5 класс. Русский язык. Словосочетания. Предложения. Главные члены предложения.

5 класс. Русский язык. Словосочетания. Предложения. Главные члены предложения.

Комментарии преподавателя

Разбор словосочетания

Словосочетания состоят из главного и зависимого слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически или только по смыслу. При разборе главное слово выделяется так: ×. От главного к зависимому задается вопрос, который записывается над стрелочкой. С помощью этого вопроса и устанавливается смысловая связь между словами в словосочетании.

Например: густой лес – главное слово лес;

вопрос к зависимому лес (какой?) густой (предмет и его признак).

Или: колышутся на ветру – главное слово колышутся;

вопрос к зависимому: колышутся (где? отчего? на ветру)

(действие и предмет, с помощью которого оно совершается).

Грамматическая связь выражается окончаниями зависимых слов или окончаниями и предлогами. В словосочетании густой лес грамматическая связь выражается окончанием, в словосочетанииколышутся на ветру – при помощи окончания предложного падежа и предлога на. А в словосочетании убегает вдаль связь только смысловая, т.к. зависимое слово (вдаль – наречие) не изменяется.

Важно помнить, что не любые два (или более) слова, стоящие рядом, являются словосочетанием.

Во-первых, в словосочетании должно быть не менее двух слов, но оба эти слова должны являться самостоятельными частями речи.

Например, сочетание посреди озера нельзя назвать словосочетанием, так как слово посреди – предлог, служебная часть речи.

Во-вторых, в словосочетании одно самостоятельное слово непременно должно подчинять себе другое, т.е. связь между ними является подчинительной.

Например, фраза цветы и травы не является словосочетанием, т.к. связь между словами сочинительная слова эти равноправны, в предложении они являются однородными членами.

В-третьих, не является словосочетанием грамматическая основа.

Например, облака плывут – это уже не словосочетание, а простое нераспространенное предложение.

В-четвертых, словосочетанием не являются устойчивые сочетания (фразеологизмы), повторы слов и составные формы слова.

Например, бить баклуши – фразеологический оборот, начал петь (т.е. запел) – составная форма,дуб дубом или ехали-ехали – повторы слов.

 

 

http://www.youtube.com/watch?v=paSYplDlxA8

http://www.youtube.com/watch?v=3d5AuJB8Ptg

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/01/12/slovosochetanie

конспект http://znaika.ru/catalog/5-klass/russian/Slovosochetanie.-Razbor-slovosochetaniya

 

Файлы