VII. Закрепление изученного материала.
Запись словосочетаний с комментированием
На доске:
Быть | храбрец гордец ленивец упрямец |
Стать | молодец живописец продавец земледелец |
Познакомиться | горец кавказец тамбовец норвежец |
С помощью какого суффикса образованы названия лиц (людей) по месту их жительства? (-ец)
VIII. Физкультминутка.
Буратино подтянулся,
Раз качнулся, два качнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, верно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать
Звучит песня «О дружбе» (из м/ф «Бременские музыканты»).
Задание: найти слово на изученную орфограмму. (Дворцов)
– Выполнение упражнения 556
IX. Задание на дом:
– выучить орфограмму № на с.;
– упражнение ,,,
X. Обобщение урока:
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.