5 класс. Русский язык. Повторение изученного в начальных классах

5 класс. Русский язык. Повторение изученного в начальных классах

Комментарии преподавателя

Все согласные звуки различаются по участию голоса и шума в процессе образования звука. По этому признаку выделяют сонорные согласные звуки, отличающиеся наличием в большей мере голоса, а не шума: [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [j'], - и шумные, которые, в свою очередь, делятся на звонкие и глухие согласные (при образовании первых наряду с шумом участвует и голос, при образовании вторых - только шум); к звонким относятся: [б], [б'], [д], [д'], [г], [г'], [в], [в'], [з], [з'], [ж]; к глухим относятся: [п], [п'], [т], [т'], [к], [к'], [ф], [ф'], [с], [с'], [ш], [х], [x'], [ц], [ч'], [щ'].

Озвончение и оглушение согласных

Для современного русского произношения характерно озвончение и оглушение некоторых согласных. Мы оглушаем звонкий согласный в абсолютном конце слова (например, в слове пруд конечный согласный произносится глухо - пру[т]) и перед глухим согласным (ре[с]кий, но  ре[з]ок). Глухой согласный озвончается перед звонким согласным (например, в слове косить произносим [c'] - ко[c']ить, а слове косьба - [з'] - ко[з']ба). Написание согласных в этих позициях (они называются слабыми позициями) необходимо проверять.

Как проверить написание согласных?

Для того чтобы проверить написание согласных, нужно подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы согласный оказался перед гласным или перед р, л, м, нпруд – пруды, молотьба – молотить, узкий – узок, мог (могу), мок (мокнуть), просьба (просить), резьба (резать).Эти позиции называются сильными. Мы различаем звонкие и глухие в словах злой и слой (перед сонорным л), бой и пой (перед гласным). Исключением является слово свадьба (отсватать).

В некоторых иноязычных словах парный по глухости-звонкости согласный  нельзя проверять однокоренным словом: абстракция (абстрагировать), транскрипция (транскрибировать).

Написание слов с непроверяемыми согласными рекомендуется запомнить или определять по орфографическому словарю: варежка, ветчина, вокзал, зигзаг, здание, здесь, космонавт, потчевать, сдоба.

Урок можно посмотреть тут http://interneturok.ru/ru/school/russian/5-klass/bpovtorenie-izuchennogo-v-mladshih-klassahb/pravopisanie-gluhih-i-zvonkih-soglasnyh?seconds=0

Источники

http://interneturok.ru/ru/school/russian/5-klass/bpovtorenie-izuchennogo-v-mladshih-klassahb/pravopisanie-gluhih-i-zvonkih-soglasnyh?seconds=0 - конспект

http://www.youtube.com/watch?v=mmhGuYI-K0s

http://www.youtube.com/watch?v=FL2BGB25y0w

http://www.youtube.com/watch?v=R3S4r3bQJm4

http://www.youtube.com/watch?v=sgPcHn1Pulk

http://www.uchportal.ru/load/301-1-0-37973

http://www.zavuch.ru/methodlib/263/91921/#sthash.v6ZNo3lO.dpbs

Файлы