Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. 5 класс (урок 116-133)

Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. 5 класс (урок 116-133)

Комментарии преподавателя

Цели урока:

  • отработка способа действия при выборе написания О-Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц;
  • формирование умения применять правило написания О-Е после шипящих и Ц.

Тип урока: урок – изложение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Как правильно определить падеж имен существительных?

(1. Найти слово, к которому относится существительное.
2. Поставить от этого слова к существительному вопрос.
3. Определить падеж существительного в данном предложении.)

III. Повторение.

– Работа по карточкам в 2-х вариантах. (Приложение)

– Устная синтаксическая минутка. (Проводится с теми учащимися, которые не работают по карточкам)

Задание. Составьте предложения по данным схемам, используя в них предложенные слова. Объясните постановку знаков препинания. (Удачные предложения записать в тетради).

  • [ ], и [ ] шорох
  • А: «П» желтый лист
  • «П?» – а крыжовник

– Задание для учащихся всего класса

Запись словосочетаний с пояснением и графическим выделением орфограммы № 14. (Буквы Е-О после шипящих в корне слова).

Трудолюбивые пчелы, спелый крыжовник, желтый одуванчик, мягкая шерстка, тихий шепот, ровный шов.

– Ребята, в какой морфеме находится орфограмма? (В корне)

– Что называется корнем?

Вывод: буквы О и Е после шипящих могут стоять не только в корне, но и в окончании.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой орфограммой «Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Запись темы урока в тетрадях.

– Что называется окончанием ?

IV. Объяснение нового материала.

На доске изображена таблица.

Падеж, число О Е
И.п. ед.ч. Кольцо Полотенце
Т.п. ед.ч. Свечой
Плащом
Ковшом
Ножом
Свинцом
Тучей
Рощей
Маршем
Пляжем
Задачей
Р.п. мн.ч. Борцов Горцев

Наблюдения по таблице, выполнение заданий

  • Какой частью речи являются данные слова? (Имена существительные)
  • В какой части слова выделены буквы О и Е? (В окончании)
  • После каких согласных стоят эти буквы? (После шипящих и Ц)
  • Определите ударение в словах.

Выводы из наблюдений.

Сформулировать правило пытаются ученики. Учитель обобщает выводы учащихся.

Проговаривается орфограмма №18.

После шипящих и Ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква О, без ударения – буква Е.

Чтение и заучивание орфограммы №18 по учебнику на стр.210.

Обратить внимание на выделение орфограммы

V. Словарно-орфографическая работа.

Полотенце (историч. полотен/ц/е, уменьшительное от полотн/о. полотенеч/н/ый (ч/ц).
Полотенце, в Р.п. -а; во мн.ч. -нец.
Бельевое изделие в виде удлиненного полотнища для вытирания, обтирания. Личное, ручное, банное полотенце.

Запись в словарик.

Составление предложения со словом полотенце.

VI. Каллиграфия.

Прописать данное слово в тетради.

VII. Закрепление изученного материала.

Запись словосочетаний с комментированием

На доске:

Быть храбрец
гордец
ленивец
упрямец
Стать молодец
живописец
продавец
земледелец
Познакомиться горец
кавказец
тамбовец
норвежец

С помощью какого суффикса образованы названия лиц (людей) по месту их жительства? (-ец)

VIII. Физкультминутка.

Буратино подтянулся,
Раз качнулся, два качнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, верно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать

Звучит песня «О дружбе» (из м/ф «Бременские музыканты»).

Задание: найти слово на изученную орфограмму. (Дворцов)

– Выполнение упражнения 556

IX. Задание на дом:

– выучить орфограмму № на с.;

– упражнение ,,,

X. Обобщение урока:

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.