Древний Восток. Индия и Китай в древности. 5 класс. История Древнего мира.

Древний Восток. Индия и Китай в древности. 5 класс. История Древнего мира.

Комментарии преподавателя

1. Поднебесная

На востоке Азии, на широкой равнине между реками Хуанхэ и Янцзы в I тысячелетии до нашей эры появилось государство, получившее название Китай. Эта страна подарила миру множество удивительных вещей – китайский шелк, фарфор, зеркала и зонты, а так же бумагу. Но, пожалуй, самым удивительным является возникновение особого учения – конфуцианства.

III тыс. до н.э. в долинах двух великих рек Хуанхэ (что означает Желтая река), и Янзцы (Голубая река) возникли первые городские поселения, положившие начало возникновению древнекитайской цивилизации. Постепенно небольшие поселения превратились в отдельные царства, постоянно воюющие друг с другом за территорию. Борьба за господство привела к объединению Китая в централизованное государство, правителем которого стал  Шихуанди, основатель династии Цинь. Китайцы называли своего императора Сыном Неба, а подчиненную ему страну Поднебесной.

Восток Китая имеет более благоприятные природные условия: мягкий климат, разнообразная флора и фауна. Эти условия способствовали тому, что именно в этой части страны появилась древнейшая земледельческая культура. Китай является родиной проса, чая, тутового и лакового деревьев. Основными продуктами сельского хозяйства были пшеница, соевые бобы, ячмень и рис.

Более 3,5 тысяч лет тому назад китайцы создали свою письменность. Специальной кисточкой или палочкой иероглифы наносили сверху вниз на шелковую ткань или на узкие дощечки из расщепленного бамбука. Если делали ошибку, то соскабливали написанное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали веревку. Связка бамбуковых дощечек и была древнекитайской книгой.

 

 

2. Китайский мудрец Конфуций

В конце VI - начале V веков до н.э. жил в Китае великий мудрец Кун Фу-цзы, больше известный нам как Конфуций, разработавший уникальную систему моральных ценностей и норм, оказавшую огромное воздействие на развитие духовной культуры, политической и общественной жизни Китая.

Конфуций родился в государстве Лу, в древней и знатной, но обедневшей семье. Отец будущего великого философа к моменту рождения сына был уже немолод и вскоре скончался. Жил маленький Конфуций с матерью очень бедно, поэтому его жизнь была наполнена тяжелым трудом и лишеньями. Юношу отличало жадное стремление к знаниям. Конфуций много читал, занимался самообразование, а так же посещал школу. Он настолько прилежно и ответственно учился, что в 17 лет его уже назначили помощником учителя. Окончив образование, Конфуций стал государственным чиновником, получив должность хранителя амбаров. Он служил с большим рвением, старательно выполняя свои обязанности, но понимал, что не способен изменить господствующие в стране порядки, и поэтому в 25-летнем возрасте, в сопровождении своих учеников,  отправился в путешествие по Китаю, встречаясь с царями и вельможами, преподавая людям свою мудрость. В возрасте 60 лет Конфуций вернулся на родину, где и скончался. После смерти философа его ученики записали высказывания своего учителя и интересные случаи из его жизни и составили книгу «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), до сих пор пользующуюся большой популярностью как в Китае, так и за его пределами.

 

3. Конфуцианство и его роль в становлении и развитии Китайского государства

Чему же учил Конфуций?

Первый принцип его философии – уважение к старшим. В семье младшие братья должны выказывать уважения старшим, дети – родителям. Старшим надлежит заботиться о младших, помогая и поддерживая их. Те же качества, считал Конфуций, должны быть присущи и правителю. Царь должен заботиться о своих подданных, защищая и оберегая их. Подданные же должны выказывать царю уважение, безоговорочно подчиняясь ему.

Особое значение придавал Конфуций воспитанности людей. Он подчеркивал, что необходимо быть учтивым – перед входом в дом снимать туфли, одежда и прическа должны быть аккуратны. Воспитанный китаец вежлив, но не заискивает перед теми, кто выше его по положению.

Чтобы добиться в жизни успеха, необходимо жить не только согласно правилам хорошего поведения, но также честно и верно исполнять свой долг. Конфуций говорил: «Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде». Лишь благородному человеку, считал Конфуций, можно доверять высокие государственные посты и место при царской особе.

Слава о Конфуции быстро распространилась по Китаю. Его авторитет был огромен, за советами к нему обращались как правители, так и простые люди. Но хватало и недоброжелателей. Отношение к Конфуцию можно проиллюстрировать притчей:

Рассказывают, что один аристократ представил Конфуция министру. Когда Конфуций удалился, аристократ вошёл к министру узнать его мнение о госте.

— После того как я увидел Конфуция, — сказал министр, — вы уже кажетесь мне крошечным, как вошь или блоха. Я сегодня же представлю его государю.

И тогда аристократ, опасаясь, что государь слишком возвысит Конфуция, сказал министру:

— Когда государь увидит Конфуция, вы тоже покажетесь ему вошью или блохой!

И министр отказался от своего намерения.

http://www.bogoslov.ru/data/2013/07/06/1235558955/2poster49265.jpgРоль конфуцианства в становлении и развитии Китайского государства огромна. Достаточно сказать, что даже сейчас, спустя почти два с половиной тысячелетия после смерти Конфуция китайские школьники изучают его высказывания, а политики используют в своей практической деятельности ценные советы древнего мудреца.

 

 

 

4. Краткие итоги урока

Подведем итоги урока:

1.       В I тысячелетии до нашей эры на берегах рек Хуанхэ и Янцзы начала зарождаться китайская цивилизация;

2.       Большую роль в её становлении сыграло философское учение, разработанное мудрецом Конфуцием – конфуцианство;

3.       Конфуций призывал людей быть воспитанными и благородными, уважать старших и заботиться о младших;

4.       Учение Конфуция до сих пор оказывает влияние на Китай, его политику и систему ценностей.

 

К занятию прикреплены файл  «Это интересно!» и файл  «Тест». Вы можете скачать файлы  в любое удобное для вас время.

Использованные источники:  

  • http://znaika.ru/catalog/5-klass/istoriya/Chemu-uchil-kitayskiy-mudrets-Konfutsiy
  • https://www.youtube.com/watch?v=8w6pPmeUEHg
  • https://www.youtube.com/watch?v=CHJitiB-F1k
     

 

Файлы